Виды износа шин и причины
Abm-auto.ru

Автомобильный портал

Виды износа шин и причины

Десять признаков износа шин, которые могут рассказать о состоянии автомобиля

Как по состоянию резины узнать техническую исправность автомобиля.

Шины автомобиля являются единственным элементом транспортного средства, который связывает его с дорогой. Часто владельцы автомобилей забывают о том, что резина это важнейший элемент автомашины, который напрямую влияет на нашу безопасность. Но когда резина изнашивается, каждый водитель с огорчением понимает, что пришло время тратить деньги на покупку новых покрышек. Но не всегда приобретение новой резины спасает положение. Ведь иногда износ резины может указывать на возможные неисправности автомобиля. В таком случае замена резины на новую может не помочь. Например, при некоторых видах поломок ваша новая резина может за короткий срок преждевременно износиться. Давайте разберём десять самых распространенных видов износа шин по которым, вполне возможно определить причину этого износа, выяснив в итоге техническое состояние транспортного средства.

1. Износ протектора резины по центру (посередине)

Как это выглядит: При этом виде износа покрышек, как правило, сильнее всего изношен протектор посередине покрышки (пример на фото).

Причина: Если шина больше всего изнашивается по центру колеса, то это говорит о том, что центральная часть протектора имела больше всего контакта с дорожным покрытием, по сравнению с протектором ближе к краям резины. Следовательно автомобиль, на котором была установлена эта резина имел не достаточное сцепление с дорожным покрытием. Соответственно тяга машины была недостаточной.

Чаще всего подобный износ говорит о том, что шина была накачена неправильно. То есть давление в шине не соответствовало тому давлению, которое рекомендует производитель автомобиля. Такой тип износа говорит о том, что владелец машины не проверял давление в шинах при холодной погоде и при резких перепадах температуры на улице, при которой давление в покрышках может существенно меняться.

Дело в том, что пока покрышки холодные (например, после морозной ночи) давление в шинах может быть ниже, чем рекомендует производитель. Но после начала движения давление в шинах начинает расти от нагрева воздуха в нем. В итоге после определенно пройденного расстояния давление в шинах может превысить максимально допустимую норму рекомендованную автопроизводителем. В итоге, перекаченная шина неравномерно прилегает к дорожному покрытию, в результате чего будет наблюдаться неравномерный износ покрышек по центру протектора.

Некоторые автолюбители часто советуют для улучшения управляемости и снижения расхода топлива, наоборот перекачивать колеса. Но это не оправдано. Да, таким способом вы немного сможете снизить потребление топлива и даже немного улучшить управляемость, но в итоге вы заплатите за это быстрым износом протектора.

То есть, сэкономив немного денег на топливо, вы заплатите намного больше.

2. Грыжа шин (выпучивание) и трещины на боковой стенке

Как это выглядит: Трещины и выпуклости на боковой стенке шин.

Причина: Это обычно происходит от удара об выбоину (яму) на дороге, бордюр и т.п. Обычно шина хорошо защищена от подобных ударов. Но если покрышка имеет недостаточное давление или перекачена, то в результате удара есть большая опасность, что покрышка будет повреждена. Большие трещины на боковой стенке покрышки, которые проходят вдоль обода колеса говорят о том, что резина длительное время эксплуатировалась с недостаточным давлением. Небольшие трещины на боковой поверхности резины говорят о внешнем повреждении или о возрасте резины (из-за старости состав резины начинает химический распад, в результате чего шина начинает трескаться).

Грыжа шины выглядит, как выпуклость на поверхности резины. Чаще всего выпячивание (грыжа) появляется на боковой стенке покрышки. Грыжа резины связана с внутренним повреждением (слоем резины). Обычно это происходит в связи с ударом боковой частью колеса об бордюр, столб и т.п. Чаще всего после удара, грыжа (выпячивание) колеса сразу не проявляется. То есть, после удара вы можете увидеть грыжу только спустя неделю или даже по истечении месяца.

Если вы заметили на покрышки трещины или грыжу, то необходимо, как можно скорее купить новые покрышки.

Помните, что использовать резину с грыжей очень опасно.

3. Вмятины в резине

Как это выглядит: Согласно длительных наблюдений резина с вмятинами выглядит так, как на фотографии. То есть, покрышка имеет форму бугорков и вмятин.

Причина: Такой вид шин обычно связан с неисправностью подвески машины (износ или повреждение элементов ходовой части автомобиля). Из-за неисправности подвески смягчение ударов на кочках недостаточное. В итоге, покрышка испытывает перегрузку от ударов принимая на себя максимальную нагрузку. Но нагрузка распределяется неравномерно по всей поверхности протектора. В итоге некоторые области протектора принимают на себя больше нагрузки, чем другие, что и способствует образованию вмятин и бугорков на покрышки.

Чаще всего подобный внешний вид подержанных покрышек связан с плохими амортизаторами. Хотя стоит отметить, что любые части подвески, которые вышли из строя, могут стать причиной подобного износа.

Советуем вам в случае обнаружения подобной деформации шин, сделать полную диагностику подвески и стоек автомобиля в техническом центре. Не советуем обращаться с подобной проблемой на шиномонтаж, т.е. с целью определить причину изменения формы колес. Не редкость, когда работники шиномонтажа не знают, что может стать причиной появления неровностей (вмятин, бугорков) на поверхности протектора.

Чаще всего работники шиномонтажа утверждают и считают, что это причина неправильного сход развала. Но это не факт. Как мы уже сказали данная причина может быть связана с выходом из строя амортизатора (ов).

4. Диагональная вмятина с признаками износа протектора

Как это выглядит: Диагональная вмятина на поверхности протектора с неравномерной степенью износа поверхности шины.

Причина: Чаще всего эта проблема встречается на задних колесах переднеприводных автомобилей, где неправильно выставлен сход-развал. Так же подобная деформация колеса может быть связана с недостаточным интервалом вращения, а также, иногда подобное изменение внешнего вида покрышки может быть связана с частой перевозкой тяжелых грузов в багажнике или в салоне машины.

Тяжелый груз может изменить геометрию подвески, что приведет к диагональной деформации поверхности протектора резины.

5. Излишний износ протектора по краям

Как это выглядит: Внутренний и внешний протектор имеет повышенный износ, когда как середина протектора изношена существенно меньше.

Причина: Это верный признак недостаточного давления в шинах. То есть, давление не соответствует норме рекомендованной производителем автомобиля. Помните, что недостаточное давление в шинах это самое опасное состояние покрышек. Дело в том, что при уменьшенном давлении в шине она подвержена большему сгибанию. Согласно законам физики это означает, что при вращении колеса покрышка будет больше накапливать тепло. В итоге резина не будет равномерно прилегать к дорожному покрытию и соответственно, мы получим неравномерный износ резины.

Так же недостаточное давление в покрышках приведет к тому, что резина не будет достаточно смягчать удары на дороге, что естественно напрямую будет влиять на подвеску. Со временем это жесткое воздействие на подвеску может привести к ее преждевременному выходу из строя, а также повлиять на сход-развал.

Как избежать проблемы не докаченных (недостаточность давления) шин: Мы опять возвращаемся к тому, что каждый водитель регулярно должен проверять давление воздуха в колесах, то есть каждый месяц или каждый раз после резкого перепада температуры на улице. Также помните, что остывшие колеса (при стоянке ночью) могут показывать давление ниже, чем рекомендовано производителем автомобиля. Но при длительной поездке из-за нагрева воздуха давление может превысить норму.

Также, советуем вам не полагаться на электронную систему предупреждения изменения давления в шинах, которая есть во многих современных автомобилях.

Дело в том, что эта система, как правило предупреждает вас о изменении давления в колесе либо при резком колебании давления (например резкое падение давление в шине более чем на 25 процентов), либо при существенном снижении давления в течение длительного времени.

Другими словами, система предупреждения о давлении в колесах может сработать только тогда, когда давление в шинах будет существенно меньше, чем необходимо. Это означает, что вы рискуете долгое время проездить на колесах с недостаточным давлением воздуха.

6. Выпуклый износ бокового протектора

Как это выглядит: Боковые блоки протектора обычно похожие на оперение птиц, имеют особенный износ. Более низкие края блоков протектора закруглены, когда как более высокие края блоков острые. Обратите внимание, что вы не можете заметить этот вид износа визуально. Это можно понять только при осмотре протектора с краю и на ощупь, т.е. с помощью рук.

Причина: При этом виде износа протектора, в первую очередь проверьте шаровые шарниры и подшипник колеса.

Так же необходимо проверить втулку стабилизатора, которая в случае выхода из строя может привести к неправильной работе стабилизатора подвески, что в итоге приведет к этому виду износа протектора резины.

7. Плоские пятна износа

Как это выглядит: Одно пятно на колесе имеет больше износа, чем другое.

Причина: Одиночные пятна повышенного износа на поверхности шины часто встречаются при вынужденном резком торможении или заносе, или при выруливании из ситуации для того, чтобы уйти от удара (например, если на дорогу не неожиданно выбежал лось или другое животное). Особенно подобный износ будет виден после резкого торможения с одновременным заносом, если в автомобиле отсутствует антиблокировочная тормозная система.

Дело в том, что при резком торможении и выруливании для того, чтобы уйти от удара автомобиль без ABS больше подвержен заносу с заблокированными колесами, что и приведет примерно к такому виду изношенного пятна на протекторе покрышки.

Так же подобные пятна могут появиться в автомобилях, которые были припаркованы в течение длительного времени.

Помните, что при длительной стоянке машины вы рискуете шинами, где на покрышках вашего автомобиля появятся пятна износа из-за неравномерного распределения веса автомобиля на таковые. Дело в том, что во время парковки протектор резины соприкасается с поверхностью не полностью и в итоге, от длительной стоянки деформируется определенный участок резины.

8. Износ передней кромки протектора

Как это выглядит: Передняя кромка блока протектора изношена, а задняя часть протектора имеет более острые углы. Обращаем ваше внимание, что этот тип износа может быть не виден при визуальном осмотре. Поэтому, проверьте рукой протектор с краю. Если вы заметите, что некоторые углы протектора более острые (как зубья на ножовки) по сравнению с другими гранями протектора которые более гладкие, то это реальный износ, а не норма, как обычно предполагают многие водители.

Причина: Это самый распространенный износ шин. Так, как этот вид износа шин встречается очень часто и многие владельцы автомобилей думают, что это норма, то это не так. На самом деле данный износ указывает на то, что колесо имеет недостаточное вращение. Поэтому, необходимо проверить техническое состояние вашей машины в техническом центре.

Чаще всего, причина связана с износом элементов подвески (салейнтблоков), с износом шаровых опор, а также из-за износа ступичного подшипника.

9. Односторонний износ шин

Как это выглядит: Одна сторона шины изношена больше, чем другая.

Причина: Обычно при этом виде износа причиной может быть неправильный сход развал автомобиля. Такой вид неравномерного износа протектора резины связан с тем, что колесо стоит не ровно на дорожной поверхности из-за неправильного сход-развала.

Для того, чтобы выставить колесо ровно по отношению к дорожной поверхности необходимо, отрегулировать сход-развал.

Так же подобный износ может встречаться при поврежденных пружинах, шаровых шарнирах, втулок подвески. В том числе, односторонний неравномерный износ протектора может появляться при транспортировке на автомобиле тяжелых грузов.

Кроме того некоторые модели мощных спорткаров имеют особый сход-развал, который приводит к подобному неравномерному износу покрышек. Но это редкость.

10. Износ шин до индикатора

Как это выглядит: Многие шины между протектором имеют индикаторы износа. Как правило, это специальные вставки, которые вам помогают определить, когда необходимо менять покрышки на новые. Обычно высота этих вставок ниже, чем высота протектора. Как только протектор шин по высоте сравняется с индикаторами износа, то необходимо приобрести новую резину.

Причина: Обычно замена резины должна происходить после того, как высота протектора стала ниже, чем рекомендует производитель покрышек. На глаз определить это не всегда легко. Поэтому, многие компании производители автошин устанавливают на покрышки (между протектором) индикаторы износа. Как только высота протектора изнашивается до той высоты, которую имеют индикаторы, то пришло время сменить колеса на новые.

Читать еще:  Как узнать на гарантии ли машина?

Протектор резины с определенной глубиной необходим для того, чтобы отводить воду от шины и предотвратить аквапланирование автомобиля на мокрой дороге.

Если ваши шины не имеют индикатора износа, то вы можете самостоятельно замерить глубину протектора, для того, чтобы понять, пришло ли время покупать новую резину. Для этого необходимо воспользоваться монетой, которую необходимо ребром вставить в протектор и замерить с помощью нее глубину. Подробнее, о традиционном износе шин вы можете прочитать здесь или ознакомиться с данной нами инфографикой.

Внимание! Для летних шин минимальная глубина протектора должна быть не меньше 1,6, 2 или 3 мм (в зависимости от производителя резины).

Для зимней резины минимально безопасная высота протектора должна быть не меньше 4-6 мм

Виды износа шин и причины

Сила трения, знакомая всем по курсу школьной физики, не щадит деталей наших автомобилей. Изнашиванию подвергаются многие элементы, но самые видимые изменения мы замечаем на шинах. Факторы, влияющие на износ шин, виды износа резины мы и рассмотрим.

В чем проблема?

Протектор автомобильной шины отвечает за сцепление автомобиля с дорогой во всех режимах и климатических условиях движения, какая бы дорога ни была: будь то чистый асфальт в ясную и сухую погоду, либо в дождь со снегом, или проселочная дорога с лужами и колеёй.

На первый взгляд кажется, что все предельно просто. Колесо крутится, машина катится, смотри на дорогу и рули, получай удовольствие.

На самом деле факторы, которые влияют на процесс движения и износа шины присутствуют постоянно: это и скорость движения, и температура воздуха и полотна дороги, и давление в шинах, и степень загруженности автомобиля, и стиль вождения, ну, и, конечно же, техническое состояние автомобиля.

Мы уже заметили, что одна из основных физических сил при движении автомобиля – это сила трения. Самый явный показатель присутствия силы трения – это выделение большого количество тепла. Чем больше трения – тем больше тепла.

Больше скорость движения, больше тепла. Чаще и интенсивнее циклы разгона и торможения – больше тепла. Интенсивнее происходят перестроения по ходу движения, опять же выделяется больше тепла. Не выставлено оптимальное давление в шинах? И вновь тепла больше, чем надо. Нагретый воздух добавляет свое тепло, а если еще жаркая погода, то тепла в шине от разогретого асфальта столько, просто караул. И все это тепло отнюдь не благо для шины.

Доказано, что длительное движение по трассе с высокой скоростью, особенно в летний период, приводит не только к повышенному износу протектора, но и может привести к расслоению внутренней структуры шины, ее прочность снижается до 40%. Износ протектора при движении с высокой скоростью по сухому асфальту в жаркую погоду в два раза выше, чем при неспешной езде в прохладную погоду по влажной дороге.

Неправильно выставленное давление приводит к сокращению пробега шины до 20%. Давление в шинах должно соответствовать степени загрузки автомобиля. Если вы намереваетесь ехать на дальнее расстояние, и ваш автомобиль будет загружен «под завязку», обязательно откорректируйте давление в шинах. В итоге это скажется на комфорте и безопасности движения, и на сроке службы шин.

Активная езда, состояние элементов подвески автомобиля, правильность углов установки колес, правильность балансировки, все это по отдельности, а еще больше в совокупности влияет на износ протектора и состояние шины в целом.

Шина по мере эксплуатации теряет свои первоначальные характеристики, и чем дальше, тем больше. Не забывайте об этом. Шина, которая изначально преподносилась как «супер дождевая», начинает «всплывать» как любая рядовая шина. Шина, которая все повороты должна была проходить «как по рельсам», может при неосторожном обращении уйти в снос или занос.

В истертом состоянии протектор уже не может полноценно выполнять свои функции, автомобиль хуже держит дорогу, снижается управляемость. Законодательством запрещена эксплуатация легковых и легко-грузовых транспортных средств с высотой рисунка протектора менее 1,6 мм на летних шинах и 4 мм на зимних.

Стирание протектора при соблюдении правил эксплуатации шины

При соблюдении правил эксплуатации шины нормальным считается одинаковое стирание высоты протектора по всей окружности шины. Для определения износа шин, как правило, делают замеры по трем точкам (в центре и два – по краям) в четырех равноудаленных местах – итого 12 замеров. Равномерный износ показывает равные результаты в соответствующих точках выборки.

Следует помнить, что у передне- и заднеприводных машин изнашивание резины не одинаково. У авто с задним приводом нагрузка на колеса различна: покрышки на задних ведущих колесах больше стираются посередине, в зоне максимального контакта с асфальтом, передние шины больше изнашиваются по бокам, т.к. являются рулевыми и постоянно меняют угол наклона к дорожному покрытию.

Автомобили с передним приводом характеризуется равномерным износом передних шин, как в центральной, так и в боковой части. Необходимо следовать инструкции по эксплуатации и периодически переставлять колеса согласно схеме из руководства.

Неравномерное стирание

Нестандартный износ шин обычно свидетельствует о наличии неполадок в самой технике. Причины неравномерного износа шин довольно разнообразны.

1. Старение шины. Старение резины зависит от того, в каких условиях эксплуатировались (или хранились) колеса. При неправильном хранении эксплуатационные характеристики шины значительно ухудшаются – теряется эластичность, резина становится твердой, на ней появляются трещинки, особенно на боковинах покрышек, которые с каждым годом становятся более глубокими. Старение покрышек во время хранения усиливается при попадании на них прямых солнечных лучей, нарушении режима влажности и температуры воздуха. Под действием солнечных лучей из кислорода воздуха образуется ОЗОН, который способствует быстрому старению шины. По причине возможного разрыва не рекомендуется эксплуатировать шины старше 5 лет.

2. Одностороннее стирание

Причины износа шин резины на одной стороне заключаются в неправильной геометрии подвески. При выявлении такого стирания следует проверить развал и схождение колес:

  • износ внешней стороны – избыточный положительный развал или схождение;
  • износ внутренней стороны – избыточный отрицательный развал или схождение;
  • нулевой развал вызовет равномерное усиленное стирание шин и увеличит расход;
  • пиловидное изнашивание, когда рисунок внутреннего края начинает напоминать зубья пилы, – нарушение развала-схождения колес.

3. Эксплуатация шин с неправильным давлением

При высоком давлении средняя часть покрышки выпирает и быстро стирается. При недостаточном давлении шина прогибается и изнашивается по краям.

4. Многочисленные стирания по окружности свидетельствуют о неполадках в подвеске (пружины, рычаги, амортизаторы).

5. Локальные пятна износа на протекторе, как правило, являются результатом нарушения сбалансированности колеса и шины. Дисбаланс приводит к повышенным колебаниям управляемых колес, биению, дополнительным вибрациям кузова, потере устойчивости автомобиля при прямолинейном движении, затрудняет управление транспортным средством. При появлении пятен на шине нарушается симметричность изделия и покрышку необходимо заменить.

6. Плоская площадка – машина долгое время стояла без движения, либо произошло экстренное торможение или блокирование колес, поверхность резины шашек имеет типичный вид абразивного истирания при контакте с поверхностью асфальта. Такой дефект также может вызывать биение колес.

Своевременно ремонтируя автомобиль, уделяя должное внимание осмотру колес перед выездом, придерживаясь спокойного стиля вождения, можно существенно продлить срок пользования комплектом покрышек.

Виды износа шин и его причины

С инженерной точки зрения колесо и дорогу всегда рассматривают как пару сопряженных деталей одного механизма.

Типов износа колесных покрышек несколько:

  • естественный износ трущихся (сопряженных) поверхностей;
  • повышенный износ поверхностей в силу неравномерно прикладываемых сил;
  • механические повреждения.

Характер износа колесных покрышек зависит от целого ряда факторов.

Первый из них – это компоновка автомобиля. При так называемой классической компоновке, когда двигатель находится впереди, а ведущие колеса задние, то в этом случае передние (управляемые) колеса изнашиваются в зависимости от типа и геометрии передней подвески, а задние – в силу того, что именно они являются движителями автомобиля. Движитель – это инженерный термин, который указывает на агрегат или узел автомобиля или иной инженерной конструкции, которая непосредственно приводит в движение весь механизм.

Второй фактор – это тип привода. В автомобиле с переднеприводной компоновкой – одновременно и ведущими, и управляемыми колесами являются передние. Сегодня это самая передовая и массовая схема компоновки автомобиля. Именно передние колеса в таком автомобиле подвергаются наибольшему износу, как раз именно потому, что они одновременно и управляемые, и ведущие. Развал в таких автомобилях всегда положительный, а вот схождение отрицательное, то есть колеса смотрят в разные стороны, правое направо, левое налево. Тогда при начале движения и при увеличении тяги они словно «поворачиваются друг к другу» вовнутрь колеи автомобиля.

В заднеприводных автомобилях наоборот, передние колеса смотрят «внутрь колеи», а при трогании и наборе скорости они «отворачиваются друг от друга», поскольку их толкают сзади.

В полноприводном автомобиле характер износа покрышек зависит от типа трансмиссии и типов подключения полного привода:

  • постоянный симметричный полный привод,
  • подключаемый симметричный и подключаемый принудительно,
  • подключаемый по требованию (механически или по команде электроники),
  • а также в зависимости от распределения крутящего момента – больше на переднюю или заднюю ось.

Внутренний и наружный износ покрышки

Следующим фактором износа покрышек является устройство подвески так называемая ее геометрия. Их множество типов и конструкций, но в плане износа покрышек принципиальными являются такие два понятия, как недостаточная или избыточная поворачиваемость. В данном случае речь идет о передних, управляемых колесах.

При недостаточной поворачиваемости наружное колесо поворачивается на меньший угол, чем внутреннее, и автомобиль словно стремится наружу поворота. При избыточной поворачиваемости – наоборот, наружное колесо поворачивается на больший угол, чем внутренее, и автомобиль словно ввинчивается в поворот и стремится к опрокидыванию. В первом случае, с недостаточной поворачиваемостью, больше будет изнашиваться внутренняя сторона колесной покрышки, во втором – наружная.

Помимо этого, причин истирания внутренних поверхностей покрышки имеются еще – две; неправильный, отрицательный сход управляемых колес, а также излишний, так называемый отрицательный развал. То есть, при любом типе нарушения геометрии подвески происходит износ передних шин с внутренней стороны; колеса стремятся наружу от колеи движущегося автомобиля.

В случае чрезмерного положительного схождения или так называемого «свала колёс» происходит износ внутренней стороны покрышек.

Неравномерность износа задних и передних колёс

Наибольшему износу подвергаются передние (управляемые) колеса автомобиля, вне зависимости от типа привода. Задние колеса изнашиваются значительно меньше, даже в случаях использования в конструкции так называемой системы подруливания задней подвески. Дело в том, что даже самые продвинутые сегодня системы управления задними колесами все равно поворачивают колеса на один-два-три градуса, не больше, в отличие от передних, которые (в некоторых подвесках) поворачиваются даже больше, чем на 45 градусов.

Что касается автомобилей с передним приводом из массового сектора мирового автопрома классов автомобилей A, B, C и даже D-класса, то задняя тележка тут, как говорят механики, «и вовсе ходит за свидетеля». Покрышки здесь подвергаются наименьшему износу, и сервисмены отмечают случаи, когда на задней оси шины ходят по полтора-два регламентных пробега.

Как определяются «сроки жизни» и предельный пробег покрышки

Большинство современных производителей автомобильных покрышек в паспортах к своей продукции указывают и «сроки жизни» шины (обычно он составляет 5-6 лет), и максимальный пробег — тут цифры «разбегаются» куда значительнее, от 30 до 60 тысяч километров и даже больше. Почему такой разбег в цифрах?

А потому что шинные производители ориентируются на собственные стандарты, которые зачастую являются усредненными, ориентированными на несколько базовых параметров:

  • на первую категорию условий эксплуатации (а это гладкий асфальт среднестатистического города, не в сельской местности и не в столицах или городах-миллионниках, в средней климатической зоне);
  • на среднестатистического автолюбителя, который ездит спокойно и не практикует агрессивной езды с резкими ускорениями и торможениями;
  • а также на многие другие «среднестатистические» показатели эксплуатации автомобиля.

Водительская практика показывает, что увеличение ходимости колес (сроков хранения и пробегов) зависит от неконтролируемого и ничем не регламентированного количества самых разнообразных факторов, которые, в свою очередь, можно свести вот в такую произвольную таблицу:

  • правильные углы установки управляемых колес, то есть, грамотный и правильный развал передних колес (и задних тоже, если такой параметр предусмотрен конструкцией автомобиля);
  • правильные углы схождения колес: положительные для автомобилей классической компоновки, отрицательные для переднеприводных автомобилей, а также регламентированные заводом-изготовителем для полноприводных конструкций;
  • правильная балансировка каждого колеса на профильном современном шиномонтаже;
  • правильная эксплуатация различных типов дисков колес (металлические штампованные, легкосплавные, кованые колесные диски);
  • правильно выставленное давление всех колес автомобиля с учетом сезона, типа покрышки и условий эксплуатации (город, столица, бездорожье, приморские регионы, северные и/или тропические регионы мира и так далее).
Читать еще:  Как рассчитывается дорожный налог?

Подавляющее большинство современных шинных производителей устанавливают собственные индикаторы, указывающие на глубину протектора, степень его износа, включая критические параметры, требующие замены покрышки на новую.

Например, на шинах Nokian используются цифры, которые вдавлены в резину с разной глубиной. По мере эксплуатации покрышки, стирается слой резины, тем самым исчезают и нанесенные числа, что даёт понять степень износа.

Другой способ, используется в частности в шинах Мишлен – это выступы в водоотводящих канавках. Если этот индикаторный бугорок сравнялся с высотой протектора, то данную покрышку можно считать изношенной и следует заменить.

Параметры замены колес

Долгое время производители автомобилей практиковали так называемые схемы перестановки колес. В автомобилях старых конструкций, в том числе и классической компоновки, колеса на автомобиле менялись по установленной схеме. Схем было много, и все они были разными. Например, переднее левое уходило в запаску, на его место устанавливалось правое заднее, на его место, в свою очередь, переднее левое и так далее. В Инструкциях по эксплуатации КАЖДОГО автомобиля имелась своя собственная схема перестановки колес. Производителями это делалось для того, чтобы минимизировать интенсивность износа разных покрышек (ведь напомним, что пара «колесо-дорога» инженерами-конструкторами рассматривалась, как пара сопряженных деталей).

В автомобилях современной переднеприводной компоновки также одно время практиковалась схема смены передних колес на задние и наоборот – по одной стороне автомобиля.

Шинные производители рекомендуют руководствоваться специально предусмотренными конструкцией покрышки наглядными индикаторами или «регламентированной глубиной протектора».

Технические требования к глубине протектора различны в разных странах и регионах мира, а также в зависимости от сезона и климатической зоны и условий эксплуатации авто.

Основополагающие параметры — по глубине протектора, по требованиям использования на одной оси одинаковых типоразмеров колес и одинаковых типов протекторов — как правило, прописаны в соответствующих пунктах национальных Правил дорожного движения страны проживания автовладельца или страны регистрации/эксплуатации транспортного средства.

Автовладельцу не мешает помнить также и о том, что автомобильные покрышки (и вообще автомобильные колеса) являются неотъемлемой частью активной системы безопасности автомобиля, и нарушение ее норм и положений чревато не только побитым или вдребезги разбитым автомобилем, но и здоровьем, а то и жизнью его владельца и пассажиров.

Виды, причины и последствия износа шин

Многие владельцы машин не обращают внимания на износ шин своих автомобилей. Однако такая невнимательность чревата существенными проблемами. Не зря даже в правилах ПДД говорится о том, каким должен быть рисунок протектора и при каких показателях покрышки пора выбрасывать.

Очень важно обращать внимание на состояние шин автомобиля

Какой износ допустим?

Требования к летним покрышкам отличаются от аналогичных условий эксплуатации зимней резины.

Допустимый износ шин для летней резины легковых авто достигает 1,5 мм. При показателе 1,6 мм резину пора менять. У зимних колёс рисунок протектора более рельефный, поэтому и глубина стирания больше. Резина, используемая для езды в холодное время года, может быть сработана на 4 мм.

У грузовых машин свои показатели. Их шины можно сносить только на 1 мм, а затем нужно обязательно поменять. Для автобусов норма износа — 2 мм стёртой резиновой поверхности.

Могу измерить сам

Автомобилистам, решившим проверить свои шины на предмет поношенности, на помощь приходит индикатор износа шин. Это специальная метка, которую производитель наносит на покрышку. С её помощью автолюбители узнают, когда пора переобувать «железного коня». Такое определение является самым быстрым и наименее затратным. Мы расскажем, как определить износ шин с помощью индикатора.

Индикаторы износа шин бывают разными. Наиболее распространены три вида:

  • Числовой индикатор.
  • Индикатор в виде выдавленных узоров.
  • Объёмный индикатор.

Числовой индикатор

Первый вид индикатора является самым информативным, так как может заранее предупредить владельца машины о том, что покрышка вскоре сотрётся. Выглядит он так: на резиновой поверхности выдавливаются цифры разной глубины. Самое большое число является самым поверхностным, а самое маленькое (как правило, двойка) — самым глубоким.

Эти цифры говорят о том, какая высота рисунка протектора у шины сейчас. Во время езды слой резины стирается, с ним пропадают и неглубокие цифры. Когда остаётся последняя, а тем более, когда и её уже нет, пора менять резину.

Индикатор в виде выдавленных узоров

Второй тип индикатора износа шин — выдавленный узор. Он представляет собой несколько пометок (в виде геометрических фигур, логотипов производителя или полосок), расположенных по всей резиновой поверхности. Он не так информативен, как числовой индикатор, ведь не сообщает о текущей высоте протектора, зато не заставляет автовладельца перемещать авто до тех пор, пока не станут видны показатели на колёсах. Принцип сообщения тот же. Стёрся узор — резине пора на свалку.

Объёмный индикатор

Объёмный индикатор, как правило, помещается в борозду рисунка протектора. В его роли также может выступать протекторный блок. Расстояние от вершины этой выпуклости до вершины рисунка протектора, как правило, достигает 1,6 мм. Поэтому, если протектор сравнялся с индикатором, значит, покрышка стёрта.

Основные виды износа шин и их причины

Как правило, всё, что автомобилист знает о видах износа шин, — это то, что передние и задние колёса стираются по-разному. Однако существует много видов порчи протектора, по которым можно определить и причины стирания.

Существуют следующие виды порчи протектора:

  • Односторонний.
  • Пиловидный.
  • Локальный.
  • По окружности.
  • Плоский.
  • И просто связанный со старением резины.

Односторонний

Такой вид стирания располагается лишь на одной части покрышки. Притом её другая часть может быть в порядке. Чем вызвано такое неравномерное стирание? Проблемами с развал-схождением колёс.

По тому, на какой именно части колеса располагаются «плеши», опытный мастер сможет определить, что именно не так со схождением колёс. Порча только внешней стороны покрышки говорит об избыточном положительном развал-схождении. Об избыточном отрицательном — говорит стирание рисунка внутренней стороны протектора покрышки.

Пиловидный

Пиловидная порча не является равномерной. При ней рисунок на фронтальной кромке стирается в разы быстрее, чем на задней части покрышки. Он не связан с какими-либо проблемами в автомобиле, а является «болезнью» передних колёс машины. Для того чтобы избавить себя от такого вида стирания резины, покрышки периодически следует менять местами.

Локальный

Локальный износ представляет собой одно сносившееся пятно на рисунке протектора. К нему, чаще всего, приводит экстренное торможение. При нём колесо не крутится, а стирается об асфальт одной своей зоной. После экстренного торможения покрышки с локальным стиранием рекомендуется менять.

По окружности

При таком виде порчи многочисленные «плеши» наблюдаются по всему периметру резиновой поверхности колеса. Если вы обнаружили именно такой вид износа протектора шин, обратитесь к специалистам. Они, скорее всего, найдут какие-либо проблемы с подвеской автомобиля.

Равномерного вращения колеса с такими проблемами ждать не приходится.

Плоский

Это выглядит как ровная площадка на поверхности шины. Причиной могла стать длительная стоянка. Поэтому перед тем как оставить автомобиль на длительное время, лучше повысить давление в его колёсах.

Также к такой проблеме могла привести езда на больших скоростях с резкими поворотами. В таких условиях резина быстро разогревается, а остывает только в состоянии покоя. В этот момент в месте её сцепления с асфальтом и образуется площадка.

Не торопитесь избавляться от таких шин. Их дефект можно исправить повторным нагреванием.

Связанный со старением

Хоть показатель 1,6 мм кажется мизерным, на стирание такой толщины поверхности качественной шины может уйти до десяти лет. Однако большее количество времени даже самая дорогая покрышка прослужит вряд ли. Притом со временем изнашиваются даже покрышки тех машин, на которых не ездят вовсе.

Причиной тому — сам каучук. Со временем он становится очень пористым. В отверстия попадает влага, которая, расширяясь при замерзании, провоцирует многочисленные разрывы. Переобувать машину даже после десяти лет покоя всё равно придётся.

Почему мои шины испортись быстрее положенного?

Когда шины приходится менять раз в год или два, автомобилист, подсчитывая расходы, впадает в бешенство. Однако зря. В такой ситуации лучше успокоиться и понять, почему износ протектора шин так скор.

Измерим давление

Часто причиной преждевременного износа шин становится недопустимые показатели давления воздуха. Притом быстро срабатывается резина и с избыточным, и с недостаточным давлением. Если однажды вы измерили этот показатель, и остались довольны, это не значит, что он порадует вас и через месяц.

Воздух постепенно высвобождается. Особенно быстро это происходит в жару. Шина начинает крутиться «на разрыв» и быстро изнашивается. Однако низкое давление может привести не только к быстрому стиранию покрышки, но и к повышенному расходу топлива, так как колесо приобретает повышенное сопротивление к качению.

Набираемся опыта

Часто шины стираются быстрее у неопытных водителей. Они резко «рвут с места» и также резко тормозят. Из-за повышенного трения рисунок протектора стирается куда быстрее обычного. Для того чтобы шины долго оставались пригодными для езды, водить следует плавно.

Сбросим балласт

Повышенная нагружаемость автомобиля также с большой долей вероятности может стать причиной ускоренного старения. Следует помнить, что любое авто обладает ограниченной грузоподъёмностью и при переизбытке тяжестей теряют «здоровье» не только шины, но и остальные механизмы.

Приобретаем полезные привычки

Шины желательно регулярно осматривать. В бороздки протектора постоянно забиваются стёкла и остроконечные камушки. Они повреждают резину. Со временем эти повреждения разрастаются и приводят к существенной деформации.

Доверяем профессионалам

Некачественная установка шин или колёс также может стать причиной ускоренной порчи. Рекомендуется, чтобы этими работами занимались только специалисты, однако разные умельцы никогда не упустят возможности сэкономить и произвести монтаж самостоятельно. Иногда у них всё выходит весьма недурно, но так бывает далеко не всегда. В таких случаях при проблемах ругать производителя шин не стоит.

Находим баланс

И, наконец, ещё одна распространённая причина ускоренной порчи — дисбаланс колёс. Однако, при таких проблемах водитель, наверняка, обратит внимание на шины в последнюю очередь. Куда больше его будет волновать повреждение других деталей машины, а также просто неприятная и некомфортная езда. Однако, если колёса были разбалансированы, нужно проверить шины. Скорее всего, они будут стёрты.

Почему запрещено ездить на стёртых шинах?

Говоря о том, как важно следить за степенью износа шин, следует упомянуть о том, чем может быть опасна невнимательность к этой детали. Стирание покрышек губительно сказывается на управляемости всего автомобиля.

Из-за исчезновения рисунка протектора, например, увеличивается путь торможения. При хороших погодных условиях это, возможно, не будет заметно. Однако на влажной или скользкой дороге тормозной путь может вырасти в несколько раз. Вероятно, ни одному автолюбителю не придётся объяснять, чем чреваты такие проблемы.

Следите за обувью своих «железных коней». Ведь достать пару камней из борозд протектора, или лишний раз подкачать колесо не так сложно, как «разгребать» причины возможного ДТП.

Мы постарались рассказать вам всё, что знаем, об износе шин и о том, как его можно избежать. Однако если у вас есть свои наблюдения, оставьте их в комментариях. Мы будем рады ознакомиться с опытом наших читателей.

Основные причины износа грузовых шин

Шины обеспечивают контакт грузовых транспортных средств и автобусов с дорогой. Со временем резина изнашивается и приходит в негодность. Износ (старение) – это нормальное явление, на которое оказывают влияние следующие факторы: качество дорог, техническое состояние машины, стиль вождения.

Процент износа является своеобразным индикатором состояния протектора. Потери транспортных парков вследствие преждевременно вышедшей из строя резины в несколько раз больше, чем потери по причинам повреждений. Техническое состояние шин оказывает прямое влияние на срок эксплуатации, управляемость автомобиля, скорость и безопасность движения, поэтому предупреждение разрушения резины является важной задачей для водителя.

Читать еще:  Какие летние шины лучше для Российских дорог

Нормальный и преждевременный износ

Чтобы проанализировать причины, по которым шины выходят из строя, а также выполнить мероприятия, необходимые для повышения срока службы резины, необходимо изучить виды износа. Шины, у которых вышел срок эксплуатации, подразделяются на 2 группы: резина с нормальным износом и резина с преждевременным износом. Нормальным считается естественное изнашивание, когда шины выработали норму пробега. В этом случае есть возможность восстановить протекторы.

Нормальный износ для повторно восстановленной резины – это износ, который наступает после того, как шины выработали эксплуатационную норму пробега, причем возможность восстановления резины не играет роли. Если грузовые и автобусные шины не соответствуют указанным требованиям, они относятся ко второй группе, то есть считаются преждевременно изношенными.

Причины износа грузовых и автобусных шин

Причины износа шин грузовых автомобилей и автобусов могут быть следующими:

  • несоблюдение норм внутреннего давления в шинах;
  • частые перегрузки;
  • дисбаланс колес;
  • стиль вождения.

На срок эксплуатации шин также оказывает влияние чрезмерная перегрузка грузовых транспортных средств. Она возникает при загрузке веса, превышающего нормативную грузоподъемность, а также вследствие неравномерного распределения груза в кузове.

Еще одной причиной износа протекторов является стиль вождения автомобиля: начало движения с пробуксовкой, резкое торможение, маневрирование на повышенной скорости, наезд на различные препятствия, езда вплотную к бордюрам и др. Другой фактор, оказывающий влияние на сокращение срока эксплуатации, это дисбаланс колес. Недостаточная сбалансированность приводит к тому, что на шины периодически действует ударная нагрузка. В результате напряжение каркаса покрышки становится чрезмерным, что ухудшает состояние протектора и сокращает срок эксплуатации шины.

Односторонний, двухсторонний и центральный виды износа

Избыточное положительное схождение или развал колес может привести к одностороннему износу на внешней стороне протектора. Внутренние части резины изнашиваются вследствие избыточного отрицательного схождения или развала колес. Нулевой развал приводит к равномерному, но усиленному износу протектора.

Одностороннему износу подвергаются шины не только управляемой, но и других осей. В этом случае причинами являются либо отсутствие соосности, либо деформация осей. Причинами одностороннего износа на рулевых шинах для тягачей являются нарушения эксплуатации транспортного средства или прохождение поворотов на повышенной скорости.

При несоответствии давления в шинах появляются следующие виды износа: двусторонний и центральный. Признаки двустороннего износа – изношенность протектора по краям. Это вид износа появляется, если давление в шинах является низким. В результате повышенного давления в шинах нагрузка по пятну контакта распределяется ближе к центру, и резина изнашивается быстрее в центральной части.

Другие виды износа

Существуют и другие виды износа протектора. Гребенчатый (пиловидный) износ – это один из видов неравномерного износа. Его причиной является деформация шины в месте контакта с дорогой. При этом протектор вдавливается внутрь, а при вращении колеса он снова выпрямляется. Так резина изнашивается больше на фронтальной кромке, чем на задней.

Многочисленные места износа по окружности являются следствием дисбаланса колес. Такой характер износа не обеспечивает равномерное вращение, и колесо будет «бить». В результате могут появиться неисправности подвески. Локальный износ в виде пятна на одном месте протектора является результатом экстренного торможения с блокировкой колес. На шинах могут образовываться плоские площадки, если оставить автомобиль на стоянке на длительное время.

Как определить износ грузовых и автобусных шин

Водители грузовых автомобилей и автобусов должны знать, как проверить износ шин. Есть несколько способов, с помощью которых можно определить, пригодна ли резина к дальнейшей эксплуатации. Высоту протектора проверяют, используя линейку и спичку. Чтобы определить параметры, также используют специальные индикаторы. Предельная остаточная высота протектора грузовых шин должна составлять 1 мм, для автобусных шин – 2 мм. Чтобы узнать о наиболее достоверных данных, нужно замерить фактическую высоту протектора в 8-10 местах, а затем рассчитать средний показатель, или обратиться в шиномонтаж.

Процент износа шин грузовых автомобилей и автобусов увеличивается в следующих случаях:

  • до 10%, если при монтаже поврежден борт;
  • до 20%, если на протекторе были обнаружены трещины, сколы или износ, трещины боковины без оголения корда;
  • до 25%, если обнаружены многочисленные места износа (пятнистость) протектора.

После того, как подсчитан процент износа по техническому состоянию, нужно определить процент износа по сроку эксплуатации. Шина, находящаяся в эксплуатации в течение 3-х лет, теряет до 10% ресурса. Процент износа резины, имеющей срок эксплуатации от 3 до 5 лет, увеличивается до 25%. Шины, которые находились в эксплуатации дольше 5 лет, достигают 50%-ного износа. Контроль износа резины рекомендуется проводить через каждые 30-40 тыс. км пробега транспортного средства.

Методы устранения причин износа грузовых и автобусных шин

Чтобы увеличить срок эксплуатации шин грузовиков и автобусов, необходимо знать основные виды ухода за резиной. К ним относится:

  • контроль давления камеры колес;
  • контроль внешнего состояния шины;
  • контроль места и режима эксплуатации.

Шина в нормальном состоянии имеет следующие характеристики: на вентиле есть колпачок, отсутствуют глубокие порезы на протекторе, нет торчащих нитей. Перед поездками нужно осматривать колеса, чтобы выявить наличие острых предметов в шинах.

Очень важно выбирать правильный маршрут движения. Дорожное покрытие с вкраплениями камней значительно увеличивает процент износа грузовых и автобусных шин. Нельзя перегружать машину. Не следует допускать резкого ускорения движения, частых интенсивных торможений и маневрирования на повышенной скорости. Если транспортное средство требуется оставить на стоянке на длительное время, рекомендуется подкачать шины, чтобы увеличить давление в них. При установке новых шин следует выполнить балансировку колес.

Неравномерный износ шин: причины, виды, устранение

Ничто не вечно. Рано или поздно все ломается, изнашивается, ветшает и разрушается. Шины — не исключение. Со временем и они приходят в негодность. Но долговечность их использования продиктована правильностью и режимом эксплуатации, уходом за ними и стилем вождения. Одним из неблагоприятных факторов, влияющих на долговечность шины, является её износ. Эта проблема особенно актуальна, если речь идет о грузовых шинах. Попробуем разобраться, каковы причины этого явления и как ему препятствовать.

Что такое неравномерный износ

Неравномерным износом шины называется неодинаковый износ в различных зонах протектора. Его не следует путать с неравным износом, при котором шины изнашиваются с разной скоростью, в зависимости от места установки, но равномерно по всей протекторной части шины.

Износ шин — главный «убийца» грузовых шин. Потери транспортных парков из-за преждевременно вышедших из строя шин по причине неравномерного износа в несколько раз больше, чем по причине повреждений!

Следствием неравномерных износов шин на транспортном средстве являются ускоренный износ шин, повышение расхода топлива, повышенный износ элементов подвески, увеличение риска аварии и т. п.

Если износ автошин диагностирован в прогрессирующей, явно заметной стадии, как правило, устранить его уже невозможно. Можно лишь снизить скорость его развития. Поэтому очень важно не запустить развитие износа шин. Для этого вы должны знать виды износа автошин, их признаки, причины возникновения и методы устранения.

Причины неравномерного износа шин. Как определить износ шины

Существует три основные причины неравномерного износа шин:

  • боковые силы вращения (занос);
  • протаскивание или волочение;
  • природа самой шины.

Рассмотрим первые две (главные) причины износа шин.

Боковые силы вращения. Шины, вращаясь, могут откланяться в сторону от линии движения, создавая боковые силы. Груз усугубляет влияние таких сил. Неравномерный износ неизбежен при неотрегулированной подвеске и отклонениях от требований геометрических параметров транспортного средства: при неправильном схождении, неправильном развале, неправильном угле Акермана, неперпендикулярности осей продольной оси, непараллельности осей транспортного средства.

Неотрегулированная ведущая ось тягача ведет к «выбрасыванию» транспортного средства с прямой линии, прицепные оси приводят к волочению, а при одновременных нарушениях на осях транспортного средства создается эффект «собачьей езды» автопоезда. Эксплуатация неотрегулированных осей на ведущей оси приводит к ускоренному износу на рулевой и ведущей оси, прицепных осей — к неравномерному износу на рулевой, ведущей и прицепных осях.

Эксперты в области геометрии подвески считают, что наибольшее влияние на износ шин имеют неотрегулированные ведущая, полуприцепная и рулевая оси. Работы по проверке и коррекции геометрии ходовой части транспортного средства проводятся на специальном оборудовании. Например, несоответствие в 5 см между рулевой и ведущей осью приводит к боковому заносу в 10 м на каждый километр.

Также к первой группе причин износа автомобильных шин относятся некачественный монтаж и отсутствие балансировки, уклон дорожного полотна (который влияет на степень неравномерного износа шин).

Перегрузы и неправильное распределение грузов вызывают ускоренное изнашивание плечевых зон или к ускоренному износу протектора. При перегрузах шины интенсивно деформируются — перегреваются, разрушается внутренний герметизирующий слой. Поэтому водитель, по возможности, должен контролировать загрузку и правильное расположение груза, а при перегрузах избегать резких поворотов и торможений.

Протаскивание или волочение происходит в колесных парах при существовании различий во внешних диаметрах, в величине давления, в величине остаточной глубины протектора.

Если одна шина меньше другой по внешнему диаметру, то меньшая шина будет волочиться за большей, постоянно проскальзывая и являясь неким тормозом. К примеру, при снижении давления в одном из колес на 0,3 bar разница во внешнем диаметре колеса составляет около 8 мм, что приводит к протаскиванию меньшего колеса 2,5 м на каждую тысячу метров.

Эффект протаскивания может быть и в одиночной шине, если в ней неправильное давление или диск не соответствует шине. С правильным давлением в колесе пятно контакта шины имеет равномерную нагрузку по всей площади и правильную форму. При отклонении величины давления в обе стороны изменяется форма пятна и происходит концентрация напряжений по его площади в отдельных местах шины. Местный износ от резкого торможения, внезапного удара шины или попадания инородного предмета приводит к разбалансировке колеса и в конечном итоге к началу неравномерного износа шин.

Шины для ведущей оси с блочным рисунком протектора имеют способность подвергаться продольному гребенчатому износу, когда набегающий край изнашивается меньше сбегающего. Способ лечения этого вида износа — устранение причин и изменение направления вращения колеса на противоположное.

Неблагоприятно на шину влияют и резкие разгоны и торможения, а также крутые повороты. При резких разгонах и торможениях прогрессирует продольный гребенчатый износ, а между блоками протектора шины могут возникать трещины (особенно на низкопрофильных новых шинах с высоким протектором). При экстренном торможении и/или неисправности тормозов могут возникнуть и так называемые «ползуны».

Что касается крутых поворотов, то полностью избежать их на практике не всегда возможно. Однако в большинстве случаев такое «заламывание» происходит по причине безответственности водителя (низкой культуры вождения). Подробнее основные виды неравномерного износа и методы борьбы с ними рассмотрим в таблице «Виды неравномерного износа и рекомендации по их устранению».

Перестановка грузовых шин

Отдельно стоит обратить внимание на такую процедуру как перестановка колес. Это технологическая операция обслуживания шин, которая заключается в изменении их положения на осях транспортного средства.

Необходимость перестановки связана с тем, что по конструктивным особенностям транспортных средств, характеру их поведения при маневрах и функциональным свойствам дорожного покрытия шины на разных позициях транспортного средства изнашиваются неодинаково, и на них проявляется неравномерный и/или даже неравный износ.

Разница условий, в которых работают шины на одном транспортном средстве гораздо больше, чем это представляется (см. рис. 1 и 2). Например, если взять стандартный трехосный полуприцеп, то в наиболее щадящих условиях работает вторая ось, а в наиболее жестких – третья. И эта разница настолько существенна, что без перестановок шины на этих осях прослужат очень разный срок. Поэтому перестановка шин просто необходима.

Признаки, при которых решение о перестановке должно быть принято незамедлительно:

  • разница в диаметрах сдвоенных колес более 6,0 мм;
  • разница в остановочной глубине протектора сдвоенных колес более 3,0 мм;
  • выявлен продольный гребенчатый износ (разница между набегающей и сбегающей кромками блока протектора по высоте более 2,0 мм).

Варианты перестановки колес на тягаче и на прицепе изображены на следующих рисунках.

Своевременная и правильная диагностика износа шин на ранних стадиях проявления поможет вам сэкономить значительную сумму. Поэтому мы настоятельно рекомендуем периодически, через каждые 30-40 тыс. км пробега, инспектировать состояние шин ваших транспортных средств. И лучше всего, если это будут делать подготовленные специалисты.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector