Проверка средней стоимости запасных частей и нормочасов
Medved01 › Блог › Единая методика и справочники на запчасти — уловка страховщиков
С октября 2014 года все выплаты по ОСАГО осуществляются на основании Единой методики и справочников средней стоимости запасных частей. Справочники формирует Российский союз автостраховщиков. РСА — это профессиональное объединение страховщиков, созданное для лоббирования интересов страхового рынка.
Цены в этих справочниках существенным образом отличаются от реальных цен на рынке, ведь пчелы не могут быть против меда.
Меня регулярно спрашивают почему выплаты по ОСАГО такие маленькие. Маленькие они от того, что эксперт обязан руководствоваться Единой методикой и справочниками при проведении экспертизы. Эксперт не может произвольно установить рыночную стоимость на запасные части. За нарушение Единой методики эксперта могут исключить из реестра экспертов-техников.
Поэтому в идеале расчет стоимости ремонта должен совпадать у независимого эксперта и “независимого эксперта страховой” компании. Но даже в таких жестких условиях у эксперта страховой компании и независимого эксперта получаются разные суммы. Конечно, у страховщика суммы выходят меньше. В основном это происходит из-за некачественного осмотра и искусственного уменьшения нормативов времени для устранения дефектов.
Уже появилась судебная практика по оспариванию стоимости запасных частей из справочников РСА, и мы эту практику успешно развиваем, но сталкиваемся с противодействием страховщиков и судов. Страховщики защищают свои деньги, а судам не нужны новые дела.
Страховщики — это наглое жулье, которое высасывает последние копейки из автовладельцев. Такое жулье надо давить и не оставлять им ничего. Они привыкли получать миллиарды и обманывать доверчивых водителей.
Смотрите также
Комментарии 37
А вот мне что делать с редким авто, каталога на которого нет.100 тысяч штук всего выпустили.
читаем закон об осаго, если нет в справочнике по средней рыночной цене в регионе.
Абсолютно согласен, в особенности с выводом из последнего абзаца. Страховщикам место — голыми жопами на бутылках из-под шампанского.
Они сами сейчас будут ремонтировать. Пусть меняют. Какая разница по каким ценам 🙂 Главное — новый капот, и обязательно оригинал…
А вот тут вы не правы, новый но по закону можно и дубль, про оригинальность в законе нигде не прописано
Бери оригинал и всю разницу вместе с износом на виновника. Практика уже устаялась, взыскивать можно
Ну как бы это стоимость не капота а скобы, там же написано BRACKET 260р
Запрошенный артикул Saab 42 93 031 Капот
Вот по этому я не страхую свой авто
ОСАГО это страхование вашей ответственности, а не авто! АВто это КАСКО и там выплаты совсем другие! А вот из-за таких как вы мне например приходится восстанавливать авто за свои деньги
Из за таких как ты терпил нам навязывают страховку, к твоему сведению за 11 лет вождения ни одного аварийного случая с моей стороны. А ты иди дальше восстанавливая свое корыто за свои деньги
Давай, удачи! Я посмотрю как ты начнёшь говорить когда тебе фиолетик прилетит к выплате
Если виновен то плати если нет то и спроса нет.
Из за таких как ты терпил нам навязывают страховку, к твоему сведению за 11 лет вождения ни одного аварийного случая с моей стороны. А ты иди дальше восстанавливая свое корыто за свои деньги
А то на форуме все матерые, тыкалки поотрастали, а как деньги платить, так ой, денег нет, работы нет. Сразу тыкалка куда то прячется
По себе не суди.
Интересно узнать о практике у кого якобы получилось выиграть в суде больше, чем по РСА, а если примеров нет- то это просто слухи. Я сама так же обращалась со всем этим, но судья мне сразу дала понять, что выигрышных таких дел нет пока, против рса и постановления пленума они не пойдут и это логично…
По моему независимые эксперты от страховых вполне нормально считают ущерб, если и стоит кого то винить, то только закон?
учу пользоваться гуглом. очень дорого.
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 марта 2017 года
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Иоффе Н.Е.,
при секретаре Суродиной О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 12917 по иску Медынской М. Ю. к ПАО СК»Росгосстрах» о взыскании страхового возмещения, морального вреда, штрафа, судебных расходов,
В судебном заседании судом допрошен эксперт Герасимов Ф.В., пояснивший, что при расчете ущерба им использовался справочник РСА, порядок формирования которого содержится в Единой методике.
В Единой методике указываются сертифицированные детали, оригинальные и аналоги. Не исключая наличие в справочнике ошибочных показателей, полагает, что проверить правильность показателей справочника возможно путем расчета стоимости восстановительного ремонта по правилам главы 7 Единой методики
В Единой методике определения размера расходов па восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной Положением Центробанка РФ от 19.09.2014 г. № 432-П, которая утверждена на основании пункта 3 ст. 12.1 Федерального закона N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» содержится порядок формирования и утверждения справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ при определении расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства с учетом установленных границ региональных товарных рынков (экономических регионов ).
П.п. «в» п. 3 ст. 12.1 Закона об ОСАГО и положения главы 7 Единой методики предусматривают, что справочники должны быть сформированы в соответствии с установленным порядком, согласно изложенным подходам и принципам, что является необходимым условием их актуальности.
Анализ положений пункта 7.2.1 Методики позволяет сделать вывод, что им предусмотрен комплекс мероприятий в отношении запасных частей, необходимых для формирования и утверждения справочников средней стоимости запасных частей.
До утверждения соответствующей цены в качестве средней стоимости запасной детали последовательно и взаимосвязано осуществляются: сбор исходной информации по ценам на запасные части для формирования общего массива выборки цен, включающих в себя цены максимально доступного количества позиций запасных частей (деталей, узлов, агрегатов), содержащихся в каталогах изготовителей транспортных средств (абзац второй); выборка с приоритетом цены со сроком поставки максимально близким к 14 календарным дням (абзац третий); выбор цен «оригинальной» детали (абзац четвертый); сбор и обработка информации по ценам на запасные части транспортных средств, наиболее распространенных в Российской Федерации (абзац пятый); исследование на основании каталога запасных частей изготовителя транспортного средства по каждой модели по новым сертифицированным запасным частям с правилами выборки цен (абзацы шестой — седьмой); допуск сбора как розничных, так и оптовых цен с приведением последних к розничным с учетом розничной наценки (абзац восьмой); выбор средней цены для каждой запасной части. детали, узла, агрегата) из каждой группы цен из всего массива, полученного в результате наблюдений цен в конечных точках продажи (абзац девятый).
Перечисленные мероприятия обеспечиваются необходимым кроссингом (установлением номеров взаимозаменяемых деталей разных производителей) с использованием базы запасных частей «ТесDос», использованием перехода от «базовых» стоимостей Центрального экономического региона к ценам других регионов через расчет коэффициентов (абзацы девятый и десятый), а также сравнением автоматизированными методами справочных стоимостей с розничными ценами по выборке, которая определяется в процессе формирования справочника перед его утверждением (абзац одиннадцатый).
При этом абзац двенадцатый названного пункта дополнительно предписывает, что для транспортных средств, изготовители которых устанавливают рекомендуемую розничную цену на запасные части, осуществляется проверка соответствия рекомендованных розничных цен средней стоимости запасных частей минимум в трех экономических регионах, и устанавливает допустимое среднее отклонение цены от средней стоимости не более 10 процентов.
Этим же пунктом учтено, что для установления цен должно быть исследовано предложение: в городах Москве и Санкт-Петербурге — не менее 15 магазинов; в городах с численностью населения не менее одного миллиона человек — не менее 10 магазинов; в остальных административных центрах субъектов Российской Федерации — не менее 8 магазинов, в ходе переписи ассортимента и цен учитываются только позиции, реально имеющиеся в наличии в магазинах; (абзац четырнадцатый), а срок исследования цен на запасные части у конечных продавцов не может превышать три недели (абзац пятнадцатый).
Согласно представленного письма № И-1205527, РСА признает наличие ошибок в справочнике средней стоимости запасных частей (например, ), при этом критерии определения ошибки отсутствуют как в нормативных актах, так и в разъяснениях РСА.
Решение Верховного Суда РФ по делу АКПИ 15-586 разъясняет, что правильность действий РСА в случае необъективности по формированию справочников может быть проверена в судебном порядке по заявлению заинтересованного лица по каждому отдельному случаю.
Представителем истицы, с целью исключения наличия ошибок в справочнике средней стоимости запасных частей, действующем по состоянию на дату ДТП, /дата/., заявлено ходатайство о назначении дополнительной экспертизы.
С целью проверки доводов представителя истицы, судом назначена дополнительная автотехническая экспертиза, согласно заключения эксперта ООО»Лагуна-100» Герасимова Ф.В. от /дата/ по результатам проведенного анализа установлено, что разница между розничными ценами и ценами электронных баз справочника РСА превышает 10%. Стоимость запасных частей с учетом износа, полученная методом статистического наблюдения и согласно положениям гл.7 Единой методики -/сумма/ Стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца по состоянию на дату ДТП с учетом износа, полученная методом статистического наблюдения и согласно положениям гл.7 Единой методики, составляет /сумма/
Из указанного выше заключения судебной экспертизы следует, что имеется отклонение в виде разницы между ценой, полученной методом статистического наблюдения (экспертным путем) и указанной в справочнике РСА, свыше 10 процентов.
Исходя из пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Федеральным законом № 40-ФЗ предусмотрено возмещение убытков в установленных им размерах (статья 7), поэтому и положения Методики могут быть использованы в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 6 статьи 12.1 этого закона, в целях определения размера страховой выплаты потерпевшему и (или) стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в рамках договора обязательного страхования и в пределах размера страховой суммы.
Результаты применения Методики отдельными лицами могут быть оспорены в суде в общем порядке, как это указано в Определении Верховного суда РФ от 30.06.2015 года N АКПИ 15-586.
Определяя стоимость восстановительного ремонта, суд принимает за основу заключение эксперта ООО»Лагуна-100» Герасимова Ф.В. от /дата/., которое не противоречит рекомендациям, указанным в письме Минюста РФ от 22.01.2015 г. 323-301, где говорится, что при определении стоимости восстановительного ремонта и оценки, рекомендовать не использовать информационные базы данных (справочники), упомянутые в Единой Методике Банка России, в случаях если:
б) сведения о стоимости материалов, запасных частей и стоимости одного нормо-часа работ в информационных базах данных (справочниках) отличаются более чем на 10% от стоимости материалов, запасных частей и стоимости одного нормо-часа работ, рассчитанных экспертом с учетом подходов и принципов, указанных в п. 7.2 Методики Банка России, по традиционным источникам информации в соответствующем регионе.
В случае, если разница цен составляет более 10%, расчет должен производиться по среднерыночным ценам.
В противном случае информация по ценам на услуги и детали, указанная в справочниках, при их несвоевременном обновлении приведет к необъективному определению стоимости восстановительного ремонта.
Оценивая заключение эксперта от 15.03.2017г., сравнивая соответствие заключения поставленному вопросу, определяя полноту заключения, его научную обоснованность и достоверность полученных выводов, суд приходит к выводу о том, что данное заключение в полной мере является допустимым и достоверным доказательством.
Заключение выполнено с применением Единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной Положением Банка России от 19 сентября 2014г. № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» (в соответствии со ст. 12.1 ФЗ от 25.04.2002г. № 40- ФЗ «Об ОСАГО».
Оснований сомневаться в заключении не имеется, поскольку данное заключение составлено компетентным специалистом- автотехником, обладающим специальными познаниями, заключение составлено в полной мере объективно, а его выводы — достоверны.
Доказательств, указывающих на недостоверность заключения, либо ставящих под сомнение его выводы, ответчиком суду не представлено и в материалах дела не имеется.
Приведенные ответчиком доводы, оспаривающие размер ущерба, нельзя признать состоятельными, поскольку заключение эксперта является правильным и соответствующим требованиям действующего законодательства, а также принципу исследования юридически значимых обстоятельств, предусмотренных частью 1 статьи 55, статьями 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что, истице не доплачена страховая выплата в части стоимости восстановительного ремонта /сумма/которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истицы.
Страховая не обманет — самостоятельный расчет стоимости запчастей по ОСАГО в справочнике РСА
Чаще всего транспортное происшествие влечет за собой ремонт пострадавшего автомобиля. А он, в свою очередь, неразрывно связан с заменой вышедших из строя запчастей.
И если у автомобилиста возникают сомнения в том, что стоимость ремонта оценена страховщиком корректно, он может самостоятельно узнать цену на требуемые для замены детали, использовав справочник запчастей РСА по ОСАГО.
Единый справочник запчастей РСА
В 2014 году Российским Союзом Австостраховщиков (РСА) по инициативе Центрального Банка РФ был разработан и внедрен специальный интернет-сервис, выполняющий сразу несколько функций:
Создание единой по стране базы данных, хранящей:
персональную информацию о клиентах страховых компаний;
условия заключенных страховых договоров;
сведения о зафиксированных ДТП и проведенных страховых выплатах.
Формирование справочника стоимости запчастей.
Аккумулирование и обновление законодательных актов и правил в сфере страхования.
Единая база данных активно используется как страховыми компаниями, черпающими из нее сведения для оформления полисов ОСАГО, так и автомобилистами, которые могут в текущем режиме уточнить присвоенный им класс своего водительского мастерства и определить на его основании значение коэффициента бонус-малус.
Справочник о стоимости запчастей содержит сведения о ценах на детали, требуемые для ремонта конкретных типов и марок транспортных средств. Информация, которую содержит справочник, чрезвычайно важна, поскольку именно на нее ориентируются эксперты, оценивая размер компенсации при наступлении страхового случая.
На сайте РСА справочник регулярно обновляется, но пользователям он доступен в разных версиях, содержащих сведения предыдущих обновлений. Такая информация может быть востребована в случае, если необходимо сделать расчет стоимости деталей на момент аварии, произошедшей некоторое время назад. С его помощью каждый пострадавший водитель может самостоятельно произвести предварительную оценку ущерба и проконтролировать расчеты страховщика.
Справочник содержит полную информацию, которую необходимо знать, чтобы оценить не только расходы на приобретение детали, но и затраты на ее установку. Для этой цели он объединяет в единый информационный блок три каталога справочных материалов о средней стоимости:
На сегодняшний день сервис объединяет более 80 млн. позиций, определяющих цену на запчасти и материалы по 12 крупнейшим регионам страны.
Расчет стоимости запчастей по ОСАГО
Чтобы сделать расчет предварительной стоимости подлежащих замене деталей и узлов автомобиля, пользователю нужно воспользоваться официальной интернет страницей РСА. На сайте размещены все три каталога, из которых пользователю предстоит выбрать нужный и заполнить предлагаемые поля, указав в них:
Для определения стоимости запчасти:
дату, когда произошло транспортное происшествие;
один из 12 представленных регионов;
марку пострадавшего транспортного средства;
номер искомой запчасти по каталогу.
Для определения стоимости нормо-часа:
требуемую дату;
марку транспортного средства;
тип автомобиля.
Для оценки стоимости материалов:
дату, на которую требуются сведения;
производителя;
тип материала.
В заключение следует нажать кнопку «Отправить запрос» и дождаться необходимой информации, которая высветится на экране.
Узнать номер запчасти можно с помощью многочисленных сервисов, позволяющих найти оригинальные номера деталей к автомобилям любой марки по каталогам производителей. Они доступны по VIN-коду автомобиля.
Пример расчета
Процедуру определения стоимости ремонта может проиллюстрировать следующий пример:
В аварии пострадал легковой автомобиль. Его владелец выяснил с помощью каталогов на сайте РСА, что ему для восстановления машины понадобится:
Покрасить задний бампер.
подготовка к окраске оценивается в 450 рублей и требует 0,5 нормо-часа, следовательно, 450*0,5 = 225 рублей;
материалы обойдутся в 550 рублей, работа потребует 0,9 нормо-часов, что составит в итоге 550*0,9 = 495 рублей.
Покрасить заднюю дверь.
цена подготовительных работ составит 500 рублей, количество нормо-часов будет равняться 0,5. Итого, 500*0,5 = 250 рублей;
материалы оценены в 550 рублей, а количество нормо-часов составит 1,6. Всего, 550*1,6 = 880 рублей.
Заменить деталь.
цена на запчасть составит 2700 рублей;
работа по замене оценена в 3000 рублей.
Исходя из полученных сумм, общая сумма ремонта составит не менее: 225+495+250+880+2700+3000 = 7550 рублей.
Учитывать ли износ?
По новым правилам обязательного страхования, изменения в которые были внесены в 2017 году, страховые компания обязаны рассчитывать компенсационные суммы с учетом износа деталей и узлов пострадавшего в аварии автомобиля.
И раньше размер страховых выплат мог существенно варьироваться в зависимости от того, попал ли в ДТП новый автомобиль или машина, уже послужившая своему хозяину не один год.
Но сегодня потерпевший может взыскать дополнительную компенсацию без учета в ней степени изношенности деталей с виновника происшествия, если назначенной страховой компанией выплаты не хватает для ремонта. Такой подход позволил увеличить размер выплат, повысив тем самым качество восстановительных работ при ремонте машины на СТО.
Для чего нужно самому рассчитывать цену
Некоторые автомобилисты считают, что самостоятельный расчет стоимости запчастей, подлежащих замене после аварии, не является целесообразным, ведь выплаты производятся на основании компетентного мнения экспертов. Однако практика показывает, что нередко эксперты встают на сторону страховщика и могут занизить размер ремонта.
Конечно, непрофессионал не сможет точно рассчитать расходы, которые учтут все нюансы восстановительных работ и особенности ценовой политики регионов. Но с помощью калькулятора на сайте РСА автовладелец может самостоятельно произвести предварительную оценку стоимости вышедших из строя запчастей и благодаря этому проконтролировать корректность расчетов, представленных страховщиком. Если разница в суммах превысит 10%, автомобилист получит основания для выставления претензии в адрес страховой компании или подачи искового заявления в суд.
Благодаря официальному справочнику стоимости запчастей, размещенному на сайте РСА, водитель, попавший в ДТП, имеет возможность предварительно оценить полученный автомобилем ущерб и рассчитать примерные расходы на ремонт. С помощью этого уникального ресурса автомобилист может оспорить сумму компенсационной выплаты, назначенной страховщиком, если его собственные расчеты существенно расходятся по величине с оценкой эксперта.
Расчет стоимости запчастей на РСА
При расчете стоимости восстановления авто после ДТП по ОСАГО важна цена запасных деталей. На сайте РСА запчасти, необходимые для ремонта, можно предварительно рассчитать по цене, используя данные единой электронной базы. Рассмотрим порядок расчета и особенности взаимоотношений со страховыми организациями в вопросах определения стоимости ремонта машины по ОСАГО.
Для чего рассчитывать стоимость деталей
Предварительный расчет цены запасных деталей необходим, чтобы предупредить обман страховщика. Сайт РСА (Российского Союза Автостраховщиков) открывает доступ к специальному сервису с онлайн калькулятором, определяющим стоимость запчастей. РСА – независимая организация, призванная решать спорные вопросы в области страхования, возникающие между страховщиками и клиентами.
Расчет затрат на запчасти производится с помощью единого справочника, обязательного для всех экспертов.
Как производится расчет стоимости ремонта авто по ОСАГО
В базе данных РСА содержится информация обо всех собственниках машин, заключивших договор с компанией, включенной в Союз. Реестр РСА открывает доступ к следующим сведениям:
личным данным собственника авто;
реквизитам договора страховки;
страховой истории клиента.
Для расчета стоимости запчастей требуется уточнить данные деталей. В справочнике РСА о средних расценках на запасные детали содержатся:
данные о самой запасной детали;
стоимость нормочаса при замене запчастей;
цена материалов.
Для расчета цены запасного узла в открывшемся окне после входа в справочник РСА требуется ввод следующих данных:
даты предоставления сведений;
экономического района РФ;
марки автомобиля;
каталожного номера запчасти.
Перечень экономических районов РФ приведен на той же странице сайта РСА, где и справочник по расчету запасных деталей. Для определения номера запасного узла по каталогу необходимо обратиться к официальному порталу производителя.
С какими документами нужно обращаться
Для оформления страхового случая и выполнения ремонта авто после ДТП по ОСАГО клиенту необходимо обратиться в представительство страховщика с комплектом следующих документов:
извещения о ДТП и справки, составленной представителями ГИБДД по итогам происшествия;
ксерокопий протокола об административном правонарушении и постановления, подтверждающего данный факт;
ксерокопий водительских прав и паспорта владельца авто;
ксерокопий договоров ОСАГО потерпевшего и нарушителя;
личного заявления.
Формула
Кроме калькулятора РСА, расчет можно выполнить по формуле, приведенной в единой методике, обязательной для всех страховщиков:
Для расчета затрат на запасные детали применяется формула:
Ззч = Σk×Sд×(1 – И/100), где
k – число одинаковых запасных деталей, подлежащих замене;
Sд – цена одной запчасти;
И – степень износа запасной детали.
Расчет стоимости материалов выполняется по формуле:
Sм – удельная цена материала;
Nм – показатель нормирования материала;
К – запасные детали, восстанавливаемые с использованием материала.
Для расценки ремонтных работ применяется специальный справочник.
Пример
Расчет по формулам выполнить сложно. Использование калькулятора на сайте РСА намного проще. В качестве примера рассматривается расчет, выполненный таким способом.
Исходные условия для расчета работ:
окраска переднего бампера. Работы стоят 500 рублей. Количество нормочасов – 0,8. Затраты составят 500×0,8 = 400 рублей;
подготовительные работы по окраске бампера – 460 рублей при 0,5 нормочасах. Получается 450×0,5 = 230 рублей;
для подготовки к окраске двери потребуется 480 рублей, число нормочасов – 0,5. В итоге 480×0,5 = 240 рублей;
стоимость силовой установки, подлежащей замене (по степени износа) – 2800 рублей;
затраты на оплату ремонтных работ по замене двигателя составят 2900 рублей.
Расчет расходов с суммированием по отдельным позициям покажет следующее значение стоимости восстановления машины, с учетом необходимых запчастей, материалов и оплаты услуг:
В правилах обращения с сервисом РСА и проведения расчета разобраться легко. Чтобы проверить величину суммы восстановления машины, необходимой для покупки запчастей и других расходов, потребуется:
зайти на сайт РСА;
выбрать вкладку ОСАГО;
в перечне сервисов РСА в колонке по левой стороне страницы – проверка средней стоимости запчастей и других показателей затрат на восстановление авто;
выбрать субъект РФ из списка;
нажать на позицию с проверкой цены запчастей, нормочасов и материалов;
по каждой из этих характеристик ввести необходимые сведения, указать соответствующий код, подтверждающий, что обращается живой человек, а не робот, и направить запрос в РСА.
Упростит задачу пользователю на сайте РСА руководство с описанием порядка операций с сервисом и выполнения расчета, другая приведенная информация.
Способен ли сервис РСА заменить оценку авто экспертами
Сервис РСА предоставляет справочную информацию по стоимости запчастей. Полученная сумма расходов на запасные узлы – не официальные данные, и предлагается клиенту для примерного расчета цены восстановления машины.
Стоимость запасных частей в справочнике считается путем перевода иностранной валюты, с определением значения в рублях.
Сведения по запчастям в базе не всегда сохраняют актуальность на текущий момент, поэтому возможны отклонения, учитывающие указанные обстоятельства.
Окончательная оценка стоимости ремонта с учетом замены необходимых запчастей проводится экспертами, на основе анализа полученных авто повреждений.
Что лучше: деньги или ремонт
Вопрос выбора денежной компенсации для самостоятельной покупки запасных узлов или проведения восстановления автомобиля в специализированном сервисе, выбранном страховщиком, неоднозначен. Плюсы и минусы характеризуют оба способа ремонта.
Получение денежной компенсации отличается следующими преимуществами:
оперативностью оформления – процедура, по требованиям российских законов, занимает не более двадцати дней;
возможностью для владельца определять автосервис для ремонта;
самостоятельным выполнением отдельных работ после покупки запчастей;
владелец авто распределяет выполнение работ по приоритетности.
Недостатки такого способа:
потери времени на выбор исполнителя и организацию ремонта;
после получения компенсации машина остается неисправной;
компенсации может не хватить для полного ремонта, учитывая расходы на запчасти;
после выплаты страховая компания полностью освобождается от обязательств по данному случаю.
ремонт машины полностью перекладывается на СК. Владельцу не нужно заниматься поиском запасных узлов и организацией выполнения работ;
машину восстановят оперативно, что выгодно для всех.
Недостаток ремонта, организованного страховой компанией, в ограниченности выбора исполнителей. Если владелец располагает данными о меньшей стоимости запчастей и услуг при лучшем качестве работ конкретной СТО, нельзя привлечь эту организацию, если страховщик с ней не сотрудничает.
Собственнику авто необходимо принимать решение, взвесив плюсы и минусы каждого из возможных способов. Но иногда клиент не вправе выбирать, если порядок восстановления машины по ОСАГО при ДТП определяется заключенным договором.
Как страховые компании ОСАГО обманывают клиентов по стоимости запчастей
Чтобы незаконно снизить расходы, недобросовестные страховщики прибегают к следующим уловкам:
убеждению клиента в возможности оформления ДТП Европротоколом, когда реальная сумма ущерба превышает установленный лимит по стоимости компенсации для данного способа оформления. В Москве и других городах активно работают страховые агенты компаний, в задачу которых входит работа с клиентами, направленная на снижение затрат СК;
затягиванию проведения экспертизы. Собственник, не дождавшись представителей страховщика, приобретает запчасти. Ремонт выполняется самостоятельно. Но право на компенсацию по ОСАГО от страховой компании теряется;
неполному перечню повреждений по результатам экспертизы авто. Владельцу поможет независимое обследование, указывающее на допущенные нарушения и некачественные запчасти;
неправильный расчет стоимости запасных частей.
При нарушениях обязательств со стороны страховщика и необоснованном занижении цены ремонта собственник авто вправе отстаивать свои интересы в суде, предварительно обратившись с претензией к СК. Правота заявителя подтверждается представленными документальными доказательствами.
Если СК отказывается удовлетворять требование клиента, подается исковое заявление в суд.
Заключение
Расчет средней стоимости запчастей для восстановления авто по договору ОСАГО с помощью калькулятора РСА выполнить несложно. Это поможет владельцу авто избежать обмана страховой компании и заблаговременно узнать масштабы расходов.
Глава 7. Порядок формирования и утверждения справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства с учетом установленных границ региональных товарных рынков (экономических регионов)
Глава 7. Порядок формирования и утверждения справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства с учетом установленных границ региональных товарных рынков (экономических регионов)
7.1. Справочники средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства формируются в виде электронных баз данных (далее вместе – Справочники, по отдельности – Справочник).
Справочники формируются по региональным товарным рынкам (экономическим регионам) в соответствии с приложением 4 к настоящей Методике.
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N АКПИ15-586 пункт 7.2 настоящей Методики признан не противоречащим действующему законодательству в части, устанавливающей порядок формирования и утверждения справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении повреждённого транспортного средства
7.2. Справочники формируются исходя из следующих подходов и принципов.
7.2.1. В отношении запасных частей:
сбор исходной информации по ценам на запасные части для формирования общего массива выборки цен, включающих в себя цены максимально доступного количества позиций запасных частей (деталей, узлов, агрегатов), содержащихся в каталогах изготовителей транспортных средств, проводится по публично доступным источникам (например, прайс-листы, информационные базы данных) розничных и оптовых цен компаний, осуществляющих поставки и/или продажи запасных частей в Российской Федерации, розничные цены дилеров изготовителей транспортных средств;
выборка должна формироваться с учетом информации о номерах деталей, позволяющей в наибольшем объеме провести автоматизированную обработку массива и процедуру установления номеров взаимозаменяемых деталей разных производителей (кроссинга). При этом приоритет отдается цене со сроком поставки максимально близким к 14 календарным дням;
при наличии возможности выбора цен “оригинальной” детали выбирается минимальная (в случае выбора из двух цен) или наиболее близкая к минимальной, но не минимальная (в случае выбора из трех и более цен) цена;
собирается и обрабатывается информация по ценам на запасные части транспортных средств, наиболее распространенных в Российской Федерации. Конкретный перечень марок и моделей согласовывается заказчиком исследования исходя из потребностей, предполагаемых сроков и экономической целесообразности. Основным критерием для включения марки в перечень является число урегулированных страховых случаев по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств за предшествующий год, которое должно быть не менее одной тысячи. Перечень моделей ограничивается моделями, с даты окончания выпуска которых прошло не более 12 лет;
исходной информацией о перечне (составе) запасных частей (деталей, узлов, агрегатов) должен служит каталог запасных частей изготовителя транспортного средства по каждой модели. В исследовании учитываются только данные по новым сертифицированным запасным частям. При этом в выборку цен не включаются цены на “неоригинальные” запасные части (не имеющие упаковки, торгового обозначения производителя транспортного средства либо установленного им идентификационного номера), превышающие цены на соответствующие “оригинальные” запасные части (имеющие упаковку, торговое обозначение производителя и установленный им идентификационный номер), и цены на “неоригинальные” запасные части заведомо низкого качества, то есть запасные части, цена которых составляет менее 30 процентов минимальной цены “оригинальной” запасной части;
в выборку цены включаются с округлением, при этом округление производится до трех значимых разрядов (в округление могут включаться копейки). Если количество значимых разрядов меньше или равно трем, округление не производится. В справочник включается округленная стоимость;
допускается сбор как розничных, так и оптовых цен. Приведение оптовых цен к розничным осуществляется применением к оптовой цене розничной наценки, размер которой рассчитывается как путем применения показателей роста оптовой цены на этапе ее перехода в категорию розничных, учитывающих, например, торговые надбавки, транспортные расходы, налогообложение, затраты на таможенные платежи, так и на основании выборочного сопоставления оптовых и розничных цен, в том числе с учетом данных, полученных при исследовании цен в конечных точках продажи и от оптовых и розничных продавцов;
из всего массива, полученного в результате наблюдений цен в конечных точках продажи, для каждой запасной части (детали, узла, агрегата) из каждой группы цен выбирается (а не рассчитывается) одна цена – средняя. Выборка признается достаточной, если в ней есть три значения. При наличии в массиве одной цены (одинаковые значения всех показателей выборки) она признается средней; при наличии двух цен – выбирается меньшая; при наличии трех и более повторяющихся цен – выбирается наиболее часто встречающаяся цена. При отсутствии повторяющихся цен выбирается цена, соответствующая середине вариационного ряда. При четном числе наблюдений, когда середине вариационного ряда соответствуют две цены, выбирается меньшая. При наличии двух одинаковых групп повторяющихся цен, выбирается меньшая. При наличии нескольких групп повторяющихся цен, выбирается ближайшая к середине вариационного ряда (если их две, то меньшая). Выбранная средняя цена включается в Справочник в качестве средней стоимости;
для решения проблем поиска оригинальных и неоригинальных номеров запасных частей различных производителей запасных частей по оригинальным номерам изготовителей транспортных средств и регулярного изменения оригинальных номеров запасных частей, поставляемых на рынок, чтобы номеру каждой детали из расчетной программы соответствовал номер аналога, поставляемого на рынок с известной справочной ценой, проводится установление номеров взаимозаменяемых деталей разных производителей (кроссинг). Источником для установления взаимозаменяемости номеров служит база запасных частей “TecDoc”;
переход от “базовых” стоимостей Центрального экономического региона к ценам других регионов производится через расчет коэффициентов. Коэффициенты для каждого экономического региона рассчитываются на основании результатов маркетингового регионального исследования путем сравнения расчетного и полученного в результате наблюдения показателей. При отсутствии сведений о какой-либо марке в определенном экономическом регионе (марка в соответствующем регионе не представлена) используется коэффициент 1,0;
разработчик Справочника перед утверждением справочника сравнивает автоматизированными методами справочные стоимости с розничными ценами по выборке, которая определяется в процессе формирования Справочника и подлежит периодическому обновлению;
для транспортных средств, изготовители которых устанавливают рекомендуемую розничную цену на запасные части, осуществляется проверка соответствия рекомендованных розничных цен средней стоимости запасных частей минимум в трех экономических регионах. Если по результатам проверки среднее отклонение рекомендуемой розничной цены изготовителя транспортного средства составляет не более 10 процентов от средней стоимости совокупности всех деталей по каждому из регионов, полученной методом статистического наблюдения, принимается решение об использовании данных рекомендуемой розничной цены изготовителя транспортного средства в полном объеме в справочнике средней стоимости для данной марки. При отсутствии рекомендуемой розничной цены изготовителя транспортного средства на отдельные позиции эти данные дополняются из сведений о средней стоимости запасной части, полученных на основании выборки;
в отношении запасных частей для транспортных средств отечественного производства не учитываются сроки поставки;
для установления цен должно быть исследовано предложение: в городах Москве и Санкт-Петербурге – не менее 15 магазинов; в городах с численностью населения не менее одного миллиона человек – не менее 10 магазинов; в остальных административных центрах субъектов Российской Федерации – не менее 8 магазинов. В ходе переписи ассортимента и цен учитываются только позиции, реально имеющиеся в наличии в магазинах;
срок исследования цен на запасные части у конечных продавцов не может превышать три недели;
7.2.2. В отношении стоимости единицы по выполнению работ – нормочаса:
первичными источниками стоимости являются данные региональных экспертов-техников, оценщиков, судебных экспертов, представителей страховых и авторемонтных организаций (в качестве таких источников могут быть рассмотрены, например, документы, оформленные в виде протоколов, соглашений, решений, устанавливающие среднюю стоимость нормочаса ремонтных работ для товарного рынка субъекта Российской Федерации), исследований, отчетов об оценке, которые находятся в открытом доступе или получение которых возможно по запросу разработчика Справочника;
собирается информация из всех доступных источниках по ценам на выполнение работ основных марок транспортных средств по списку, согласованному заказчиком и исполнителем исследования. Обрабатываются данные по стоимости каждого вида работ при восстановительном ремонте транспортных средств (транспортных средств иностранного производства – в разрезе кузовных/окрасочных работ), информация о которой есть в исходном документе, и средней стоимости.
все стоимостные показатели, полученные в результате сбора массива цен, составляют общую выборку по каждому экономическому региону, подлежащую обработке математическими и статистическими методами. В выборке объемом более 10 значений при наличии трех и более повторяющихся цен, выбирается наиболее часто встречающаяся цена. При отсутствии повторяющихся цен выбирается цена, соответствующая середине вариационного ряда. При четном числе наблюдений, когда медиане соответствуют две цены, выбирается меньшая. При наличии двух групп повторяющихся цен, выбирается меньшая. При наличии нескольких групп повторяющихся цен, выбирается ближайшая к середине вариационного ряда (если их две, то меньшая). Если объем выборки менее 10 значений, то проводится дополнительное исследование. Если дополнительное исследование по выборке, содержащей менее 10 позиций, не дало результата, или в выборке по отдельной марке транспортного средства содержится менее трех значений цены, она дополняется данными по стоимости работ ближайшего экономического региона. Указанное правило не распространяется на Калининградский экономический регион, по которому выборка считается состоявшейся при количестве позиций более пяти;
сбор и анализ ценовых показателей договорных цен страховых и ремонтных организаций проводится по анкетным данным страховых организаций в разрезе марок транспортных средств, по которым они имеют договоры и могут гарантированно обеспечить проведение восстановительного ремонта транспортных средств в рамках обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. В обработку принимаются только действующие договоры, по которым выдаются направления и имеются оплаченные счета;
проводится проверка среднего значения стоимости, полученного по результатам обработки выборки, на соответствие уровню договорных цен страховых и ремонтных организаций, фактически оплаченным счетам, экспертным заключениям, отчетам об оценке затрат на проведение восстановительного ремонта, заключениям судебных экспертов, подготовленным в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае отклонения значения стоимости более чем на 25 процентов от средней по имеющимся для проверки источникам принимается решение о необходимости корректировки Справочника либо проведении дополнительного полевого исследования по стоимости нормочаса для конкретной марки.
7.2.3. В отношении средней стоимости материалов для ремонта транспортных средств:
Справочником средней стоимости материалов для ремонта транспортных средств устанавливается средняя стоимость основных и вспомогательных материалов для обработки и окраски деталей при проведении ремонта. Стоимость на единицу материала устанавливается исходя из рекомендуемой розничной цены официальных поставщиков (представительств производителей) на территории Российской Федерации. При отсутствии официального представителя производителя материала или наличии нескольких поставщиков в качестве средней принимается минимальная рекомендованная розничная цена;
уровень цен подтверждается передачей прайс-листов (баз данных) на официальные запросы разработчика Справочника либо получением их из других достоверных источников (например, из информационных баз данных, находящихся в открытом доступе);
средняя стоимость в Справочнике формируется с учетом применения скидки к рекомендованной розничной цене в размере до 35 процентов, учитывая, что более половины ремонтов осуществляются ремонтными организациями, приобретающими материалы по оптовым ценам. Размер скидки для справочника определяется выборочным исследованием в торговых точках по Центральному экономическому региону и анализом оплаченных счетов (заказ-нарядов) по восстановительному ремонту транспортных средств;
в Справочник включаются материалы для окраски максимально доступного для исследования номенклатурного перечня запасных частей (деталей, узлов, агрегатов). Итоговый перечень материалов, включаемых в Справочник, определяется по информации поставщиков (представительств производителей).
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N АКПИ15-586 пункт 7.3 настоящей Методики признан не противоречащим действующему законодательству в части, устанавливающей порядок формирования и утверждения справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении повреждённого транспортного средства
7.3. Расчет размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств при отсутствии Справочников проводится в соответствии с требованиями настоящей Методики путем применения методов статистического наблюдения с использованием нормативных данных, подготовленных и опубликованных производителями транспортных средств, лакокрасочных и других материалов, ценовых справочников, баз данных и иной информации.
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N АКПИ15-586 пункт 7.4 настоящей Методики признан не противоречащим действующему законодательству в части, устанавливающей порядок формирования и утверждения справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении повреждённого транспортного средства
7.4. Справочники формируются и утверждаются профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”, с учетом границ экономических регионов Российской Федерации, указанных в приложении 4 к настоящей Методике.
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N АКПИ15-586 пункт 7.5 настоящей Методики признан не противоречащим действующему законодательству в части, устанавливающей порядок формирования и утверждения справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении повреждённого транспортного средства
7.5. Периодичность актуализации Справочников устанавливается профессиональным объединением страховщиков и не может осуществляться реже, чем раз в два квартала.
7.6. Профессиональное объединение страховщиков обеспечивает возможность использования Справочников страховщиками или экспертами-техниками (экспертными организациями) через программные автоматизированные комплексы, применяемые для расчета расходов на восстановительный ремонт. Профессиональное объединение страховщиков обеспечивает доступ неограниченного круга лиц к информации из Справочников по индивидуальным запросам через информационно-телекоммуникационную сеть “Интернет”.
Как происходит расчет стоимости РСА запчастей по ОСАГО?
Расчёт стоимости запчастей по ОСАГО – это кропотливый и важный процесс. Нередко возникают споры в разных ситуациях между получателем страховых выплат и страховыми компаниями. Споры связаны как правило со стоимостью.
Причина оказывается банальной: неверный расчёт стоимости ремонта, или запчастей. Порой, даже в суде, вопрос решается в пользу недобросовестной страховой компании. В данных ситуациях очень важна правильная оценка ущерба или расчёт стоимости ремонта и запасных частей.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-38-65 . Это быстро и бесплатно!
Что такое РСА?
Российский Союз Автостраховщиков (далее РСА) – это объединение страховщиков, которые выплачивают средства по ОСАГО. Объединение это некоммерческое, то есть не ставит своей целью получение какой-либо материальной выгоды.
РСА включен в Реестр объединений субъектов страхового дела под номером – 068 и обладает статусом профессионального объединения страховщиков в соответствии с Федеральным законом «№ 40-ФЗ». Таким образом, РСА является законным объединением.
Вот основные задачи РСА, которые данное общество декламирует:
Обеспечение и координация действий страховых компаний, входящих в РСА, приведение в соответствие методов работы СК к международным стандартам.
Формирование правил работы СК.
Представление и защита интересов СК, входящих в РСА, а также прав потерпевших при использовании транспортного средства другими лицами.
Обеспечение законного технического осмотра.
Противодействие мошенничеству и информирование в сфере автострахования.
У данного объединения есть свой сайт http://www.autoins.ru, на котором очень много информации и прикладных инструментов.
Работа с сайтом
Сайт поделён на 10 разделов. Информация представлена в этих блоках списками. Интерфейс интуитивно понятный. Для того, чтобы просмотреть информацию, нужно кликнуть по этому разделу.
Рассмотрим блок №2 – ОСАГО. В списке слева, после перехода в этот блок, выпадает вся необходимая информация: от законодательной базы и расчёта стоимости ОСАГО, до проверки средней стоимости запасных частей, материалов и нормочасов. Рассмотрим этот вопрос более подробно.
Расчёт стоимости деталей
Для чего нужен расчёт? Всё дело в том, что при расчёте ОСАГО страховые компании могут пользоваться некорректными данными. Ошибки, получающиеся в результате использования некорректной информации могут повлечь за собой длительные разбирательства. Нередко бывают и случаи намеренного обмана недобросовестными страховыми компаниями своих клиентов.
Расчёт честный и прозрачный. Расчёт также нужен для проверки соответствия стоимости деталей для конкретного региона.
Сведения о средней стоимости запасных частей транспортного средства рассчитывается и выдаётся по запросу.
Формирование нового запроса (инструкция)
Чтобы сформулировать новый запрос, требуется пройти по ссылке: http://prices.autoins.ru/priceAutoParts/repair_parts.html и и удостовериться в том, что поля «Средняя стоимость запасных частей» и «Новый запрос» доступны для нажатия. Итак чтобы сформировать запрос нужно выполнить следующую последовательность действий:
Записать данные в каждую форму, так, как они должны быть заполнены в обязательном порядке:
«Дата, на которую необходимы сведения» – дата, на которую необходимы сведения о средней стоимости запасных частей транспортного средства формируем несколькими путями: вы можете забить дату с клавиатуры, или если вам удобно кликнуть на неё в выпадающем календаре.
Дату нужно заполнить первым делом, поскольку прочие поля до заполнения будут неактивными.
«Экономический регион» – выбрать нужный субъект федерации из раскрывающегося перечня.
«Марка транспортного средства» – отметить требуемую марку автотранспортного средства из раскрывающегося перечня.
«Номер запасной части» – это каталожный номер детали, добавляется в поле с клавиатуры, или копируется. В одном запросе могут быть от одного до трёх номеров номеров деталей.
Для того чтобы добавить запасную часть в запрос, необходимо кликнуть на кнопку «+» – в форме появится ещё одна строчка «Номер запасной части», она также будет необходимой для внесения.
Если запасная часть была добавлена ошибочна, или вы передумали включать её в запрос, то нажмите «X» напротив необходимой строки – выбранная строка будет удалена.
«Введите текст» – это код с картинки, стандартная процедура, которая обеспечивает безопасность. Не следует держать запрос открытым слишком долго, тогда код может устареть, но его можно обновить. Для этого нужно нажать на соответствующую кнопку «Обновить».
Нажать на кнопку «Отправить запрос».
В ответ на запрос придёт таблица с указанием следующих структурированных данных по всем номерам, ранее указанным в запросе:
Номер детали транспортного средства, указанный ранее в формах запроса.
Наименование запасной части транспортного средства, она приведена в соответствие с номером запасной части, который был ранее вбит в форму запроса.
Средняя стоимость детали транспортного средства (в рублях) соответствующая параметрам запроса.
Заголовок таблицы содержит данные следующих параметров запроса:
«Марка транспортного средства».
«Экономический регион».
«Дата, на которую необходимы сведения».
Может ли сервис заменить профессиональную оценку авто?
По данным из сервиса РСА не всегда получается объективно оценить стоимость деталей. Цены на зарубежные запчасти привязаны к евро или доллару, при этом необходимо регулярно обновлять базу данных и следить за курсом валют.
На практике это не всегда удаётся и некоторые данные из единого справочника могут быть устаревшими. Профессиональная оценка авто после ДТП выполняется с учетом фактических повреждений и цен на рынке.
Как обманывают страховые компании ОСАГО относительно стоимости запчастей?
Согласно «Единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» утв. положением Банка России от 19 сентября 2014 г. № 432-П (далее – Единая методика) расчёт стоимости запчастей производимый РСА, и справочники утверждённые в данном обществе должны отражать реальную среднюю стоимость запчастей по региону.
Но на практике, цена в них бывает занижена даже в 10 раз. Это не трудно проверить. Достаточно зайти на сайты популярных интернет-магазинов по продаже запчастей (там также есть разделение запросов по регионам). Трудно судить о причинах данных отклонений, но эта лазейка в законодательстве позволяет страховым компаниям существенно занижать выплаты по ОСАГО на вполне законных основаниях.
В заключении, хотелось бы отметить, что автолюбителям нужно быть внимательными и трезво оценивать и анализировать всю информацию. Поскольку даже самые лучшие намерения и инициативы могут быть загублены некачественной и недобросовестной реализацией и принести вред тем людям, которым они должны были помочь.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
РСА запчасти
Автострахование направлено на решение важной задачи – компенсацию ущерба, нанесенного транспортному средству (ТС) в результате ДТП. При серьезных повреждениях встает вопрос о замене деталей, и в этот момент возникают разногласия в оценке их стоимости и места приобретения. Для оказания помощи автовладельцам в контроле за правильностью оценки ущерба, создана специальная электронная система — РСА запчасти. Страхователям следует знать, как пользоваться ее услугами.
Что такое РСА?
Под аббревиатурой РСА скрывается Российский союз автостраховщиков. Он объединяет более 100 страховых компаний (СК), охватывающих почти 9/10 всего страхового рынка РФ. Это дает возможность организации выступать в роли независимого эксперта и «законодателя моды» во всех вопросах, связанных с автострахованием. РСА поручено представлять интересы страховщиков и защищать права страхователей, формировать общие правила и принципы профессионального страхования, контролируя их выполнение.
Важная функция РСА – предоставление максимально полной и правдивой информации для оценки ущербов от страховых случаев и определение страховых выплат. Одна из основных причин запуска специального сервиса заключается в предоставлении достоверной информации о стоимости запасных частей, которые часто становятся основой для экспертной оценки размера ущерба. Сайт начал работать в 2014 году и стал надежным помощником для расчета страховых выплат. Инициатором введения сервиса стал Банк России.
Как правильно обращаться с сервисом?
Для проверки правильности расчетов по ОСАГО РСА запустил сайт http://prices.autoins.ru/spares/. На нем можно проконтролировать 3 важных параметра для формирования страховых выплат:
Средняя по региону на данный момент цена запчастей. Для этого необходимо ввести такие данные: каталожный номер детали; марка и наименование автомобиля; дата проведения ремонта. Кроме того, необходимо выбрать из предлагаемого списка экономический район (всего их 12 по стране).
Усредненная стоимость нормочасов при замене определенной детали и их количество. Указывается марка ТС и выбирается его тип из предлагаемого перечня.
Расход и средняя стоимость материалов, затрачиваемых при замене конкретной детали. Для получения информации надо ввести дату ремонта; наименование материала и его производителя.
Каталожный номер запчасти можно уточнить в каталоге производителя данного ТС.Для этого надо указать VIN-код автомобиля.
Запрос на сайте может выполняться в течение нескольких минут, но иногда требуется до 3-х суток. При задержке обработки необходимо запомнить номер запроса (выводится на экране) и воспользоваться разделом «Сохраненный запрос».
Зачем нужно производить расчет стоимости запасных частей?
При расчете страховых выплат нередко возникают ситуации, когда у различных экспертов обнаруживается значительное различие между суммами оценки ущерба. Причиной этого, чаще всего, становится разный подход в выборе стоимости дорогостоящих деталей и их установки. Начиная с 2014 года, при расчете калькуляции ремонта должен использоваться единый справочник РСА по ОСАГО, что минимизирует нарушения.
Несмотря на нововведения, в расчетах допускаются неточности, позволяющие страховщику занижать компенсационные выплаты. Сервис РСА позволяет автовладельцу контролировать правильность начисления стоимости ремонта. В нем учтены сведения единого справочника по всем регионам РФ. Цены указываются на интересующий момент, т.е. могут отражать текущее состояние или стоимость, действовавшую несколько лет назад (в момент аварии).
Каким образом производится расчет?
Сервис РСА включает базу данных на десятки миллионов позиций. Принимая во внимание ценовые различия в разных районах РФ, вся территория страны разделена на 12 экономических регионов, по каждому из которых проводится отдельный анализ. Надо также учитывать, что используется только информация по ТС, выпущенным не ранее 2002 года. При расчетах применяется усреднение по всему региональному рынку.
Запрос на проведение точного расчета стоимости формируется путем введения таких данных:
уточнение статуса страхователя (физическое или юридическое лицо);
разновидность договора страхования;
возраст и водительский стаж страхователя;
мощность автомобиля (л.с.);
продолжительность эксплуатации ТС, дата его выпуска и начала эксплуатации;
сроки действия страховки.
Сформированный запрос на конкретную деталь в нужном регионе отправляется на сервис РСА вышеуказанным способом. Дальнейший анализ обеспечивается в автоматическом режиме. Анализ включает 3 этапа:
По каталожному номеру система отыскивает нужную деталь по единому справочнику с учетом выбранного региона. Выявляются цены всех поставщиков и производителей, которые усредняются.
По реестру действующих в регионе СТО определяется стоимость замены конкретной детали в каждом из автосервисов с последующим усреднением. Так определяется средняя стоимость нормочасов и их необходимое количество для замены детали.
По полученным средним данным по цене детали и стоимости ее замены, определяется размер компенсационной выплаты, который рекомендуется для страховщика.
Если ремонт требует замены нескольких деталей, то запрос отправляется по каждой из них, а затем они суммируются, и выводится полная стоимость ремонтных работ.
Может ли РСА полностью заменить оценку специалистов?
Являются ли расчеты сервиса РСА обязательными для СК? Конечно, нет. Они не могут полностью заменить профессиональные расчеты, проводимые независимыми экспертами. Этому способствуют такие обстоятельства:
база сведений включает почти 85 млн. наименований, но и такое количество не может охватить весь огромный рынок автозапчастей. Кроме того, предельно максимальные и минимальные цены способны вносить серьезную погрешность в оценку средней цены;
в РФ эксплуатируется большое количество автомобилей иностранного производства. Оригинальные детали на них производители, естественно, рассчитывают в валюте, курс которой постоянно изменяется. В результате на сайте не всегда есть возможность оперативного учета курсовых колебаний;
сервис не может оценить характер повреждения, а он существенно влияет на сложность замены детали. Например, при ДТП могут деформироваться соседние элементы, что значительно затрудняет демонтаж. Такие нюансы может выявить только эксперт при осмотре, а это влияет на количество необходимых нормочасов на замену детали.
С учетом возможных погрешностей сайт РСА принято считать обзорным сервисом, а полученные результаты носят рекомендательный характер.
Зачем рассчитывается стоимость деталей?
При определении суммы компенсационной выплаты СК исходит из профессиональной оценки независимого эксперта. Однако этот факт не делает проверочные расчеты по сервису РСА бесполезными. Страхователь, используя их, вооружается доказательной базой, не позволяющей допускать такие нарушения со стороны страховщика:
Включение цены не оригинальной запчасти, а дешевого аналога. Каталожный номер детали позволяет исключить такую подмену.
Завышение степени физического износа ТС. Дата покупки и изготовления автомобиля, вводимая в сервис при проведении расчета, помогает устранить такую возможность занижения выплаты.
Снижение трудоемкости ремонта. Расчет РСА основывается на реальном количестве необходимых нормочасов по всем СТО данного региона и не дает необоснованно использовать заниженные цифры.
Таким образом, расчеты РСА позволяют избежать значительного занижения стоимости замены запчастей при проведении ремонта. На их основании можно выставлять претензию СК, а при необходимости и использовать в качестве доказательства при обращении в суд.
Сервис РСА для расчета стоимости запчастей позволяет страхователю контролировать правильность расчетов страховой суммы. Несмотря на рекомендательный характер получаемой информации, СК должен ее учитывать, т.к. она основывается на едином справочнике, обязательном для использования страховщиками.