Временная лицензия может выдаваться на срок
Abm-auto.ru

Автомобильный портал

Временная лицензия может выдаваться на срок

Статья 91. Лицензирование образовательной деятельности

Статья 91 . Лицензирование образовательной деятельности

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 91 настоящего Федерального закона

1. Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

ГАРАНТ:

В соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ образовательная деятельность на территории инновационного центра “Сколково” осуществляется частными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, без получения ими лицензий на осуществление образовательной деятельности и без получения государственной аккредитации образовательной деятельности

2. Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 28 июня 2019 г. – Федеральный закон от 17 июня 2019 г. N 140-ФЗ

3. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом – федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, при лицензировании образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность и имеющей расположенные в других субъектах Российской Федерации филиалы, организует осуществление лицензирования образовательной деятельности в таких филиалах во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, на территориях которых находятся соответствующие филиалы организации, осуществляющей образовательную деятельность, в части осуществления лицензионного контроля.

ГАРАНТ:

См. Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966

Информация об изменениях:

Часть 4 изменена с 1 января 2021 г. – Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 478-ФЗ

Часть 4 изменена с 1 июля 2020 г. – Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 403-ФЗ

Часть 4 изменена с 6 августа 2019 г. – Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

4. Лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее также – лицензия) имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала. Форма лицензии, форма приложения к лицензии и технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

5. Переоформление лицензии наряду с установленными законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности случаями осуществляется лицензирующим органом в случае:

1) реорганизации юридических лиц в форме присоединения при наличии лицензии у присоединяемого юридического лица;

2) реорганизации юридических лиц в форме их слияния при наличии лицензии у одного реорганизованного юридического лица или лицензий у нескольких реорганизованных юридических лиц.

ГАРАНТ:

См. Методические материалы о переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности, направленные письмом Рособрнадзора от 9 сентября 2014 г. N 11-201

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. N 478-ФЗ часть 6 признана утратившей силу с 1 января 2021 г.

6. Переоформление лицензии в зависимости от основания ее переоформления осуществляется полностью или в части соответствующего приложения.

7. При реорганизации организации, осуществляющей образовательную деятельность, в форме присоединения к ней другой организации, осуществляющей образовательную деятельность, переоформление лицензии осуществляется на основании лицензий таких организаций.

8. В целях обеспечения осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей образовательную деятельность и возникшей в результате реорганизации лицензиата в форме разделения или выделения, лицензирующий орган предоставляет такой организации временную лицензию в соответствии с лицензией реорганизованного лицензиата. Срок действия временной лицензии составляет один год.

Информация об изменениях:

Часть 9 изменена с 1 января 2021 г. – Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 478-ФЗ

9. Заявление о предоставлении временной лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

10. Принятие лицензирующим органом решения о предоставлении временной лицензии осуществляется в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня приема заявления соискателя лицензии о предоставлении временной лицензии и прилагаемых к нему документов.

11. Форма заявления о предоставлении временной лицензии, а также перечень и формы документов, прилагаемых к нему, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

12. Лицензирующий орган принимает решение о возврате соискателю лицензии или лицензиату заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата наряду с установленными законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности случаями при наличии одного из следующих оснований:

1) лицензирование образовательной деятельности соискателя лицензии или лицензиата в соответствии с настоящим Федеральным законом не отнесено к компетенции лицензирующего органа;

2) для лицензирования заявлена образовательная деятельность по образовательным программам, которые соискатель лицензии или лицензиат в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе реализовывать;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 500-ФЗ в пункт 3 части 12 статьи 91 настоящего Федерального закона внесены изменения

3) наличие в соответствии с положением о лицензировании образовательной деятельности у лицензиата неисполненного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования.

13. Лицензирование образовательной деятельности образовательных организаций, учредителями которых являются религиозные организации, осуществляется по представлениям соответствующих религиозных организаций (в случае, если такие религиозные организации входят в структуру централизованных религиозных организаций, по представлениям соответствующих централизованных религиозных организаций). При лицензировании образовательной деятельности духовных образовательных организаций представляются сведения о квалификации педагогических работников, имеющих богословские степени и богословские звания.

14. Министерство иностранных дел Российской Федерации осуществляет сбор и передачу в лицензирующий орган заявлений загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации как соискателей лицензии или лицензиатов о предоставлении или переоформлении лицензий и прилагаемых к таким заявлениям документов.

15. Лицензионные требования и условия, установленные в положении о лицензировании образовательной деятельности, должны учитывать особенности:

1) подтверждения законных оснований пользования духовными образовательными организациями помещениями, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также образовательного ценза педагогических работников этих организаций;

2) требований к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям и территориям загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации, где осуществляется образовательная деятельность, а также к организации в них образовательной деятельности;

3) осуществления образовательной деятельности посредством использования сетевой формы реализации образовательных программ;

4) осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Информация об изменениях:

Часть 15 дополнена пунктом 5 с 1 июля 2020 г. – Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 403-ФЗ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ в часть 16 статьи 91 настоящего Федерального закона внесены изменения

16. Особенности лицензирования образовательной деятельности образовательных организаций, которые реализуют образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, и находятся в ведении федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, иных образовательных организаций, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, определяются положением о лицензировании образовательной деятельности.

>
Государственная аккредитация образовательной деятельности
Содержание
Закон об образовании

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Срок действия лицензии

Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.

Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.

Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Комментарий

1. Согласно действующему гражданскому законодательству, право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия. Следовательно, права, связанные с такой деятельностью, возникают только с момента получения лицензии, а сделки, заключенные юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, являются недействительными (ст. ст. 167, 173 ГК РФ).

Действие лицензии как документа, дающего разрешение на осуществление отдельных видов деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований, ограничено определенным сроком. Пунктом 1 комментируемой статьи установлен минимальный срок, на который может быть выдана лицензия, – это пять лет. Минимальный срок действия лицензии является единственным из временных параметров, который специально оговорен в комментируемой статье, срок действия лицензии при его пролонгации предусматривается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. В основном положения о лицензировании конкретных видов деятельности предусматривают пятилетний срок действия лицензии. Однако в Положении о лицензировании космической деятельности, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.06.2006 N 403, прямо указано, что лицензия может быть предоставлена на срок более чем 5 лет головной организации-разработчику (производителю), если государственным контрактом предусмотрен более длительный, чем 5 лет, срок выполнения работ по целевым программам (п. 8).

Пятилетний срок, по сравнению с ранее действовавшим законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности, увеличен (ранее лицензия выдавалась на срок не менее трех лет). Как представляется, данное решение законодателя целесообразно и обусловлено необходимостью обеспечения непрерывности предпринимательской деятельности, что отвечает реальным потребностям современного бизнеса.

Действие лицензии исчисляется со дня ее выдачи лицензирующим органом, а в соответствии с ч. 3 ст. 49 ГК право юридического лица на осуществление деятельности, на занятие которой необходимо получение лицензии, прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено федеральным законом. В срок действия лицензии засчитывается время фактического бездействия лицензиата – при переоформлении лицензии, а также в случае приостановления действия лицензии. Истечение срока действия лицензии или ее аннулирование означают прекращение правомочий лицензиата.

2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает возможность продления срока действия лицензии. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Для этого лицензиату – юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю необходимо подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии.

В заявлении указываются:

– организационно-правовая форма и полное наименование юридического лица или Ф.И.О., паспортные данные индивидуального предпринимателя;

– сокращенное наименование, фирменное наименование, место нахождения юридического лица или место жительства индивидуального предпринимателя (с указанием почтового индекса);

– адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности (с указанием оснований использования помещений и оснований изменения адресов мест осуществления деятельности);

– виды обособленных объектов с указанием видов осуществляемых работ на объекте;

– почтовый адрес лицензиата (с указанием почтового индекса);

– данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр (кем выдан, дата, серия и N бланка);

Читать еще:  Как оформить автокредит на подержанный автомобиль

– наименование, код подразделения, адрес налоговой инспекции (с указанием почтового индекса);

– данные документа о постановке лицензиата на учет в налоговом органе;

– данные документа, подтверждающего внесение изменений в сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре;

– решение учредителя (иного уполномоченного органа юридического лица) (когда оформлено, утверждено, N решения), контактный телефон, факс, адрес электронной почты, подпись и дата.

Кроме того, к заявлению прилагается копия платежного поручения с оригинальной отметкой банка о принятии к исполнению платежа за рассмотрение заявления о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии (письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 04.08.2005 N 02И-395/05).

В ст. 11 комментируемого Закона законодатель указал, что заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, подается лицензиатом в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать дней со дня внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей либо со дня изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, если федеральным законом не предусмотрено иное. Конкретно о случаях продления срока действия лицензии в статье указаний нет. Но исходя из ее положений можно сделать вывод, что лицензиат должен подать заявление о переоформлении не позднее пятнадцати дней со дня наступления того или иного события, в конкретном случае – истечения срока действия лицензии. При этом переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение десяти дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления, то есть лицензиату будет необходимо 25 дней на то, чтобы получить новую лицензию, но не следует забывать, что срок действия прежней лицензии уже истек. В связи с чем представляется, что положения ст. 11 комментируемого Закона не совсем корректны по отношению к случаям продления срока действия лицензии и требуют уточнения, а лицензиат, учитывая положения ныне действующего законодательства о лицензировании, дабы избежать неприятностей, должен заблаговременно позаботиться о продлении срока действия лицензии.

Важной новеллой ныне действующего Закона о лицензировании является то, что в комментируемой статье не предусматривается возможность лицензирующего органа отказать в продлении лицензии. Единственным основанием для отказа в переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, может быть только представление лицензиатом неполных или недостоверных сведений (ст. 11 комментируемого Закона). По ранее действующему законодательству лицензирующий орган был вправе отказать в пролонгации срока действия лицензии по заявлению лицензиата в случаях, если продление срока действия лицензии сопряжено с дополнительными лицензионными требованиями и если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий. Таким образом, налицо прогресс закона: убран один из административных барьеров на пути к осуществлению предпринимательской деятельности. Указанные положения подтверждаются и судебной практикой. Так, ФАС Уральского округа от 29.11.2007 N Ф09-9907/07-С1 по делу N А07-5979/07 постановил, что, удовлетворяя требования о признании незаконным отказа в продлении срока действия лицензии на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, суды правомерно исходили из того, что пропуск предпринимателем срока на подачу заявления о продлении срока действия имевшейся лицензии не может являться основанием для отказа в удовлетворении данного заявления.

3. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает также и бессрочное действие лицензии, которое устанавливается конкретными положениями о лицензировании. Из всех ныне действующих положений о лицензировании о бессрочном действии лицензии говорится только в Постановлении Правительства РФ от 14.07.2006 N 432 “О лицензировании отдельных видов деятельности на финансовых рынках”, а также в Постановлении Правительства РФ “Об организации лицензирования отдельных видов деятельности”, где сказано: “лицензии на осуществление видов деятельности, указанных в п. 1 ст. 17 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”, выданные до вступления в силу Федерального закона от 02.07.2005 N 80-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности”, Федеральный закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)” и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”, действительны до истечения указанного в них срока либо бессрочны (в случае бессрочного действия лицензии).

Внимание: новые правила лицензирования

Елисова И. Н., ведущий эксперт

С 1 января 2011 года действует новый порядок лицензирования образовательной деятельности. Помимо того что лицензия стала бессрочной, сокращен и срок рассмотрения документов организации на ее выдачу – с 60 до 45 дней.

Порядок лицензирования определяет Правительство РФ

Сразу отметим, что изменения, касающиеся лицензирования, внесены Федеральным законом от 8 ноября 2010 г. № 293-ФЗ в Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании». При этом определено, что порядок лицензирования образовательной деятельности устанавливает Правительство РФ. В то же время многие важные моменты теперь прописаны в самом законе. И они идут вразрез с Положением о лицензировании, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 277, которое пока действует. Поэтому в ближайшее время скорее всего будет либо изменено старое положение о лицензировании, либо принято новое.

Срок действия лицензии

С этого года выданная лицензия на образовательную деятельность будет действовать бессрочно. Отметим, что ранее лицензия выдавалась на срок, не превышающий шести лет (п. 29 Положения о лицензировании).

Правда, по истечении года после выдачи документа, подтверждающего наличие лицензии, в учреждении проведут плановую проверку. Ее цель – проконтролировать, как учебное заведение соблюдает лицензионные требования и условия. И если при проверке выявят нарушения, организации выдадут предписание об их устранении. Срок для устранения – не более шести месяцев.

После истечения этого срока организация должна представить в лицензирующий орган отчет об исполнении предписания, приложив к нему подтверждающие документы.

В противном случае в отношении нее будет возбуждено дело об административном правонарушении, а действие лицензии временно приостановят – полностью или в отношении отдельных образовательных программ, образовательной деятельности.

Если и после этого организация не устранит нарушения, лицензирующий орган обратится в суд с заявлением об аннулировании лицензии на образовательную деятельность.

Приложения к лицензии

Неотъемлемой частью документа, подтверждающего наличие лицензии, являются приложения к нему (п. 6 ст. 33.1 закона об образовании).

В них указываются адреса, по которым будет осуществляться образовательная деятельность, сведения об образовательных программах, иные данные.

Но главное, что теперь предусматривает закон об образовании, – по каждому филиалу оформляется отдельное приложение.

Ранее сведения о филиалах также указывали в приложении (п. 27 Положения о лицензировании).

Переоформление лицензии

В некоторых случаях учреждению придется переоформить лицензию (конкретные ситуации перечислены в п. 9 ст. 33.1 закона об образовании).

Итак, переоформить лицензию придется, если:

– необходимо дополнить документ, подтверждающий наличие лицензии, сведениями о филиалах, адресах места ведения деятельности, образовательных программах;

– закрыты образовательные программы, места ведения образовательной деятельности;

– изменено наименование образовательных программ, указанных в приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии.

Также лицензию придется переоформить, если учреждение реорганизовано в форме слияния. При условии, если у одного или нескольких реорганизованных юридических лиц имеется лицензия.

В случае реорганизации учреждения в форме присоединения также придется переоформить лицензию. Правда, только тогда, когда она есть у присоединенного юридического лица. Переоформить лицензию необходимо и при смене типа бюджетного учреждения, например, на автономное.

Отметим, что может быть переоформлен весь документ, подтверждающий наличие лицензии, или отдельное его приложение.

Надо сказать, что с этого года увеличена пошлина за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, или приложения к такому документу. Вместо 200 руб. теперь придется заплатить 2600 руб. Такой размер госпошлины прописан в подпункте 92 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ.

При этом размер госпошлины за оформление лицензии не изменился. Он составляет 2600 руб.

Предоставление временной лицензии

В случае реорганизации образовательной организации в форме разделения или выделения лицензирующий орган предоставляет ей временную лицензию в соответствии с лицензией реорганизованного учреждения. Срок действия такой лицензии – один год.

Решение о предоставлении временной лицензии принимается в течение 10 дней со дня, когда организация подаст заявление о предоставлении ей временной лицензии, приложив к нему необходимые документы.

При этом в заявлении указываются:

– сведения, предусмотренные законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности;

– перечень образовательных программ;

– сведения о прекращении реализации образовательных программ, прекращении осуществления образовательной деятельности по адресу места ее осуществления (если имеет место такой факт);

– перечень образовательных программ, которые указаны в приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии, и наименования которых изменены (если происходит изменение).

При реорганизации в форме слияния документ, подтверждающий наличие лицензии, переоформляется на основании лицензий одного или нескольких реорганизованных юридических лиц.

При реорганизации в форме присоединения переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, проводится на основании лицензии образовательного учреждения и лицензии присоединенного юридического лица.

Срок выдачи лицензии

При рассмотрении вопроса о предоставлении лицензии (переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии) лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений, которые содержатся в заявлении и документах, представленных организацией.

Также он оценивает, насколько организация может выполнять лицензионные требования. И в срок, не превышающий 45 дней, выносит решение о выдаче лицензии (или об отказе в этом). Такой срок закреплен в пункте 11 статьи 33.1 закона об образовании.

Отметим, что ранее лицензирующему органу отводился срок в 60 дней (п. 21 Положения о лицензировании).

Когда в лицензии откажут?

Закон об образовании устанавливает, что лицензирующий орган вправе не принять у образовательной организации документы к рассмотрению по следующим основаниям:

1) лицензирование образовательной деятельности не отнесено к компетенции соответствущего органа;

2) для лицензирования заявлена образовательная деятельность по образовательным программам, которые организация не вправе реализовывать;

3) запрошенные у организации документы не представлены в срок. Надо сказать, что запросить документы могут, если при их подаче образовательная организация не представила какой – то документ или представила его, заполнив с ошибками.

А вот основания для отказа в переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, перечислены в пункте 19 статьи 33.1 закона об образовании. Они совпадают с теми, которые указаны в пункте 23 Положения о лицензировании.

Это два основания:

1) наличие в документах, представленных образовательной организацией, недостоверной информации;

2) несоответствие условий ведения образовательной деятельности, в том числе в части объектов, используемых в рамках такой деятельности, лицензионным требованиям и условиям.

Ответственность за нарушение порядка лицензирования

Если у образовательной организации отсутствует лицензия, то ее могут привлечь к административной ответственности. Сумма штрафа составит (ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях):

– от 4000 до 5000 руб. – для должностных лиц;

– от 40 000 до 50 000 руб. – для организаций.

Если же учреждение ведет деятельность, не связанную с извлечением прибыли, то за отсутствие лицензии могут оштрафовать по статье 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях:

– от 30 000 до 50 000 руб. – должностных лиц;

– от 170 000 до 250 000 руб. – организацию.

Если же учреждение нарушает условия лицензии, то сумма штрафа составит (ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях):

– от 3000 до 4000 руб. – для должностных лиц;

– от 30 000 до 40 000 руб. – для организаций.

В случае, когда речь идет о деятельности, не связанной с извлечением прибыли, размеры штрафов такие:

– от 15 000 до 25 000 руб. – для должностных лиц;

– от 70 000 до 100 000 руб. – для организаций.

Также образовательное учреждение могут привлечь к ответственности за грубое нарушение правил, предусмотренных лицензией.

Максимальный размер штрафа в подобном случае – до 50 000 руб. (если деятельность не подразумевает извлечение прибыли – 150 000 руб.).

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Лицензия на проведение страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение страховой деятельности на территории Российской Федерации при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче такой лицензии. Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности выдается субъектам страхового дела Федеральным органом по надзору за страховой деятельностью.

Читать еще:  Нужно ли предоставлять автомобиль при оформлении ОСАГО

Порядок лицензирования деятельности страховых организаций определен гл. 32 «Лицензирование деятельности субъектов страхового дела» Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 29.03.1994 г. № 251 «Об утверждении правил лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование» и приказом Минфина России от 11.04.2006 г. № 60н «Об утверждении Положения о требованиях к заявлению, сведениям и документам, предоставляемым для получения лицензии на осуществление деятельности субъектов страхового дела».

Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования, страхования ответственности и перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование по видам страховой деятельности. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять.

Лицензия выдается по установленной форме и содержит следующие реквизиты:

  • • наименование юридического лица-страховщика, владеющего лицензией, его юридический адрес;
  • • наименование отрасли, формы проведения и вида (видов) страховой деятельности, с указанием в приложении вида (видов) страхования, на проведение которого имеет право страховщик;
  • • территория, на которой страховщик и его филиалы намерены осуществлять страховые операции;
  • • подпись руководителя (или заместителя руководителя) и гербовая печать федерального органа по надзору за страховой деятельностью;
  • • регистрационный номер по государственному реестру страховщиков;
  • • номер лицензии и дата ее выдачи.

Срок действия лицензии на проведение страховой деятельности не имеет ограничения, если это специально не предусмотрено при выдаче.

Для получения лицензии на осуществление добровольного и/или обязательного страхования, взаимного страхования соискатель лицензии предоставляет в ФСФР следующие документы:

  • • заявление о предоставлении лицензии;
  • • учредительные документы;
  • • документ о государственной регистрации в качестве юридического лица;
  • • протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа;
  • • сведения о составе акционеров (участников);
  • • документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;
  • • документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;
  • • сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре);
  • • сведения о страховом актуарии;
  • • правила страхования по видам страхования, предусмотренным законодательством, с приложением образцов используемых документов;
  • • расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;
  • • положение о формировании страховых резервов;
  • • экономическое обоснование осуществления видов страхования.

Для получения лицензии на осуществление перестрахования

соискатель лицензии обязан предоставить в ФСФР указанные документы, за исключением сведений о страховом актуарии, правил страхования, расчетов страховых тарифов.

Для получения лицензии на осуществление страховой брокерской деятельности соискатель лицензии предоставляет в орган страхового надзора следующие документы:

  • • заявление о предоставлении лицензии;
  • • документ о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • • учредительные документы соискателя лицензии — юридического лица;
  • • образцы договоров, необходимых для осуществления страховой брокерской деятельности;
  • • документы, подтверждающие квалификацию работников страхового брокера и квалификацию страхового брокера – индивидуального предпринимателя.

Соискатели лицензий, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам или имеющие долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49%, в дополнение к перечисленным документам представляют согласие в письменной форме соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью страны места пребывания на участие иностранных инвесторов в уставных капиталах страховых организаций, созданных на территории РФ, или уведомляют ФСФР об отсутствии требования к наличию такого разрешения в стране места пребывания иностранных инвесторов.

Следует обратить внимание на особенности правового положения страховых организаций с участием иностранного капитала. Так, страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%, не могут осуществлять в Российской Федерации страхование жизни, обязательное страхование, обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций.

В случае если размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций превышает 25%, ФСФР прекращает выдачу лицензий на осуществление страховой деятельности страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%.

При предоставлении в надлежащей форме всех документов (документы должны быть подписаны уполномоченным лицом соискателя лицензии и скреплены печатью), необходимых для получения лицензии, ФСФР выдает соискателю лицензии уведомление в письменной форме о приеме документов. Если позднее субъекты страхового дела вносят изменения в документы, явившиеся основанием для получения лицензии, то они обязаны в течение 30 дней со дня внесения изменений уведомить об этом орган страхового надзора и предоставить документы, подтверждающие эти изменения.

ФСФР рассматривает заявления юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о выдаче им лицензий в срок, не превышающий 60 дней с даты получения всех необходимых для получения лицензии документов. О принятии решения ФСФР обязана сообщить соискателю лицензии в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения.

Основанием для отказа в выдаче юридическому лицу лицензии на осуществление страховой деятельности может служить:

  • • несоответствие документов, прилагаемых к заявлению, требованиям законодательства Российской Федерации;
  • • использование соискателем лицензии — юридическим лицом обозначения, индивидуализирующего другой субъект страхового дела;
  • • наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной информации;
  • • наличие у руководителей или главного бухгалтера неснятой или непогашенной судимости;
  • • необеспечение страховщиками своей финансовой устойчивости и платежеспособности в соответствии с требованиями законодательства;
  • • наличие неисполненного предписания органа страхового надзора;

• несостоятельность (банкротство) субъекта страхового дела – юридического лица по вине учредителя соискателя лицензии.

Об отказе в выдаче лицензии федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью сообщает юридическому лицу в письменной форме с указанием причин отказа в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.

Лицензия на осуществление страховой деятельности субъектам страхового дела, как уже упоминалось, выдается без ограничения срока ее действия, однако может выдаваться и временная лицензия на срок не более 3 лет по желанию соискателя лицензии. Кроме этого, временная лицензия может быть выдана на срок от одного до трех лет при отсутствии информации, позволяющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования, представляемыми при лицензировании. Однако срок действия временной лицензии может быть продлен по заявлению соискателя, если за время ее действия им не было допущено нарушений или они были устранены в установленные сроки.

За рассмотрение и выдачу каждой лицензии на осуществление страховой деятельности взимается плата со страховых организаций в размере, установленном действующим законодательством РФ. Суммы лицензионных сборов зачисляются в соответствующие бюджеты.

Следует отметить, что к компетенции ФСФР в части лицензирования деятельности страховых организаций относятся дача предписаний, ограничение или приостановление действия лицензии, на осуществление страховой деятельности. Основанием для принятия решения об ограничении или приостановлении лицензии является невыполнение предписания, которое дается органом страхового надзора субъектам страхового дела.

Предписанием является письменное указание ФСФР и/или территориального органа страхового надзора, обязывающее страховщика устранить выявленное нарушение в установленный срок, т.е. по сути — это распоряжение об устранении страховщиком в установленный срок выявленных у него нарушений. Предписание дается страховщику за нарушения требований Закона о страховании, в частности:

  • а) за осуществление видов деятельности, которые не могут быть предметом непосредственной деятельности страховщиков в соответствии с Законом;
  • б) несоблюдение установленных правил формирования и размещения страховых резервов;
  • в) несоблюдение установленных требований к нормативному соотношению между активами и страховыми обязательствами;
  • г) нарушение установленных требований о представлении отчетности в органы страхового надзора;
  • д) непредставление в срок документов, затребованных Минфином России и/или территориальным органом страхового надзора;
  • е) установление факта представления недостоверной информации в органы страхового надзора;
  • ж) несообщение в установленный срок в органы страхового надзора об изменениях и дополнениях, внесенных в документы, явившиеся основанием для выдачи лицензии (с представлением подтверждающих документов);
  • з) иные нарушения.

Предписания направляются органом страхового надзора субъектам страхового дела; организации, получившие предписания, должны исправить выявленные нарушения в установленный срок и известить об этом контролирующий орган. В случае неисполнения предписания надлежащим образом или в установленный срок действие лицензии ограничивается или приостанавливается в порядке установленном законодательством.

Ограничение действия лицензии страховщика означает запрет на заключение договоров страхования по определенным видам страхования, договоров перестрахования, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств страховщика, в соответствующие договоры.

Приостановление действия лицензии страховщика означает запрет на заключение договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела, в соответствующие договоры.

Решение об ограничении или приостановлении действия лицензии в обязательном порядке подлежит опубликованию в печатном органе, который определяется ФСФР, в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения и вступает в силу со дня его опубликования. Соответственно, решение сообщается и страховщику в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня вступления его в силу с указанием причин ограничения или приостановления действия лицензии.

Представление страховщиком в установленный срок документов, свидетельствующих об устранении нарушений, послуживших причиной для ограничения или приостановления действия лицензии, является основанием для возобновления действия лицензии.

Ограничения действия лицензии

Действие лицензии ограничивается сроком, территорией, субъектом получившим лицензию, а также деятельностью, на которую получена лицензия.

Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности.

Лицензия является основанием возникновения правоспособности лицензиата, т.е. возможности заниматься определенными видами деятельности, перечень которых определяется законом (ст. 49 ГК РФ). Приобретаемая на основании лицензии правоспособность обусловливает «личный» характер лицензии, т.е. лицензируемая деятельность может выполняться только конкретным индивидуальным предпринимателем-лицензиатом или юридическим лицом.

К такому же выводу приходит и Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 31 августа 1999 г. N 422/99[7]. Дело рассматривалось по иску предпринимателя М., частнопрактикующего врача, о признании недействительным решения комиссии по лицензированию и сертификации медицинской деятельности, в соответствии с которым истец был лишен лицензии на занятие медицинской деятельностью. Причиной, послужившей основанием для лишения лицензии, стало нарушение истцом условий ее действия, выразившееся в допуске к осуществлению стоматологической медицинской помощи другого физического лица. Президиум ВАС РФ постановил, что право на занятие частной медицинской практикой является сугубо индивидуальным и действие лицензии частнопрактикующего врача не может быть распространено на других лиц. Допуск к такой деятельности другого лица является нарушением условий действия лицензии.

При ликвидации юридического лица или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя выданная лицензия теряет юридическую силу.

В случае реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования или места его нахождения либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, а также в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности лицензиат – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель либо его правопреемник обязаны в 15-дневный срок подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии. Переоформление лицензии производится в том же порядке, что и установлен для ее получения[8]. До переоформления лицензии лицензиат осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии и документа, подтверждающего подачу заявления о переоформлении лицензии, в случае утраты лицензии – на основании временного разрешения, выданного органом лицензирования.

Территория, на которой может быть использована лицензия.

Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ[9].

Читать еще:  Проверить кмб по полису ОСАГО

При нарушении этого правила, то есть, за осуществление деятельности на основании лицензии, выданной лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, на территориях иных субъектов Российской Федерации без уведомления лицензирующих органов данных субъектов Российской Федерации, лицензиат несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Однако следует отметить, что, в случае если лицензируемый вид деятельности осуществляется на нескольких территориально обособленных объектах, в том числе расположенных на железнодорожном, авиационном, морском и речном транспорте, лицензиату одновременно с лицензией выдаются ее заверенные копии на каждый объект с указанием его местоположения. Копии такой лицензии регистрируются органом лицензирования. При изменении перечня территориально обособленных объектов, на которых осуществляется деятельность лицензиата, дополнительные экземпляры лицензии выдаются по заявлению лицензиата с приложением документов, предусмотренных Положением.

Лицензия является срочным разрешением, то есть ограниченным во времени.

Сроком действия лицензии является тот промежуток времени с момента ее выдачи, который, лицензиат может осуществлять предусмотренную лицензией деятельность.

Общий срок действия лицензии определен в ст.8 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и не может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. В продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий.

Конкретный срок действия лицензии всегда устанавливается в положении о лицензировании определенного вида деятельности, утвержденном Правительством РФ.

Наиболее часто Правительство РФ устанавливает срок в 5 лет. Но есть и исключения. В частности, Положением о лицензировании деятельности в области связи в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. N 642 лицензия выдается на срок от 3 до 10 лет (за искл. лицензий на теле- и радиовещание).

Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Бессрочное действие лицензий предусмотрено и в постановлении Правительства РФ от 26.01.2006г. № 45 «лицензии на осуществление видов деятельности, указанных в пункте 1 статьи 17 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”, выданные до вступления в силу Федерального закона от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности”, Федеральный закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)” и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”, действительны до истечения указанного в них срока либо бессрочны (в случае бессрочного действия лицензии)».[10]

Бессрочно действие предусматривается для некоторых видов деятельности при продлении срока лицензии. Например, в Положении о лицензировании деятельности инвестиционных фондов, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2006 г. N 432, установлено следующее правило: лицензия на осуществление деятельности инвестиционных фондов предоставляется на пять лет. При продлении срока действия лицензии она действует бессрочно либо в течение срока, указанного в заявлении о продлении срока действия лицензии.

Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.

При этом существенным для процедуры продления действия лицензии является своевременная подача соответствующего заявления лицензиата с приложением всех необходимых документов. Своевременным является подача заявления до момента истечения срока действия лицензии. В противном случае продление срока действия лицензии будет невозможным, поскольку сама лицензия уже будет отсутствовать и юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю необходимо получать (а не продлевать) лицензию в порядке, предусмотренном ст. 9 ФЗ «О лицензировании…».

Истечение срока действия лицензии означает прекращение права лица, получившего лицензию, на осуществление соответствующего вида деятельности. Одновременно настоящее лицо утрачивает статус лицензиата, поскольку вместе с истечением срока действия лицензии прекращаются сами лицензионные отношения между юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и государством.

Виды лицензий

Специальная правоспособность предпринимателя (юридического лица или индивидуального предпринимателя), иными словами – его способность иметь гражданские права и обязанности, ставится в зависимость от наличия соответствующего разрешительного документа – лицензии. В соответствии с положениями ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Если руководствоваться нормами действующего Федерального закона N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”, равно как и иными специальными тематическими законами, предусматривающими лицензирование конкретных видов деятельности, то, согласно анализу вышеуказанных норм, следует заключить, что лицензии подразделяются на два вида: срочные и бессрочные. Так, статья 8 Закона N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” четко определяет общее правило, согласно которому срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. Таким образом, законодательно очерчен минимальный срок действия лицензии – 5 лет. Прежний Закон N 158-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”, где срок действия лицензии определялся соответствующим положением о лицензировании конкретного вида деятельности, определение сроков действия лицензии относил к компетенции Правительства РФ. При этом законодательно также было введено ограничение на минимальный срок действия лицензии – не менее чем 3 года. Вместе с тем возможность получить лицензию сроком меньше 3 лет реализовывалась по заявлению соискателя лицензии (ст. 8).

Законом о лицензировании N 128-ФЗ предусмотрено также и бессрочное действие лицензии, которое устанавливается конкретными положениями о лицензировании. Но практически ни одно действующее положение о лицензировании норму о бессрочном действии лицензии не содержит, за исключением Положения о лицензировании деятельности инвестиционных фондов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7 июня 2002 г. N 394 (в действ, ред) *(94). Бессрочное действие лицензии упомянуто и в постановлении Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 45 “Об организации лицензирования отдельных видов деятельности”, принятом во исполнение Закона о лицензировании. Так, если лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности выдана до вступления в силу Федерального закона от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности”, Федеральный закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)” и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”, то она действительна либо до истечения указанного в ней срока, либо бессрочна (в случае бессрочного действия лицензии) (п. 4). Тем самым закрепляется государственная гарантия.

Прежним Законом о лицензировании N 158-ФЗ также было предусмотрено бессрочное действие лицензии, но реализация данного срока была отражена только в Положении о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов, утвержденном постановлением Правительства РФ от 22 июля 2002 г. N 546 *(95).

Что касается отдельных видов деятельности, сфера действия которых выведена из-под Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”, то сроки действия данных лицензий различны и зависят непосредственно от лицензируемого вида деятельности. Так, например, диапазон действия лицензии в области оказания услуг связи, в рамках Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ “О связи” *(96) (в действ, ред.), варьируется от 3 до 25 лет в зависимости от срока, указанного в заявлении соискателя лицензии, содержания услуг связи, на оказание которых испрашивается лицензия, и т.д. Лицензия может выдаваться на срок менее чем три года по заявлению соискателя лицензии. Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции” (в действ, ред.) *(97) в п. 17 ст. 19 определяет, что лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдается на срок, указанный организацией, но не более чем на пять лет. Лицензия на осуществление деятельности в области использования атомной энергии выдается на срок не менее 3 лет. По заявлению соискателя лицензии она может выдаваться на срок до 3 лет (п. 6 постановления Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 865 “Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии” (в действ, ред.) *(98); Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ “Об использовании атомной энергии” (в действ, ред.) *(99).

Положение о бессрочности действия лицензии можно найти, в частности, и в Федеральном законе от 2 декабря 1990 г. N 395-1 “О банках и банковской деятельности” (в действ, ред.) *(100), указывающем что лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 “Об организации страхового дела в Российской Федерации” *(101) (в действ, ред.) также предусматривает выдачу бессрочной лицензии на осуществление страховой деятельности на территории РФ (ст. 32.5)

Существуют случаи, когда бессрочное действие лицензии предусматривается только при продлении ее действия. Так, в соответствии с Федеральным законом “О лицензировании отдельных видов деятельности” в Положении о лицензировании деятельности инвестиционных фондов определено, что лицензия на осуществление деятельности инвестиционных фондов предоставляется на пять лет. При продлении срока действия лицензии она действует бессрочно либо в течение срока, указанного в заявлении о продлении срока действия лицензии (п. 8).

Продлевается срок действия всех лицензий по общему правилу, в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, и на срок, соответствующий первоначальному. Специальные тематические законы, предусматривающие лицензирование соответствующих видов деятельности, устанавливают, что срок действия лицензии может быть продлен не на первоначальный, а на иной, но не превышающий максимальный срок ее действия (ч. 3 ст. 33 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ “О связи” – 25 лет). Также лицензии могут быть продлены и на срок меньше первоначального. Так, например, лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по просьбе организации может быть продлена и на срок менее чем пять лет (п. 17 ст. 20).

Некоторые законодательные акты предусматривают и временный характер лицензий. Так, Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 “Об организации страхового дела в Российской Федерации” разрешает выдачу временных лицензий на срок, либо указанный в заявлении соискателя лицензии, но не более чем на три года, либо от одного года до трех лет при отсутствии информации, позволяющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования, представляемыми при лицензировании, а также в случаях, установленных страховым законодательством (ст. 32.5).

Согласно общему правилу, предусмотренному действующим Федеральным законом “О лицензировании”, лицензия выдается на конкретный вид деятельности, а не на его подвиды, что в свое время было отражено в Положении о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих, утвержденном постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. N 1544 *(102). Установленный данным положением порядок лицензирования деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих предусматривал три категории лицензий на указанный вид деятельности, тогда как из содержания норм Федеральных законов “О несостоятельности (банкротстве)” и “О лицензировании отдельных видов деятельности” предусматривалась выдача одной лицензии на осуществление деятельности арбитражного управляющего.

Лицензирование соответствующих видов деятельности, не подпадающих под сферу действия Федерального закона “О лицензировании”, имеет свои особенности. Так, несмотря на законодательно предусмотренное нормами Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции” общее правило, что лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 18), одновременно определено, что лицензированию подлежат производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по каждому поставляемому или поступающему в розничную продажу виду произведенной продукции – например вино, водка, коньяк, портвейн и т.п. (ч. 3 ст. 18).

Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ “О животном мире” *(103) предусматривает выдачу лицензий как на осуществление отдельного вида соответствующей деятельности, так и на осуществление соответствующего разового (однократного) действия. Так, именная разовая лицензия выдается на однократное использование определенных объектов животного мира с указанием места и срока ее действия, а также количества допустимых к использованию объектов животного мира; долгосрочная лицензия выдается на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира; распорядительная лицензия предоставляет право определенным в ней лицам в установленном порядке распоряжаться объектами животного мира.

По общему правилу лицензии на осуществление конкретных видов деятельности не подлежат передаче иным лицам, в том числе по договору о сотрудничестве, а также юридическим лицам, одним из учредителей которых является лицензиат.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector