Куда идут штрафы за нарушение ПДД?
Куда идут штрафы за нарушение ПДД?
На начало 2018 года в России было зарегистрировано около 43 540 000 легковых автомобилей. Известно также, что в среднем по стране на 1 000 жителей приходится 296 легковых авто. Самыми автомобильными регионами по этому показателю приходятся: Приморский и Камчатский края, Московская и Калужская области, республика Карелия.
Цифры, факты и закон
Систематически автолюбители нарушают правила дорожного движения. Сейчас в век информационных технологий после нарушений к ним приходят «письма счастья», ну или можно отслеживать свои штрафы в специальном мобильном приложении. Так, самым распространённым штрафом для водителей в России является взыскание за превышение скоростного лимита. Во многом это можно объяснить наличием комплексов фото- и видеофиксации, которые делают множество снимков ежедневно. Оказалось, что больше всего лихачей в Рязанской, Костромской и Нижегородской областях.
На втором месте по нарушениям в большинстве регионов расположилось несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой. На третьей позиции – движение по обочине.
По данным сайта «Зарулем.рф», в десятку самых распространенных нарушений ПДД также вошли: движение по полосе для общественного транспорта; неоплата парковки; заезд за стоп-линию и проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика; нарушение правил парковки и непристегнутый ремень безопасности.
Однако, в каждом регионе своя специфика. Так, в Топ-5 самых популярных нарушений ПДД в Москве вошли:
– превышение скорости от 40 до 60 км/ч;
– несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой;
– движение по обочине;
– движение по полосе для общественного транспорта;
Любопытно сравнить столичный топ-5 с пятеркой самых популярных нарушений в Дагестане (этот регион наиболее заметно выбивается из общего списка):
– отсутствие и просрочка страховки;
– нарушение правил тонировки;
– превышение скорости от 20 до 40 км/ч;
Более того, эксперты даже выяснили, владельцы каких автомобилей чаще нарушают ПДД. В России чаще других штрафы получают владельцы дорогих марок автомобилей, в частности, Infiniti, BMW, Mercedes-Benz, Audi и Lexus. Эти выводы сделаны из анализа 2017 года.
«Напрашивающийся в первую очередь вывод – штрафы, в том числе крупные, являются слабым сдерживающим фактором для владельцев дорогих и мощных машин люксовых марок. Отсутствие прогрессивной шкалы приводит к тому, что для состоятельных россиян штрафы за скорость, «непропуск» пешехода или непристегнутый ремень безопасности, интуитивно воспринимается как абонентская плата за вседозволенность на дороге», — отмечают авторы исследования. И сетуют на то, что в России нет законодательно установленных мер воздействия на тех водителей, которые регулярно получают большое количество штрафов за нарушения ПДД.
А теперь приведём некоторые виды нарушений и размер штрафов за них. Например, за превышение скорости сумма может варьироваться от 500 рублей до 5000 рублей. Движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение Правил дорожного движения обойдётся в 2000 рублей. За движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением предусмотрен либо штраф в 5 000 руб., либо лишение прав на 4-6 месяцев.
Отметим, что штраф должен быть оплачен в течение 60 дней. В случае, если вы это не сделаете, то вас могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа уже в двукратном размере или в виде ареста на срок до 15 суток, или же в виде обязательных работ на срок до 50 часов.
А куда деньги поступают?
Недавно по Первому каналу был сюжет об автоштрафах. Сразу сделаю ремарку, по ТВ смотрю только новостные передачи, и то только для того, чтобы быть в курсе последних событий. Так, в новостном сюжете пытались выяснить, куда же уходят штрафы: в бюджет или в карманы частных компаний? В пример привели волгоградских депутатов, которые недавно сами задались этим вопросом. Цифры их сильно удивили.
«Каждый год штрафов в областной бюджет приходит от миллиарда до миллиарда 200 млн рублей. Спросили: а вот те коммерческие партнеры, с которыми заключены соглашения по обслуживанию, они сколько получают? И была озвучена цифра – более 500 млн рублей», — рассказал депутат Волгоградской областной Думы Михаил Таранцов.
По словам депутата, если бы вместо частников ту же самую работу выполняло госучреждение, то обслуживание камер обошлось бы всего 30 млн. Но в администрации Волгоградской области объясняют: государственно-частное партнерство законно и все траты оправданы. Так работают в Свердловской, Нижегородской областях, Красноярском крае и некоторых других регионах России. В Махачкале вообще этим занимается только коммерческая фирма. А вот в Саратовской области вся система видеофиксации исключительно государственная. От сотрудничества с частниками там отказались.
«Во-первых, большой процент берут со штрафов. Получается, половина практически. Например, 500 рублей штраф, где-то 200-250 рублей они обычно забирают себе. То есть намного дешевле обходимся мы, чем частные фирмы», — говорит директор Регионального навигационно-информационного центра Валерий Хибаров.
Где забота о безопасности, а где система видеофиксации превращается в доходный бизнес? Водители считают, что регулярно оказываются в намеренно подстроенных ловушках.
В компании, которая в соответствии с госконтрактом как раз и расставляет передвижные камеры, утверждают: где стоять треноге решают не они, а региональное учреждение-заказчик по согласованию с ГИБДД.
«Это места, где произошло три и более дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими, либо места, выбранные на основе анализа дорожных условий и нарушений правил дорожного движения», — сообщил директор компании по установке камер видеофиксации Александр Барсуков.
Но водители спорят: есть и более аварийно-опасные места, чем те, где треног больше всего.
«На сегодняшний момент вся система устроена так, что фирмы, которые обслуживают эти камеры, они получают с этого доход. И пока это будет именно так делаться, то, естественно, камеры будут ставить там, где выгодно тем или иным лицам, которые обслуживают эти камеры», — отметил руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев.
Условия контрактов в разных регионах отличаются: где-то фирмы получают фиксированную сумму, а где-то – определенную сумму с каждого штрафа. Но волгоградские депутаты уверены: если система видеофиксации в регионе будет полностью государственной, то это сэкономит сотни миллионов бюджетных денег. Со следующего года эти средства должны направляться только в дорожный фонд региона и тратиться на ремонт дорог.
В процессе своей деятельности мы лично столкнулись с данной темой. К нам на ревизию поступили материалы, где некая организация «А» выиграла контракт на сотню миллионов рублей для организации процесса изготовления и пересылки заказными письмами постановлений, вынесенных Центрами автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД. Затем организация «А» привлекает для этой работы фирмы «Б» и «В», которые выполняют функции в рамках своей компетенции. Более того, фирма «В» также находит посредника – фирму «Г». Получается, организация «А» выступает подрядчиком, находя субподрядчиков, которые в свою очередь также привлекают сторонние организации. Организация «А», являясь монополистом на рынке, не выполняя никаких работ, только найдя субподрядчиков, зарабатывает миллионы рублей, в то время как эти деньги можно было сэкономить, заключив контракты напрямую с фирмами, в чьих силах выполнить данный фронт работ. Но дело в том, что изначально конкурсная документация уже пишется под конкретного подрядчика. В нашем случае все сделано так, чтобы выиграла именно организация «А». Выходит такая длинная цепочка подрядчика и субподрядчиков, в результате которой на каждом этапе попросту списываются и «пилятся» миллионы.
Президент России Владимир Путин 4 июня подписал закон, согласно которому с 2019 года штрафы за нарушение правил дорожного движения будут направляться в региональные дорожные фонды. Изменения вносятся в п. 4 ст. 179 Бюджетного кодекса России. Соответствующий документ опубликован на официальном портале правовой информации. Инициатором законопроекта выступило Министерство транспорта России для исполнения поручений президента, касающихся дополнительных источников доходов для дорожных фондов. В ведомстве считают, что такая мера позволит вдвое увеличить расходы на строительство и реконструкцию региональных дорог.
Как мы уже говорили, в настоящее время штрафы за нарушение законодательства о безопасности дорожного движения в полном объеме зачисляются в региональные бюджеты, и субъекты могут тратить их по своему усмотрению. Получается, что главы субъектов сами решают, какая доля пойдет в дорожный фонд.
По данным Федерального казначейства, объем доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации от уплаты таких штрафов в 2016 году составил около 60 млрд. рублей, а в 2017 году – более 67 млрд.
«С января 2019 мы будем точно знать, что все средства от штрафов за нарушения ПДД действительно пойдут на содержание дорог, их ремонт или даже создание новых региональных трасс.Ранее деньги от штрафов размывались на необходимые нужды: например, чтобы закрыть «дыру» в бюджете в каком-либо секторе. Теперь, раз на это будут идти все средства, а не какая-то их часть, денег на дорогу станет выделяться гораздо больше. Несмотря на то, что такое решение можно считать весьма положительным, ведь чем больше средств тратится на дороги, тем лучше, одними штрафами дороги в нормальном состоянии поддерживать невозможно», — утверждает автомобильный эксперт Антон Чуйкин.
При этом он опасается, что региональные власти не только постараются повысить собираемость штрафов по линии ГИБДД, но и резко увеличат число новых камер фото-видеофиксации нарушений ПДД.
«При целевом использовании средств дороги действительно должны стать лучше, а насколько, уже будет зависеть от того, как интенсивно будут нарушать ПДД автомобилисты. Однако сейчас все боятся, что начнут получать множество штрафов, которые будут выписывать не совсем законно.
Хотя даже сейчас возникают такие ситуации: где-то необоснованно поставят знак с гораздо меньшей скоростью, например в районе заброшенного населенного пункта, а где-то не уберут его после ремонта», — рассказал Чуйкин.
Между тем, в Минтрансе считают, что данная статья является не основным, а дополнительным источником доходов дорожных фондов.
«В соответствии с бюджетным Кодексом региональные дорожные фонды формируются, прежде всего, за счет: акцизов на автомобильное топливо, транспортного налога, межбюджетных трансфертов из федерального бюджета», — заявили в Минтрансе России.
Куда поступают деньги мы разобрались. Насколько справедливо выписываются штрафы – это уже совсем другой вопрос. Ведь ошибочные штрафы ГИБДД – не такая уж редкость в наши дни. Они возникают вследствие ошибок компьютеров или невнимательности и рассеянности операторов центров фото-и видеофиксации, инспекторов ГИБДД. Для их обжалования нужно обратиться в Госавтоинспекцию или в суд для доказательства своей правоты. Это можно сделать и по Интернету, через сайты Госуслуги и ГИБДД. Основаниями для аннулирования штрафов могут служить материалы, которые вам должны предоставить в центре автоматизированной фиксации.
Теперь вы знаете о своих правах, но и не забывайте об обязанностях. Помните, на дороге превыше всего безопасность – как ваша, так и остальных водителей, пассажиров и пешеходов, – так что давайте без нарушений.
Понравился материал? Поделитесь:
Куда идут деньги от штрафов ГИБДД и на что их тратят
Немного найдётся в России водителей, ни разу не нарушавших правила дорожного движения и не отвечавших за свои ошибки рублём. К некоторым автомобилистам «письма счастья» от Госавтоинспекции приходят регулярно, заставляя задуматься не только над сменой своего стиля вождения, но и над тем, куда идут деньги от штрафов ГИБДД.
Куда идут деньги от штрафов ГИБДД
Начиная с 1 января 2019 года средства, собранные с автомобилистов-нарушителей, решено адресно передавать на приведение в порядок российских трасс. Закон об этом ещё в 2018 году был подписан главой государства. Президент постановил перечислять рубли и копейки не в краевые и областные бюджеты, как раньше, а напрямую на счета региональных дорожных фондов. Документ, вносящий соответствующие изменения в Бюджетный кодекс РФ, можно найти на официальном портале правовой информации.
В качестве аргументов в пользу принятия такого решения в Министерстве транспорта России, выступившем разработчиком проекта, называли плачевное состояние дорог по всей стране и появляющуюся возможность существенно улучшить качество трасс в регионах. Не секрет, что раньше, когда получателем штрафов были региональные власти, средства постоянно направлялись не на дороги и их ремонты, а на латание любых других бюджетных дыр. Теперь это исключается.
Сегодня деньги от нарушителей наполняют дорожные фонды, наряду с перечислениями от:
- оплаты транспортного налога;
- реализации акцизов на автотопливо;
- траншей из федерального бюджета, в том числе в рамках специальных госпрограмм по строительству безопасных и качественных дорог.
Далее средства фонда направляются:
- на приведение в порядок конкретных дорожных участков;
- строительство новых трасс;
- установку и ремонт светофоров;
- нанесение разметки;
- оборудование пешеходных переходов.
Впрочем, немалая часть денег от оштрафованных граждан уходит всё-таки на другие цели, в том числе на доставку автовладельцам писем с оповещениями о допущенных нарушениях. Кроме того, в некоторых регионах размещение систем фиксации отдано на откуп частным компаниям, получающим за это солидные суммы.
Так, вопрос о судьбе финансов, которые регулярно отдают в качестве оплаты за свои дорожные прегрешения земляки-автовладельцы, недавно заинтересовал вологодских депутатов. Народные избранники провели целое расследование и были весьма удивлены полученным результатом: оказалось, что ежегодно региону приходится «отстёгивать» до 500 млн рублей от собранных сумм частным компаниям, занимающимся обслуживанием и настройкой видеокамер. Это больше трети от получаемых платежей, ведь всего на штрафах дорожный фонд региона «зарабатывает» 1 — 1,2 млрд рублей. Кстати, по утверждениям депутатов, государственные учреждения могли бы обслужить камеры за гораздо меньшие суммы, примерно за 30 млн рублей в год.
Допустимы ли сборы через частные компании
При этом государственно-частное партнёрство при сборе штрафов не противоречит никаким законам и теоретически имеет право на существование. По подобной схеме работают в Нижегородской и Свердловской областях, в Красноярском крае. Хотя и там вопросы использования дорогостоящих услуг коммерсантов активно ставятся под сомнение.
Год назад в Сети обсуждалась и система перечисления собранных штрафов в Подмосковье. Здесь установку приборов, отслеживающих нарушения, также получила под контроль частная компания, полугодовой доход которой оценивался примерно в 254 млн рублей. При этом с каждого из оплаченных штрафов ООО получало по 233 рубля вне зависимости от тяжести нарушения водителя и от суммы, которую должен был выплатить человек.
Сейчас по всей стране происходит отход от подобных форм работы. В Саратовской области, например, решили отказаться от услуг частных компаний и приобрести свою фиксирующую аппаратуру. Поводом для этого стала крайне высокая стоимость услуг частников, которые ранее получали до половины собранных сумм.
Количество камер, фиксирующих нарушения водителей, на российских дорогах увеличивается с каждым годом. Растут и суммы штрафов, которые люди платят государству в виде штрафов. С января нынешнего года эти деньги предназначаются исключительно на дорожную инфраструктуру, хотя часть средств, как и прежде, «теряется в пути» — идёт на недешёвую рассылку оповещений и оплату услуг частников-партнёров.
Куда идут штрафы за нарушение ПДД?
ГИБДД. Куда идут штрафы?
Куда идут штрафы, собираемые на дорогах? Ответственные лица из Главного управления ГИБДД отвечают на этот вопрос на страницах газет всегда одинаково уклончиво: ну как куда? Туда, в этот, как его, бюджет. Журналисты обычно дальше не развивают эту тему. А зря. Можно найти много интересного. Стоит взглянуть повнимательнее на расчетный счет, на который водители перечисляют суммы штрафов (естественно расчетный счет можно обнаружить, если оплата штрафа производится по протоколу, а не на месте).
Вообще-то по законодательству (Административный кодекс, Закон о местном самоуправлении) штрафы за нарушение правил дорожного движения должны целиком поступать в местный бюджет. Который может направлять определенные суммы на укрепление материального положения ГИБДД. Но на практике штрафы зачастую сразу поступают на расчетный счет районного отдела милиции или непосредственно ГИБДД, минуя местный бюджет. Казалось бы, какая разница? Просто ликвидировали промежуточную стадию размещения сумм штрафов на счете местного бюджета. Но не все так просто.
Во-первых, при этом нарушаются сразу три Закона РФ, в том числе Закон о милиции, который запрещает финансирование милиции из любых источников, кроме бюджетных (за исключением охранных работ по договорам, но это к данному вопросу не относится).
Во-вторых, дофинансирование милиции (и ГИБДД) должно осуществляться по сметам, то есть по расчетной необходимости, для этого и существует специальная строка в местном бюджете. Перечисление сумм штрафов сразу на счет ГИБДД превращает этот государственный орган в хозрасчетное предприятие, что недопустимо.
В третьих , при этом резко искажается суть, цели и задачи ГИБДД. Эффективность работы инспектора начинает измеряться не порядком на дороге, не отсутствием пробок и аварий, а количеством “реализованных” штрафных талонов. В результате этого, опасные места на дорогах (неисправные светофоры, трудноразличимые дорожные знаки, пробки и т.д.) интересуют инспектора лишь с точки зрения возможности более эффективного сбора штрафов. Около 10% всех ДТП вообще совершаются вблизи передвижных постов ГИБДД, зачастую самим своим расположением создающих опасную ситуацию.
Можно продолжить и в четвертых и в пятых.
Понятно, что методика “самофинансирования” ГИБДД родилась не от хорошей жизни. Задержки с выплатой зарплаты, нехватка бензина и запчастей – короче, все “прелести” зависимости от бюджетного финансирования – вот что подвигло местных руководителей ГИБДД и местного самоуправления “протолкнуть” (где официально, а где явочным порядком) “упрощенный” порядок движения сумм штрафов, минуя местный бюджет. Федеральные власти, оказавшиеся неспособными содержать свои службы, по сути сами обрекли их на поиск “прокорма” на подведомственной территории.
Объяснение причин, однако, не может служить оправданием нынешнего противоестественного положения. Не странно ли: у нас самая свирепая и многочисленная в мире дорожная полиция, а на дорогах – полный бардак. Обещанная главным “гаишником” России Федоровым эра сотрудничества работников ГИБДД и водителей в интересах повышения безопасности движения останется мифом до тех пор, пока не будет ликвидирована экономическая зависимость ГИБДД от собираемости штрафов.
Уж лучше просто установить дополнительный ежегодный сбор с водителей, это будет более законным и, безусловно нанесет меньший вред дорожному движению. Пока же эффективность работы ГИБДД можно оценить в 5-10%. То есть 9 из 10 работников ГИБДД не влияют положенным образом на безопасность движения, а работают на обеспечение функционирования системы самой ГИБДД.
P . S . из 2003 года: Статья написана в 2000 году и в настоящее время не слишком актуальна. Как всем известно, теперь гаишники не тратят время ни на штрафные талоны, ни на протоколы. Имеется ли сейчас расчетный счет «для штрафов» в ГАИ – не имеет значения. Расчет упростился к обоюдному удобству водителя и работника ГАИ: остановленный за какое-то нарушение водитель просто кладет на сиденье «гаишной» автомашины 50 рублей и продолжает путь, обычно даже не предъявляя водительского удостоверения. Вятские гаишники, которые, согласно «Комсомольской правде», полтинников с водителей не берут, а сразу оформляют дело о попытке дачи взятки, воспринимаются большинством водителей, как «оборотни в погонах». И как ни странно, в существующих условиях нашего «зазеркалья», это так и есть… Такая вот метаморфоза.
P . S . из 2012 года: В настоящее время реквизиты для уплаты штрафов содержат номер счета в Управлении федерального казначейства. Однако областное УВД все равно там указывается. Что это означает, обычным людям неизвестно. Куда же идут штрафы?
PUNISHER31 › Блог › Штрафы ГИБДД — ответы на все вопросы (будет полезно)
• В какой срок надо заплатить штраф ГИБДД?
В настоящий момент срок уплаты денежных штрафов в России составляет 60 дней. Плюс к этому, надо прибавить еще 10 дней — они даются на обжалование вынесенного решения. Если речь идет о так называемом «письме счастья» — квитанции, которая приходит по почте на основании данных камер фото- и видеофиксации нарушений, — то срок для уплаты исчисляется с момента получения письма (оно должно быть передано лично в руки).
Вы можете попросить о рассрочке по уплате штрафа «с учетом материального положения» (последнее может быть важно — с 1 сентября 2013 года максимальный штраф за нарушение ПДД составляет 50 000 рублей). Согласно статье 31.5 КоАП, рассрочка может составлять до трех месяцев.
• Как оплатить штраф ГИБДД?
В настоящий момент у желающих оплатить штраф есть масса возможностей. Это можно сделать не только в Сбербанке или других банках, а также на «Почте России», в отделениях ГИБДД. Мало того, некоторые автомобили ГИБДД обладают терминалами, которые могут принимать пластиковые карточки. Люди, знакомые с интернетом, могут оплатить штраф, вообще не вставая с кресла — услугу онлайн оплаты штрафов сейчас предоставляют некоторые банки. Есть возможность онлайн оплаты штрафа и на сайте ГИБДД России, но в списке рекомендуемых банков на данный момент значится лишь один. В автоинспекции нас заверили, что скоро их будет намного больше. Притом есть один нюанс — если заходить на сайт банка через портал gidbb.ru, то в этом случае никаких дополнительных комиссий за перевод денег с вас брать не будут. Поэтому даем ссылку на соответствующую страницу портала ГИБДД — www.gibdd.ru/gosuslugi/fines-online.php. В скором времени список рекомендованных банков должен быть увеличен.
Кстати, для оплаты штрафа онлайн не обязательно даже иметь пластиковую карточку. Платеж за нарушение ПДД можно сделать, использовав счет мобильного телефона.
• Как проверить оплату штрафа ГИБДД и узнать свою задолженность?
После того, как вы оплатили штраф ГИБДД, не забудьте проверить поступление денег. Это можно сделать лично, приехав в отделение ГИБДД, но проще всего воспользоваться онлайн сервисом на сайте www.gosuslugi.ru. Там от вас попросят ввести номер водительского удостоверения и государственный номер автомобиля. Также требуется предварительная регистрация на сайте gosuslugi.ru, а если она есть, то необходимо будет авторизироваться (ввести номер СНИЛС — свидетельства обязательного пенсионного страхования — и пароль).
Кроме того, в 2013 году на сайте gibdd.ru начал функционировать сервис под название «Проверка наличия неуплаченных штрафов по данным транспортного средства» (ССЫЛКА — www.gibdd.ru/check/fines/). Здесь процедура проверки оплаты штрафа несколько проще — gibdd.ru просит ввести только номер машины и серию/номер свидетельства о регистрации.
Для чего проверять задолженность? Ведь с 1 января 2013 года в соответствии с частью 8 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях банки и иные кредитные организации обязаны незамедлительно передавать информацию об уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). Однако оказалось, что происходит это далеко не всегда. Если вы заплатили штраф, но по-прежнему находитесь в списке должников, то рекомендуется отсканировать квитанцию и прислать ее через онлайн сервис на портале gibdd.ru, либо через сайт gosuslugi.ru.
Помните — даже после оплаты штрафа квитанцию необходимо хранить в течение двух лет.
• Что будет, если не заплатить штраф?
На оплату штрафа за нарушение ПДД (как и любого другого штрафа) нарушителю предоставляется 60 дней + 10 дней дается на обжалование постановления. Если спустя этот срок штраф не оплачен, то сотрудник ГИБДД ждет еще 10 дней (на тот случай, если штраф был оплачен в самый последний момент, но платеж еще не прошел) и только затем он направляет дело в службу судебных приставов — именно они и занимаются взысканием неуплаченных штрафов. Одновременно с этим ГИБДД возбуждает дело по ч. 1 ст. 20.25 и передает его в суд.
Согласно части 1 статьи 20.25, за неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, предусматривается:
— наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей,
-административный арест на срок до пятнадцати суток,
-обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Таким образом, даже при неуплате штрафа в 500 рублей вы будете
оштрафованы дополнительно на 1000 руб., а общая сумма наказания составит 1500 рублей. Однако гораздо более весомым аргументом является риск загреметь за решетку на 15 суток (а опыт показывает, что судьи в последнее время не церемонятся со злостными неплательщиками). Да и обязательные работы не самое приятное занятие (время подобных работ не может превышать двух часов в рабочее время после окончания основной работы, службы или учебы и 4 часа в выходные дни. В неделю на общественных работах нарушитель должен трудиться не более 12 часов).
Не платите и после суда? В этом случае приставы могут изъять у вас имущество. Другая неприятность, которая поджидает неплательщика, — это запрет выезда за границу. Причем для этого сейчас не требуется решения суда — достаточно и того, что дело поступило к судебным приставам. Для того, чтобы вас не пустили за границу, необходимо «набрать» 10 000 рублей.
Но есть нюанс — если в течение двух лет с момента нарушения ПДД судебные приставы так и не поинтересовались вашей персоной, то считайте, что штраф «сгорел». Однако, внимание! Этот срок увеличивается на то время, в течение которого вы скрывались от приставов. То есть, штраф «сгорает» через два года лишь в том случае, если про вас просто-напросто забыли. Кроме того, если два года прошло, а с вас так и не попытались взыскать штраф, то еще в течение года вы будете проходить по базам данных как «привлеченный». Это важно — с 1 сентября в российском КоАП появилось понятие «повторное нарушение» (повторным считается правонарушение, совершенное с момента вступления в законную силу постановления о предыдущем нарушении и до окончания года с момента исполнения этого постановления).
Однако бывают ситуации, когда водитель специально не приходит на почту за извещением или его по тем или иным причинам нет по месту регистрации. Почему-то многие думают, что в этом случае штраф «не учитывается». Ничего подобного! Почта возвращает письмо обратно в ГИБДД, а штраф считается… полученным. И 60 дней (+10 дней на оплату) отсчитываются с даты почтового штемпеля при возврате письма. Звучит все это странно, однако таково российское законодательство. Именно поэтому хотя бы раз в два месяца проверяйте свою задолженность.
• Как обжаловать штраф?
Если водитель не согласен с выписанным штрафом, то он может его обжаловать. В этом случае следует в протоколе указать о несогласии с решением инспектора («ПДД не нарушал, с обвинениями не согласен»). Кроме того, постарайтесь подробно описать ситуацию, дорожные условия и прочую информацию. Сделайте фотографии или видеозапись с места событий.
На обжалование штрафа, согласно российскому законодательству, дается 10 дней. Но нужно иметь в виду, что речь идет о календарных сутках, а не о рабочих (то есть, учитываются выходные и праздники). При этом теоретически предусмотрена возможность восстановления этого срока, но лишь по уважительной причине: болезнь, командировка и так далее.
Обжаловать решение инспектора можно как непосредственно в подразделении ГИБДД (или в вышестоящий орган ГИБДД), так и в суде. Подача жалобы не облагается государственной пошлиной. В любом случае от вас потребуется предоставить веские доказательства вашей невиновности или сообщить о серьезных нарушениях в работе инспектора ГИБДД. К последним, например, относится отсутствие понятых (когда они необходимы), составление протокола с нарушением законодательства, использование несертифицированных измерительных приборов. А вот грамматические ошибки или опечатки в протоколе к серьезным нарушением уже не относятся.
В качестве веских доказательств вашей невиновности можно использовать фотографии с места совершения нарушения, данные видеорегистратора, технические возможности автомобиля (например, если, согласно данным производителя, автомобиль не может разогнаться до 300 км/ч, то это может служить доводом в пользу отмены постановления, где сказано, что автомобиль двигался со скоростью 330 км/ч).
Если ваша жалоба удовлетворена, то выносится постановление о прекращении производства по делу. Если нет — назначается штраф. Далее у вас есть 10 суток на обжалование этого решения в высшей инстанции (а затем идет отсчет 60 дней на уплату).
Вся описанная выше процедура действует и в случае получения штрафа по почте с камер фото- и видеофиксации нарушений. Правда, в этом случае есть несколько особенных ситуаций, которые позволят избежать штрафа. Например, иногда на фотографии, которая есть в «письме счастья», изображен другой автомобиль, а номер «расшифрован» с ошибкой. Например, из-за грязи не видно букв или цифр.
А что делать в том случае, если штраф пришел по почте, но вы точно знаете, что в тот момент вас не было за рулем? Тут ситуация сложная. Ведь согласно российскому законодательству, за нарушение ПДД, зафиксированное камерами, отвечает не водитель, а собственник автомобиля. Так что вам придется самому проводить расследование и узнавать, кто был за рулем машины. И идти с этим человеком в ГИБДД — там вы составите заявление о том, что в момент нарушения ПДД вас не было за рулем, а настоящий нарушитель напишет «чистосердечное признание». И в этом случае штраф будет выписан уже ему.
Как быстро приходят штрафы с камер фиксации нарушений
Уже не первый год контролем автомобильного движения на дороге занимаются не только инспекторы ГИБДД, но и целая сеть стационарных и мобильных камер видеофиксации. Видеокамеры автоматически определяют нарушения ПДД, идентифицируют номерные знаки автомобилей-нарушителей, делают снимки момента нарушения и передают данные на ближайшие стационарные посты ДПС или в центр контроля административных правонарушений ГИБДД (ЦАФАП). После обработки данных операторы формируют постановление и рассылают водителям «письма счастья» с требованием оплатить штраф.
Сколько времени проходит между видеофиксацией нарушения ПДД и получением уведомления о штрафе? Насколько такой способ борьбы с нарушителями эффективен?
Видеофиксация нарушений ПДД техническими средствами
Автоматические камеры видеофиксации, согласно статье 12 КоАП РФ, размещаются на прямых участках дорог с высокой аварийностью и большим процентом фиксируемых нарушений ПДД, должны быть хорошо видны всем участникам дорожного движения и обозначаться знаком «Видеофиксация» (для стационарных камер, но не для треног). Их задача – постоянный контроль дорожной обстановки с целью сократить количество правонарушений, быстро выявлять нарушителей ПДД и ускорять процесс их наказания.
Современное видеооборудование на дорогах вполне успешно справляется с этой задачей – камеры способны фиксировать нарушения:
- скоростного режима на контролируемом участке дороги (с точностью до +/- 2 кмчас);
- парковки;
- порядка передвижения по обочине;
- порядка пересечения перекрестков со светофорами и стоп-линиями;
- пересечения двойной сплошной линии и выезда на встречную полосу.
Нарушения фиксируются двумя способами: быстрым фотографированием или видеозаписью момента нарушения. Одновременно с процессом видеофиксации, камера сканирует номерной знак автомобиля-нарушителя, после чего вся информация оперативно поступает в центры обработки информации.
Процесс фиксации и регистрации нарушения ПДД протекает в режиме реального времени, а данные быстро поступают в операционную обработку. Здесь, кроме редких ошибок с точным определением номерного знака, все корректно и быстро. Кроме того, исключается человеческая ошибка и коррупционная составляющая, увеличивается территория контрольного покрытия автодорог, повышается эффективность борьбы с нарушителями.
Формирование и рассылка «писем счастья»
Данные с дорожных видеокамер обрабатывают люди-операторы. В их задачу входит подтвердить факт фиксации правонарушения, идентифицировать владельца автомобиля по номерному знаку, найти его данные и адрес, сформировать постановление («письмо счастья») и отослать адресату.
В отправлении содержится:
- квитанция на оплату штрафа;
- постановление с информацией о месте, времени и содержании правонарушения, размере штрафа и сроке его уплаты;
- фотоснимки с камер видеофиксации.
На весь процесс в идеале должно уходит не более 1-2 дней. Но на практике все выглядит иначе.
Вн есени е штрафа с камер видеофиксации в базу и доставк а постановления
Если нарушение ПДД фиксирует «живой» инспектор на дороге, он обязан тут же составить протокол и отправить его копию нарушителю в течение 3-х суток. С рассылкой постановлений о штрафе с камер видеофиксации ситуация сложнее:
- на рассмотрение дела о нарушении ПДД, согласно статье 29.6,у ГИБДД есть 15 рабочих дней;
- после этого выписывается постановление о правонарушении с указанием суммы штрафа, и оно появляется в базе данных ГИБДД;
- копия постановления с квитанцией и фотоматериалами должна быть отправлена нарушителю в течение 3 суток с момента вынесения постановления.
То есть, водитель, чье нарушение ПДД зафиксировала камера видеофиксации, может получить извещение о штрафе через 18-20 дней. С момента получения письма у нарушителя есть 70 дней для оплаты штрафа или 10 дней на его обжалование в ЦАФАП, вышестоящем управлении ГИБДД или суде.
Нередки ситуации, когда «Почта России» пересылает корреспонденцию с большим запозданием (например, часто письмо приходит на ваше почтовое отделение вовремя, а в ваш почтовый ящик попадает только через неделю). Почему это проблема?
- у вас почти не остается времени на опротестование штрафа, если вы с ним не согласны, и приходится обращаться в суд с ходатайством о продлении срока давности;
- у вас почти не остается времени на то, чтобы уплатить штраф с 50% скидкой (действует в пределах 20 дней с момента получения письма).
Чтобы исключить всякий риск, следует периодически заходить на официальный сайт ГИБДД, где можно проверить наличие у вас неоплаченных штрафов, и сразу оплатить их. Поскольку в базе Госавтоинспекции информация о штрафе появляется через 15 дней, это будет быстрее, чем ждать постановления почтой.
Как проверить штрафы с камер?
Проверить наличие неоплаченных штрафов, выписанных по результатам видеофиксации нарушений ПДД, следует уже хотя бы потому, что уплата штрафа в пределах 20 дней с момента выписки постановления даст вам скидку в 50% от суммы. Сделать это можно на нашем сайте с помощью внутреннего информационного сервиса . Необходимо либо ввести государственный номер автомобиля, данные свидетельства о регистрации и номер ВУ, либо указать номер постановления, которое вы уже получили.
Портал ГИБДД
Это основной источник информации, так как сайт Госавтоинспекции напрямую связан с базами штрафов ГИБДД, куда стекаются данные о всех нарушениях ПДД с камер видеофиксации. На gibdd.ru нужно в разделе «Сервисы» выбрать подраздел «Проверка штрафов», указать свои личные данные и данные автомобиля в открывшейся онлайн-форме и получить отчет о штрафах. Услуга предоставляется бесплатно. Здесь же можно штраф и оплатить.
Портал Госуслуги
На gosuslugi.ru информация о штрафах за нарушения ПДД также предоставляется бесплатно. В разделе «Транспорт и вождение» нужно выбрать «Автомобильные и дорожные штрафы», запо л нить онлайн-форму (данные СТС и ВУ) и получить отчет. Оплатить штрафы можно здесь же со скидкой в 30%.
Как оспорить штраф с камеры?
Если вы не согласны с выписанным с камеры штрафом, вы можете его опротестовать в законодательном порядке в течение 10 дней с момента получения постановления. Вам следует оформить жалобу в ЦАФАП, где необходимо указать:
- свои реквизиты;
- реквизиты полученного постановления (дата и номер документа);
- содержание жалобы с мотивировкой и ссылками на законодательство;
- перечень прилагаемых документов (материалов, свидетельствующих о вашей правоте);
- дату и подпись.
Далее жалобу, вместе с пакетом сопроводительных документов (в том числе документы на машину, снимки фотофиксации и т.д.), представить в ЦАФАП, вышестоящий орган ГИБДД или в суд (статья 30.2, КоАП РФ) лично, по почте или через Интернет (сайт ГИБДД, Госуслуги). Если срок давности апелляции истек по вине почты, при обращении в суд приложите ходатайство о его восстановлении.
Жалоба по закону должна быть рассмотрена в течение 10 суток с момента подачи. О том, как подать ее через сайты ГИБДД или Госуслуги, и куда обращаться, если вам отказали, смотрите в нашей статье « Как оспорить штрафы ГИБДД с камер ».
Таким образом, вы можете узнать о том, что вам выписан штраф за нарушение ПДД, зафиксированный камерой видеофиксации, через 18-20 дней, так как процедура оформления постановления о штрафе довольно сложна законодательно. Если плохо сработает почта, то «письмо счастья» может прийти еще позже, что создаст проблемы с быстрой уплатой штрафа в течение 20 дней (50% скидки) или сроком на его оспаривание (10 дней).
Однако вы всегда можете узнать о наличии у себя неоплаченного штрафа чуть раньше, так как информация о нем появится в базах данных ГИБДД уже через 15 суток. Если регулярно проверять наличие штрафов на порталах Госавтоинспекции или Госуслуг, вы эту информацию не пропустите, тем более, что эта услуга предоставляется бесплатно.
Как проверить и оплатить штрафы ГИБДД
Что вы узнаете
По каким данным можно проверить
Если вы недавно сменили водительское удостоверение, понадобится отдельный поиск штрафов на старый номер прав. Прежде чем отдать в ГИБДД старые права, сделайте их копию или сохраните номер.
По постановлению. Проверка штрафа по постановлению возможна, если вы знаете его номер. Постановления о штрафах, полученных с камер, приходят по почте в бумажном виде. Если постановление выписал инспектор и выдал его на руки, номер штрафа появится в базе через несколько дней, когда оператор обработает документ.
Провести проверку штрафов по номеру машины или по фамилии не получится. Покупая б/у автомобиль, новый собственник может сохранить старые номера — меняется только свидетельство о регистрации (СТС ) транспортного средства.
Как оплатить штраф со скидкой
С 2016 года на оплату некоторых штрафов действует скидка 50%, если оплатить их не позднее 20 дней со дня вынесения постановления ГИБДД . Если ждать «письмо счастья» по почте, то можно опоздать и потерять скидку. Поэтому лучше проверять онлайн.
Скидка действует не на все нарушения. Например, на оплату штрафов за повторное превышение скорости более чем на 40 км/ч скидки не будет.
Проверка неоплаченных штрафов онлайн
Информация о штрафах ГИБДД хранится в ГИС ГМП — едином реестре муниципальных платежей. Там же содержится информация о налогах, пенях, некоторых коммунальных платежах, госпошлинах. У каждого начисления свой уникальный номер (УИН ).
Мы рекомендуем хранить персональные данные только в проверенных источниках и пользоваться государственными сервисами или интернет-банком, в котором у вас открыт счет.
Если вы водите только свой автомобиль и точно знаете, что инспектор вас не останавливал, можно не указывать номер водительского удостоверения — найдете все штрафы ГИБДД с камер.
Если вы не единственный водитель или иногда управляете чужим автомобилем, лучше заполнить все поля (и номер СТС , и номер прав) — найдете и личные постановления, и те, которые выписаны на автомобиль по данным с камер.
Так выглядит проверка штрафов ГИБДД на сайте госуслуг.



Проверка штрафов по номеру постановления доступна на госуслугах.
В форме поиска выберите «По номеру квитанции» и укажите номер квитанции (УИН ) — это номер постановления из верхней части документа.
Проверка штрафа за парковку
В Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других городах введена платная парковка на некоторых участках улиц. У каждого города своя служба и правила оплаты — обычно они указаны рядом с зоной платной парковки. Варианты оплаты: паркомат, СМС , мобильное приложение.
Важно различать постановления за парковку в запрещенном месте, на месте для инвалидов и за неоплату парковки. В разных регионах за каждый вид штрафа могут отвечать как ГИБДД , так и отдельная организация. В Москве — ГКУ АМПП .
Узнать о новом штрафе в Москве можно через мобильное приложение. Туда же в течение часа приходят данные об эвакуации. Данные также придут и через систему ГИС ГМП .
Проверка оплаченных штрафов
Узнать статус оплаты штрафов можно на госуслугах по номеру квитанции (постановления). Информация обновится, даже если оплата штрафов проводилась через другой сервис.