ПДД разворот на перекрестке со светофором
Abm-auto.ru

Автомобильный портал

ПДД разворот на перекрестке со светофором

Разворот на перекрестке

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье будет рассматриваться разворот на перекрестке и особенности этого маневра.

При этом речь пойдет о самом обычном перекрестке, на котором пересекаются две четырехполосные дороги.

Напомню, что ранее на pddmaster.ru был рассмотрен более сложный маневр – разворот на перекрестке с разделительной полосой. Сегодня он затрагиваться не будет.

Тем не менее нужно помнить о том, что неправильное выполнение разворота даже на самом обычном перекрестке может привести к лишению водительских прав. Так что прочитайте статью внимательно и не допускайте подобных нарушений.

Почему удобнее выполнять разворот на перекрестке?

Для начала рассмотрим перекресток, на котором нужно выполнить разворот:

В рамках этой статьи не имеет принципиального значения, каким является перекресток: регулируемым или нет. Нас интересует только траектория движения автомобиля.

Поэтому будем считать, что водитель белого автомобиля уже уступил дорогу всем транспортным средствам, которым он должен был её уступить, и ничто не мешает ему выполнить разворот на перекрестке в соответствии с требованиями правил дорожного движения.

Напомню, что перед началом выполнения разворота на перекрестке необходимо занять крайнее левое положение на проезжей части попутного направления (пункт 8.5 ПДД). Именно это и сделал водитель белого автомобиля.

Кстати, многие водители предпочитают выполнять разворот на перекрестках именно из-за того, что при большом радиусе разворота им не придется пользоваться задним ходом, т.к. автомобиль может немного заехать на пересекаемую дорогу. А так ли это хорошо, как кажется на первый взгляд?

Разворот на перекрестке с разъяснениями

Итак, задача поставлена и белому автомобилю необходимо выполнить разворот на перекрестке без нарушения требований ПДД.

Примечание. На рассматриваемом в качестве примера перекрестке отлично видно горизонтальную дорожную разметку, а на реальном перекрестке разметка может быть частично или полностью стерта. Это немного усложняет задачу для водителя.

Итак, на перекрестке есть одно пересечение проезжих частей, и вот его границы:

Обратимся к пункту 8.6 правил дорожного движения:

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

Оптимальная траектория разворота на перекрестке

Оптимальная траектория разворота должна пройти таким образом, чтобы автомобиль не выехал с пересечения проезжих частей раньше намеченного места:

На этом рисунке представлены только 2 возможные правильные траектории разворота, однако на практике можно развернуться и по любой траектории, пролегающей между этими двумя. Поскольку автомобиль не выезжает с пересечения проезжих частей, водитель не нарушает правил и наказание наложено быть не может.

Неправильные траектории разворота на перекрестке

Рассмотрим несколько неправильных траекторий, разворот по которым может привести к серьезному наказанию:

Итак, на приведенном выше рисунке оба водителя не смогли выполнить разворот в пределах пересечения проезжих частей, поэтому им пришлось немного заехать на примыкающую сверху дорогу.

При этом водитель, который выбрал правую траекторию, при выезде с пересечения проезжих частей оказался на полосе попутного направления. Однако затем, продолжая начатый разворот, он допускает пересечение двойной сплошной линии разметки. Если пересечение происходит перпендикулярно линии разметки, то нарушение не может квалифицироваться как выезд на встречную полосу движения. Наказание для нарушителя – штраф 1 000 – 1 500 рублей по части 2 статьи 12.16 КоАП.

Что касается водителя, выбравшего левую траекторию, то его дела куда плачевнее. Он выезжает с пересечения проезжих частей прямо на встречную полосу и наказанием для него будет являться штраф в размере 5 000 рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев (часть 4 статьи 12.15 КоАП). А в случае повторного нарушения – лишение прав на 1 год.

Обратите внимание именно на второй маневр, за который возможно лишение прав. Большинство водителей, которые читают правила дорожного движения, не догадываются про подобное развитие событий и сотрудники ГИБДД этим активно пользуются.

Давайте рассмотрим, как можно уменьшить наказание в том случае, если разворот не удался:

1. Всегда начинайте выполнять разворот по большой траектории. Если “вписаться” не получается, то просто откажитесь от разворота и продолжите движение по пересекаемой дороге (на рисунке – вверх).

2. Если Вы начали выполнять разворот по маленькой траектории и чувствуете, что “вписаться” не получится, то воспользуйтесь передачей заднего хода. Естественно, движение задним ходом на перекрестке запрещено, однако штраф за такой маневр составит всего 500 рублей.

Конечно же при этом нужно внимательно следить за другими участниками движения, чтобы не спровоцировать ДТП.

Разворот на Т-образном перекрестке

Ранее в тексте этой статьи рассматривался замечательно оформленный перекресток, на котором была хорошо видна разметка. Однако на практике перекрестки зачастую бывают совершенно другими.

Например, рассмотрим разворот на Т-образном перекрестке без разметки:

Обратите внимание, что хотя на дороге в верхней части рисунка и нет двойной сплошной линии разметки, неправильный выбор траектории разворота (выезд на встречную) на Т-образном перекрестке приведет водителя к лишению прав.

На практике можно встретить в том числе перекрестки со сложной конфигурацией. При маневрировании на таких перекрестках нужно помнить о том, что в процессе разворота запрещено выезжать на встречную полосу движения. Однако в случае неудачного разворота Вы можете воспользоваться информацией из этой статьи и отделаться малыми потерями.

Выполнение разворота на перекрестке — правила, меры безопасности и штрафы

Несмотря на то, что выполнять разворот умеют все водители, сделать это правильно на перекрестках различных типов без нарушения ПДД бывает сложно, так как нужно учитывать множество нюансов. Совершение данного маневра требует от водителя не только внимательности, но и знания того, какой вид транспорта имеет преимущество на тех частях дороги, которые регулируются или не регулируются светофорами.

Все особенности нужно учитывать не столько для сдачи экзамена с целью получения права на вождение, сколько при ежедневном вождении, чтобы не провоцировать аварийных ситуаций и ДТП, лишения прав и выписки штрафа.

Что говорят ПДД о правилах разворота

В своде правил дорожного движение пункт № 8 посвящен описанию правильного разворота. Общие правила для водителей, предотвращающие возникновения ДТП:

  1. Перед совершением такого маневра нужно подать сигнал с помощью светового указателя с той стороны, в которую поворачивает машина. При отсутствии такой возможности дать сигнал нужно рукой, согнув ее в локте под прямым углом.
  2. Сигнал нельзя подавать в момент поворота: это нужно сделать заранее, и завершить сразу же после его выполнения.
  3. Поворачивая налево или направо, водителю нужно занять крайнее положение на дороге. Это не относится только к тем случаям, когда нужно повернуть, въезжая на перекресток.

Как правильно выполнить разворот на перекрестке на экзамене

Для того чтобы успешно сдать экзамен на получение прав, достаточно учесть несколько нюансов и соблюдать выученные правила. Основные из них, касающихся поворотов:

  1. Сворачивая направо/налево, нужно заранее занимать крайнее положение на дороге, которая предназначается для движения в таком направлении. Это не касается перекрестка, на котором установлено круговое движение.
  2. При повороте направо ТС должно находиться по возможности близко к правому краю дороги.
  3. Если совершается левый поворот, иногда можно выезжать на полосу, которая нужна для встречного движения, хотя это запрещается правилами в большинстве случаев.
  4. Наиболее часто правила разворота нарушаются в зимнее время года. Основная причина – скрытое под снегом дорожное покрытие и образование колеи.

Нужно учесть, что ширина дороги не ограничена накатанным участком. Нельзя забывать занимать крайнее положение, чтобы выполнить маневр.

  • Нельзя делать разворот на «зебре»: даже наезд на эту часть дороги может привести к несдаче экзамена.
  • Нельзя разворачиваться вне перекрестка, если видимость на 100 и более метров отсутствует.
  • Обязательно включать нужные указатели поворотов при совершении маневров.
  • Схемы и правила выполнения разворота на различных перекрестках

    Правила разворота зависят от типа перекрестка, на котором совершается маневр. При этом у некоторых видов транспорта есть преимущества в дорожном движении, что также нужно учитывать при разворотах.

    Регулируемых

    На перекрестке, который регулируется светофором, выполнять такой маневр проще всего, так как водителю нужно только пропустить встречный поток машин. Справа и слева движение будет остановлено сигналом светофора. От водителя требуется:

    • соблюдение направления движения по разметке;
    • удостоверение в том, что перед перекрестком нет знака, который воспрещает маневр.

    Поворот на равнозначном перекрестке

    Т-образных

    Практически любой легковой транспорт может развернуться на перекрестке такого типа. Исключение могут составлять крупногабаритные авто, радиус разворота у которых слишком большой. Чтобы выполнить данное действие, нужно найти наиболее безопасное место: здесь нельзя двигаться задним ходом (штраф – 500 рублей) и выполнять серию разворотов. Общие правила для безопасного движения:

    • нужно руководствоваться знаками «Главная дорога», «Стоп» и «Уступи дорогу»;
    • если на перекрестке отсутствуют любые знаки, главное правило для водителей – «Помеха справа»;
    • при движении включение указателей поворота обязательно;
    • когда трасса узкая, требуется движение по дальней траектории, по ближней – если дорога широкая.

    1. Первый случай требует выполнения маневра только по малой траектории, так как на таких дорогах обычно достаточно места. Заезд на пересечение дорог строго запрещен и наказывается штрафом.
    2. Во втором случае правилами разрешен поворот исключительно по большому радиусу, иначе ТС будет некоторое время продолжать движение по встречной полосе, что также не разрешено.

    Со светофором

    Когда на пересечении дорог установлен светофор, выполнение разворота является безопасным и простым. Общие правила на такой дороге:

    • водитель разворачивающегося авто должен соблюдать траекторию движения согласно полосам;
    • поворот возможен только в местах, где нет запрещающего такого маневра знаков;
    • начало движения разрешено только по соответствующему сигналу светофора.

    За что можно лишиться прав при неправильном развороте

    Водителя не всегда лишают прав при нарушении правил разворота на перекрестке. В некоторых случаях наказанием также может служить штраф:

    1. Если выбрать неверную траекторию и выполнить разворот с выездом на границу перекрестка, можно оказаться на встречной полосе. При первом нарушении правил ПДД минимальный размер штрафа – наиболее мягкого наказания – будет составлять 5 000 рублей. Когда фиксируется повторное нарушение, возможно лишение прав на 4-6 месяцев. Еще один выезд на встречную полосу грозит лишением ВУ на 1 год.
    2. Водителя не лишают прав, если при неправильном маневре автомобиль выехал за пределы границ пересечения 2 дорог.

    Правила разворота на перекрестке

    Пересечение перекрестков всегда сопровождается условиями повышенной опасности, особенно в городе при плотном автомобильном потоке. На соединение дорог пристальное внимание обращают и инспектора ГИБДД, находя в действиях водителей ошибки и нарушения. Но и без перекрестков движение невозможно, а значит необходимо знать все подробности возможных маневров.

    Данная статья будет посвящена повороту и развороту на перекрестке: как и когда их можно осуществлять, а когда маневр станет нарушением ПДД, причем в некоторых случаях настолько серьезным, что может последовать лишение водителя прав.

    Можно ли разворачиваться на перекрестке?

    Разворот на перекрестке разрешен, если его запрет прямо не следует из дорожных знаков, разметки или запрещающих сигналов регулируемого перекрестка.

    Однако «разрешен» не означает «возможен при любых условиях». Именно способы выполнения разворотов и являются причинами возникновения претензий со стороны ДПС.

    Чем перекресток отличается от пересечения проезжих частей?

    Прежде чем перейти к способам правильных и ошибочных поворотов / разворотов, остановимся на определениях. Начнем с того, что понятия «перекресток» и «пересечение проезжих частей» могут не совпадать. Это крайне важно, т.к. ПДД в п.8.6 четко указывает на возможность поворота в пределах пересечения проезжих частей без выезда на полосу (полосы) встречного движения.

    Понятие перекрестка дано в самом первом разделе ПДД и представлено в виде довольно сложной формулировки, включающей в себя «воображаемые линии», «закругления» и пр. Укажем лишь, что перекресток включает в себя все элементы маневрирования – подъездные, «карманы», разделительные и пр.

    Желающие всегда могут найти полное описание непосредственно в ПДД, мы же для облегчения понимания ниже предоставим схематическое изображение. Еще отметим, что данный пункт правил прямо говорит, что выезды с прилегающих не являются перекрестками, а значит в данной статье не рассматриваются.

    Проезжей частью названа часть дороги, по которой могут передвигаться безрельсовые ТС. Соответственно, пересечение проезжих частей является составной перекрестка, но может занимать значительно меньше места. Разворот же допустим именно внутри пересечения (прямоугольник на фото ниже).

    Рис.1. Перекресток и пересечение проезжей части

    На каких перекрестках запрещен разворот?

    Нельзя разворачиваться, если с помощью знаков или разметки, установлен соответствующий запрет, либо движение разрешено только в стороны, не соответствующие направлению поворота / разворота.

    Чаще для запрета разворота применяется знак 3.19 «Разворот запрещен» .

    Если знак 3.19 устанавливает прямой запрет на действие, то не допустить разворот могут и разрешающие знаки, если они требуют осуществлять движение в направлениях, не соответствующих развороту. Например, знак 4.1.1 «Движение прямо» или знак 4.1.2 «Движение направо» , а также знак 4.1.4 «Прямо и направо» .

    Очевидно, что все эти знаки не допускают движения в сторону разворота.

    Кроме этого, пункт 8.11 ПДД запрещает развороты:

    • На «зебре» (пешеходном переходе).
    • На мостах (включая эстакады, путепроводы и т.п.).
    • В тоннелях.
    • На остановках общественного транспорта.
    • В случаях видимости менее 100 метров одной из сторон движения.

    Разумеется, совершать маневр недопустимо и в случаях запрещающих сигналов светофоров и регулировщика.

    Читай нас в ТГ-канале

    Читай нас в ТГ-канале

    Правила и техника выполнения разворота согласно ПДД

    Рассматривается только технология разворота на перекрестке, полагая, что все другие нормы водителем уже выполнены по правилам: произведено перестроение в нужный ряд, включен «поворотник», пропущен транспорт, имеющий преимущество и т.д.

    Главное правило разворота на перекрестке – машина не должна выезжать на полосу встречного движения, а фактическая траектория движения должна вписаться в зону пересечения проезжих частей.

    Оптимальная траектория разворота

    Это может быть и большой и малый радиус, если условия перекрестка, разметка, габариты ТС и пр. дадут возможность совершить маневр в пределах пересечения проезжих частей. Однако на перекрестках с разделительной полосой или при запрещающей разметке, продолженной на перекресток, разворот по малому радиусу может быть невозможен.

    Рис. 2. Допустимый разворот по малому и большому радиусу

    Рис. 3. Разворот на перекрестке с разделительной полосой

    Рис. 4. Нарушение: не вписался в пределы пересечения проезжих частей – наезд на бровку.

    Рис. 5. Нарушение: наезд на пешеходный переход.

    Рис. 6. Нарушение: выезд на полосу встречного движения.

    Можно ли развернуться, если стоит указатель «Поворот налево запрещен»?

    Нередко водители путаются, считая запрет на поворот равнозначным запрету на разворот. Это не всегда так. Знак 3.18.2 не допускает поворот налево, но при этом не запрещает разворота.

    Рис. 7. Схема разворота перекрестке

    Разрешен ли разворот по малому радиусу?

    Этот вопрос мы уже поверхностно затронули. Остановимся на нем чуть подробнее. Прямо запрещающих данный маневр норм не существует, что не мешает время от времени возникать конфликтам между ГИБДД и водителями.

    Если разворот не запрещен разметкой или знаками, то маневр по малому радиусу возможен и не должен являться нарушением. Однако именно разворот по малому радиусу часто является причиной не вписывания траектории движения в рамки зоны пересечения проезжих полос, а значит заставит ТС выехать на полосу встречного движения.

    Не будет нарушением и разворот по малому радиусу, если для него выделено специальное место, а маневр не приведет к выезду на «встречку».

    В случае спорных ситуаций, выписанные постановления необходимо обжаловать. Для этого прибегают к помощи автоюристов. О том, как проконсультироваться с адвокатом бесплатно , расскажем в конце данной статьи.

    Как правильно развернуться на перекрестке? Схемы

    Учитывая все вышеперечисленное, выведем несколько наиболее верных схем разворота на перекрестках, которые необходимо использовать и для сдачи экзаменов в ГИБДД, и в обычных условиях эксплуатации ТС.

    Общие правила разворота применяются в любом случае, однако конкретный тип перекрестка может иметь свои дополнительные особенности.

    На регулируемом перекрестке (со светофором)

    Это наиболее простой вид перекрестка с точки зрения разворота. Если разворот не запрещен, то достаточно дождаться разрешенного сигнала светофора (регулировщика), пропустить транспорт, имеющий преимущество, и совершить маневр.

    Рис. 8 – На картинке показано как развернуться на регулированном перекрестке

    Разворот на нерегулируемом перекрестке

    Здесь уже больше сложностей, а значит больше возможностей для ошибок, как у водителей, так и у ДПС. Рассмотрим несколько расхожих ситуаций:

      На равнозначном перекрестке. Здесь главное не забывать о «помехе справа» — при равных условиях, транспорт, находящийся справа, имеет приоритет в движении. Пропустив его, можно начинать маневр.


    На Т-образном перекрестке. Подчиняются общим правилам разворота и при отсутствии запретов допускают развороты для каждого из направлений. Особенностью могут являться ширина проезжей части – на узких дорогах разворот по малой траектории может быть невозможен.


    С трамвайными путями. Если другого не установлено знаком или сигналом светофора, то приоритет всегда у рельсового транспорта. Из этого и стоит исходить при развороте на перекрестке с трамвайными путями.


    С разделительной полосой. В данном случае многое зависит от типа разделительных полос и организации движения. Вспомним главное правило – при развороте нельзя оказаться на полосе встречного движения. Теперь посмотрим на схему:

    Если горизонтально расположенная проезжая часть с односторонним движением, перемещающимся согласно схемы справа налево, то разворот возможен и по траектории 1, и по траектории 2.

    Если одностороннее движение направлено в другую сторону (слева направо), то оба варианта недопустимы.

    Наконец, если горизонтальный участок предполагает двустороннее движение, то допустима только траектория 2, т.е. первая предполагает движение по встречной полосе.

    Наказание за нарушение разворота на дороге

    Рассмотрим основные статьи КоАП РФ, по которым могут привлечь за нарушения правил разворота на перекрестке. Вернемся еще раз к этому рисунку:

    Перед нами неправильный разворот по длинному радиусу, который привел к пересечению сплошной. Теперь схожая ситуация, но по маленькой траектории при разметке на перекрестке:

    В чем существенная разница:

    • В первом случае (длинная траектория) пересечение сплошной состоялось перпендикулярно, что не дает возможности квалифицировать правонарушение как выезд на встречную полосу. Значит, будут применены положения ч.2 ст.12.16 КоАП – штраф от одной до полутора тысяч рублей.
    • Во втором случае (малый радиус) выезд на «встречку» очевиден, а значит могут быть применены санкции по ч.4 ст.12.15 КоАП РФ, предполагающей штраф в 5000 рублей или лишение прав до полугода.

    Есть еще штраф по ч.2 ст.12.14 КоАП за движение задним ходом (в т.ч. на перекрестке). Размер его составляет 500 рублей , а применяется он наиболее часто в случаях, когда маневр разворота не позволил вписаться в пределы перекрестка за один раз, и водитель вынужден сдавать назад.

    Более того, нередки случаи, когда водители, нарушая ч.4 ст.12.15 КоАП и обнаружив, что попали в поле зрение ГИБДД, специально сдают назад, чтобы переквалифицировать правонарушение на ч.2 ст.12.14, т.е. вместо лишения до полугода получить штраф 500 рублей.

    Как разворачиваться вне перекрестка?

    Ответ на этот вопрос можно найти в пунктах 8.8 и 9.2 ПДД. В соответствии с первым, разворот вне перекрестка возможен, если водитель пропустит всех, имеющих преимущество. А второй говорит нам, что разворот по тем же правилам возможен и на широких (от 4- полос) двусторонних дорогах, если не запрещен отдельно.

    Другими словами, все что не запрещено – можно. Главное, чтобы разворот не был недопустим знаками или разметкой.

    Правила выполнения поворота на перекрестках

    Пришло время вспомнить, что тема статьи не только разворот, но и поворот на перекрестке. Однако мы не случайно отнесли данный раздел в конец статьи. Дело в том, что в основных направлениях повороты на перекрестке осуществляются по тем же правилам, что и развороты:

    1. Нужно соблюдать знаки и разметку.
    2. Выполнять требование регулировщика или светофора.
    3. Занимать ряд, предназначенный для поворота.
    4. Пропускать транспорт перед тем как повернуть, имеющий преимущество.
    5. Поворачивать без выезда на полосу встречного движения.

    Так же и знак, запрещающий разворот, не является основанием для запрета поворота налево.

    Соблюдение правил, в том числе и разворота на перекрестке, к сожалению, не всегда гарантия отсутствия штрафа. У сотрудников ДПС, к примеру, может быть иное мнение на законность вашего маневра. В таких случаях прибегают к услугам адвокатов, и обжалуют постановление.

    О шансах и возможных ходах конкретного дела можно узнать онлайн и совершенно бесплатно . Достаточно описать ситуацию через форму, расположенную ниже, и один из наших специалистов ответит вам.

    Разворот на перекрестке со светофором — ПДД

    Из-за многочисленных аварий правила дорожного движения с каждым годом все больше и больше ужесточаются. Их нарушения могут повлечь за собой серьезное законное наказание, начиная от небольшого штрафа, заканчивая лишением водительских прав на определенный срок.

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 455-03-75 . Это быстро и бесплатно !

    Свое водительское удостоверение придется отдать инспектору ГИБДД на длительный срок при совершении неправильного разворота. Восстановить их будет не так-то сложно. Поэтому потребуется отнестись с особой внимательностью к вопросу о том, как нужно правильно разворачивать свое транспортное средство.

    Где разрешено разворачиваться?

    Согласно правилам дорожного движения, разрешается делать разворот на трассе только в двух случаях:

    1. При осуществлении движения на перекрестке. При этом, водителю допускается совершать данный маневр только из средней полосы (то есть, он должен занимать крайнее левое положение на дороге). Не стоит делать это в том случае, на данной территории пересекаются две дороги с двумя полосами. В этом случае при любых обстоятельствах будут строго нарушены правила.
    2. Также можно совершить разворот и вне перекрестка, причем это можно сделать как из центрального, так и их крайнего правого положения. Однако в таком случае обязательно потребуется уступить дорогу встречному транспорту. В обязательном порядке стоит учитывать и ширину полосы.

    Как правильно выполнить разворот?

    Каждый опытный водитель знает, насколько важно уметь правильно делать разворот, в особенности на оживленных трассах. По статистике, большая часть аварий возникает, только из-за нарушений правил во время совершения этого маневра.

    Его можно выполнить за три основных приема:

    1. Первое, что нужно сделать – это выбрать место для разворота. Как уже говорилось ранее, в этом случае, нужно обращать внимание на ширину трассы. Если водителю кажется, что места недостаточно, то следует занять положение в крайней правой полосе. Предварительно, стоит включить соответствующий поворотник. Этот световой сигнал сообщит другим участникам движения о своем намерении.
    2. Через несколько секунд можно максимально снизить скорость или вовсе остановиться.
    3. Далее, следует посмотреть в зеркало заднего вида и убедиться в том, что на дороге нет никаких помех, которые могли бы стать препятствием для того, чтобы продолжить движение, только в этом случае можно сделать разворот.

    Если маневр совершен успешно, то можно выровнять колеса и продолжить свое движение в обратном направлении.

    Порядок действий при развороте на перекрестках

    Отдельного внимания заслуживает ситуация, когда разворот выполняется на перекрестках, всего может существовать несколько основных моментов.

    Разворот на перекрестке со светофором

    Это самая распространенная ситуация. Она является самой безопасной абсолютно для всех участников движения. В первую очередь, стоит убедиться, нет ли поблизости знаков о запрете этого маневра.

    Как разворачиваться на Т-образном перекрестке?

    Это самая сложная ситуация. С ней может справиться только опытный водитель. Для совершения маневра следует доехать до границы перекрестка и остановить транспортное средство. Если препятствий на дороге нет, то можно преодолеть линию пересечения проезжей части и сделать разворот.

    Стоит заметить, что подобный шаг могут сделать водители практически любого автомобиля.

    Правила разворота на регулируемом перекрестке

    Отличается только тем, что потребуется пропустить поток машин, если они следуют по поперечному движению. Основные участники движения будут автоматически остановлены регулирующим оборудованием. Если никаких препятствий нет, то можно сделать разворот аналогичным способом.

    Разворот с использованием прилегающей территории

    Это еще одна достаточно сложная и максимально ответственная манипуляция. Стоит заметить, что под прилегающей территорией подразумевается определенный участок дороги, расположенный вблизи трассы. Первое, что нужно сделать – это заехать на ней.

    Если она находится с правой стороны, то нужно будет использовать задний ход, соответственно, если с левой стороны, то передний ход. Далее, нужно включить соответствующий сигнал поворота (левый или правый), пропустить транспорт, движущий по главной дороге, только после чего, можно сделать разворот.

    При выполнении этого маневра на перекрестке очень важно правильно оценить ситуацию на дороге, только в этом случае можно избежать ДТП и нежелательных штрафов.

    Разворот вне перекрестка

    Иногда, водителю нужно сделать разворот как можно быстрее, и у него нет времени на то, чтобы доехать до ближайшего перекрестка. В этом случае, можно сделать разворот вне его.

    При этом также стоит основываться на несколько правил:

    • Движение можно осуществлять абсолютно с любой части дороги, но, предпочтительнее всего выбирать левую крайнюю полосу;
    • Далее, следует сосредоточиться на встречном и попутном движении, нужно пропустить весь движущийся транспорт;
    • Если помех не обнаружено, то можно приступить к совершению данного маневра. Следует включить соответствующий сигнал поворота и заехать на необходимую полосу. Затем, останется выровнять колеса и продолжить свое движение.

    Где нельзя разворачиваться?

    Отдельно стоит поговорить и о тех участках территории, где строго запрещено делать разворот:

    • Ни в коем случае нельзя разворачивать транспортное средство на пешеходных переходах или вблизи них. То есть, на тех территориях, где существует определенная разметка или дорожный знак. Такой маневр может сильно помешать пешеходам, а это недопустимо;
    • Это же правила распространяется на любые территории, вблизи которых есть остановки для общественного транспорта;
    • Согласно правилам дорожного движения также нельзя совершать этот маневр на ограниченных участках. К таковым относятся тоннели или мосты;
    • Если на определенном участке дороге присутствует затруднительная видимость для того, чтобы полноценно оценить ситуацию на дороге, то также нужно выбрать наиболее комфортный участок;
    • Также это правило распространяется на всех железнодорожные пути.

    Штрафы при неправильном развороте

    Если же все-таки правило будет нарушено, то водителя ждет следующее наказание:

    • Если водитель совершил не грубое нарушение, например, выполнил разворот по неправильной траектории, то на него будет наложен штраф в размере 5 тысяч рублей. И 1,5 тысячи рублей, если он один раз пересек двойную сплошную полосу;
    • Если в результате этого маневра он выехал на встречную полосу, то он будет лишен прав на срок до 6 месяцев;
    • Если он повторит любое вышеуказанное нарушение, то он уже лишен прав на более длительный срок – на один год.

    Разворот на проезжей части – это одна из самых сложных ситуаций, которые происходят на дороге. Именно из-за неё многие ученики не сдают практический экзамен, опытные водители зарабатывают штрафы, а также возникают ДТП.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

    +7 (499) 455-03-75 (Москва)
    +7 (812) 407-26-30 (Санкт-Петербург)

    Это быстро и бесплатно !

    Бесплатная онлайн-консультация автоюриста

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

    +7 (499) 455-03-75 (Москва)
    +7 (812) 407-26-30 (Санкт-Петербург)

    Правила правильного разворота на перекрестке

    Выполнить разворот на перекрестке можно только при соблюдении определенных правил. При этом нужно учитывать особенности дорожной разметки, статус дорог и наличие специальных знаков. Чтобы не нарваться на штраф, нарушив ПДД, следует ознакомиться со всеми нюансами правильного разворота и запомнить их. Иначе есть риск лишиться не только некоторой денежной суммы, но и водительского удостоверения.

    Особенности выполнения

    Опытные водители, выбирая место для разворота, с уверенностью отдают предпочтение перекресткам. Недостаток знаний же можно легко компенсировать быстрым изучением правил в картинках. Поэтому при желании повысить удобство езды водители могут быстро получить нужную информацию.

    Правила разворота зависят от особенностей перекрестка. Нужно их обязательно учитывать, чтобы сделать все безошибочно и не стать нарушителем или виновником случайного ДТП.

    Важно! Наибольшее внимание следует уделять перекресткам в форме буквы Т, регулируемым и нерегулируемым, с действующим светофором, а также варианту разворота с использованием прилегающей территории.

    На Т-образном перекрестке

    Развернуться на Т образном перекрестке может любое транспортное средство. Исключением являются лишь крупногабаритные внедорожники, которым требуется много пространства для выполнения маневра. Водителям таких авто рекомендуется найти другое место для разворота, т. к. они не впишутся в пределы дорожного полотна и будут вынуждены использовать задний ход, что запрещено правилами. За нарушение грозит штраф в виде 500 руб. При этом маневр может стать причиной серьезного ДТП или создания затора.

    Выполнять правильно разворот на таком участке довольно просто. Нужно лишь максимально аккуратно проехать полукругом внутри перекрестка. Для исключения нарушений следует руководствоваться знаками «Главная дорога», «Стоп» и «Уступи дорогу». Если ни одного из них нет, а дороги равнозначны, то нужно пользоваться классическим правилом о помехе справа.

    Важно! При совершении маневров нужно обязательно включать подворотники, а по их завершении – выключать.

    На регулируемом и нерегулируемом

    Перекрестки без нанесения разметки более вариативны для выполнения разворота. Можно использовать дальний или малый радиус на свое усмотрение. При выполнении маневра нужно рассчитывать траекторию, чтобы не пересечь границу проезжей части. Иначе есть риск получить штраф.

    При движении по регулируемому перекрестку следует учитывать сигнал светофора или указания инспектора-регулировщика, пропуская встречный поток машин. На нерегулируемых перекрестках все несколько сложнее. Перед началом движения потребуется определить, равнозначные ли дороги. Это можно понять из отсутствия знаков, показывающих статус каждой из них.

    Во время разворота нужно пользоваться правилом помехи справа. Согласно ему, приоритетной считается полоса дороги, расположенной с правой стороны от водителя. Все авто, движущиеся по ней, следует пропустить. Если разворот выполняется по малому радиусу, то начинать его можно с края перекрестка. Для дальних радиусов правильно сделать его будет из середины, проехав чуть дальше.

    Со светофором

    Выполнять маневр на перекрестке с работающим светофором безопаснее всего. Водитель обязан пропустить только встречный поток, а по перпендикулярным дорогам машины будут стоять, т. к. сигнал для них сигнал запрещающий. На участке со светофором тоже нужно четко соблюдать траекторию своего маневра. Она должна быть в пределах перекрестка и придерживаться одного радиуса.

    Перед началом движения требуется убедиться в отсутствии запрещающих разворот факторов. Регулируемый перекресток со знаком, не разрешающим поворот налево, все равно подойдет для маневра. Правила позволяют развернуться даже на таком участке.

    Внимание! Выполнять разворот при красном сигнале светофора по краю перекрестка, где автомобиль не помешает другим участникам движения, запрещено.

    С использованием прилегающей территории

    В некоторых случаях можно развернуться вне перекрестков. Сделать это будет легко с помощью прилегающей территории. Маневры с ее использованием считаются безопасными, но новичкам даже они могут показаться очень трудными.

    Как правильно сделать разворот на перекрестке :

    Если она находится справа, то действовать нужно следующим образом :

    1. Проехать немного вперед, убедиться в отсутствии помех, включить правый поворотник и сдать назад, въезжая на прилегающую территорию.
    2. Остановиться, не оставляя на проезжей части бампера, чтобы не мешать движущимся автомобилям. Потребуется пропускать на главной дороге и второстепенной все машины.
    3. Включить поворотник, убедиться в отсутствии помех и начать движение в нужном направлении, выехав на дорогу.

    При развороте с левой прилегающей территории действия будут похожими. Только съехать туда будет труднее, т. к. потребуется встать перед разделительной полосой и пропустить все автомобили, движущиеся навстречу. Въехав на прилегающий участок, нужно будет убедиться, что отсутствуют помехи, и выехать задом на дорожное полотно, развернув авто в нужном направлении.

    Где можно разворачиваться

    Зачастую выполнить разворот очень трудно. Особенно в случаях, когда человек едет в городе, где большой поток машин. Разворачиваться можно на перекрестах, на которых нет запрещающих знаков. Для этого нужно просто подъехать к повороту, пропустить встречные авто и начать движение. Если перед перекрестком есть знаки, позволяющие выполнить поворот налево, то в возможности проведения маневра можно не сомневаться . Разворот разрешен даже при запрете поворота налево, но тогда следует ориентироваться на линию разметки.

    По обучающим видео можно понять, как именно лучше всего выполнять разворот на перекрестках или обычных дорогах.

    Где нельзя

    Правила разворота регламентируются ПДД п. 8, где прописаны места, выполнение маневра в которых запрещается. Об этом на дороге сообщают соответствующие знаки, устанавливающиеся Госавтоинспекцией.

    В перечень запрещенных мест входят :

    • мосты любого типа;
    • ж/д переезды;
    • пешеходные переходы;
    • остановки общественного транспорта.

    Запрещено разворачиваться на участках с плохой видимостью. Иногда специальные знаки не размещаются, но определять такие места водители могут самостоятельно. Если маневр на подобной дороге приведет к ДТП, виновником станет разворачивающийся автомобилист.

    Также запрещено выполнять маневр на участках дороги, имеющих соответствующую разметку. Водитель должен доехать до зоны, где пересечь встречную полосу будет разрешено. При езде задом для разворота тоже нужно учитывать дорожное движение – если действия создают помехи другим авто, то они запрещены.

    Штрафы за нарушение

    Новички боятся разворачиваться на перекрестке не только вследствие страха попасть в аварию, но и по причине возможности получить крупный штраф. Если порядок действий при выполнении маневра был серьезно нарушен, то зафиксированная ошибка может стоить водителю даже водительского удостоверения. Все виды ответственности прописаны в статье 12.16 КоАП РФ.

    Если автомобилист, перемещаясь по внешней траектории, при развороте попадает в свою полосу движения и случайно пересекает двойную сплошную линию разметки перпендикулярной дороги, то его ждет наказание . Оно не будет расцениваться как выезд на встречную полосу, но размер штрафа в 2020 году за такое нарушение составит от 1000 до 1500 руб.

    При развороте по узкой траектории водитель столкнется с более серьезными проблемами. Выполняя маневр, он может попасть на встречную полосу, что рассматривается по КоАП отдельным нарушением. Штраф за неправильный разворот по внутренней траектории составляет 5000 руб. Иногда наказанием становится лишение прав до полугода. Если автолюбитель нарушит правила повторно, то он рискует остаться без водительского удостоверения на 12 месяцев.

    Важно! При неаккуратном маневре можно совершить целый ряд нарушений, за каждое из которых придется понести наказание.

    Общие рекомендации

    Разворачиваться по всем правилам дорожного движения не так сложно. Каждый новичок с появлением достаточного опыта учится легко выполнять любые маневры. Однако всегда нужно следовать простым рекомендациям, которые помогут избежать неприятностей и штрафов.

    О правилах выполнения разворота вы узнаете из следующего видео :

    • выбирая место для разворота, следует обращать внимание на присутствие запрещающих знаков и линию разметки;
    • при выполнении маневра нужно внимательно следить за всеми участниками дорожного движения;
    • нельзя забывать о включении поворотников, расчете траектории будущего перемещения и других правилах выполнения разворота;
    • стоять перед перекрестком можно только с прямыми колесами, выворачивать руль нужно непосредственно при начале движения;
    • разворачиваться лучше по широкой траектории, т. к. это позволит избежать штрафа за выезд на встречную полосу при неаккуратном маневре.

    Осторожность при выполнении маневров очень важна. Особенно для новичков, ранее не разворачивающихся на перекрестках. Следование простым рекомендациям снизит риск возникновения аварийной ситуации и обеспечит спокойное правильное маневрирование .

    Заключение

    Безопасно и правильно развернуться получится у тех, кто знаком со схемами выполнения такого маневра. Они знают, какую траекторию лучше выбрать и как нужно двигаться. Порой даже этих знаний может оказаться недостаточно. В таких случаях рекомендуется прибегнуть к специализированным проектам, с помощью которых можно ознакомиться с правилами разворота по подробному видеоуроку, разъясняющему все нюансы движения.

    Как правильно использовать перекрёсток для разворота автомобиля в 2020 году: советы юриста

    Разворот на перекрёстке является непростым манёвром, так как неточность при движении и незнание водителем определённых моментов могут привести к нарушению ПДД. Часто сложности при развороте возникают у неопытных автомобилистов, лишь недавно севших за руль. Поэтому, чтобы не совершать ошибок при развороте, давайте детально разберём манёвр, совершаемый на перекрёстке.

    Что является разворотом согласно ПДД?

    В ПДД РФ толкование термина «Разворот» отсутствует. Из п. 8.1 ПДД косвенно следует, что разворот считается одним из видов манёвра.

    На практике разворотом принято называть действие, при котором ТС изменяет направление движения, поворачиваясь на 180 градусов. Во время выполнения манёвра водитель должен хорошо видеть, как движутся другие ТС вокруг, а также быть видимым для других автомобилистов – участников движения. Необходимо учитывать, что совершение манёвра требует довольно длительного времени, в течение которого не исключено существенное изменение ситуации на дороге. Помимо этого, выполняя разворот, автомобилисту нужно уступать дорогу практически всем ТС, что требует от него знания и соблюдения ПДД, а также принципов безопасности движения.

    Разворачиваться водителю разрешено в любых местах, где это не запрещено ПДД, а также разметкой или дорожными знаками. Однако к выбору места для маневрирования следует относиться с особой внимательностью.

    Разворот ТС выполняется как на пересечении автомобильных дорог, так и вне перекрёстков. На перекрёстке правила разворота регулирует п. 8.5 ПДД, обязывающий водителя, намеренного развернуться, заранее занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначающейся для движения в данном направлении, за исключением ситуаций, когда автомобилист совершает разворот на перекрёстке, где организовано круговое движение.

    Учитывая данную норму, разворот на перекрёстке разрешено выполнять исключительно из крайнего левого положения, то есть от центра проезжей части. Это требование распространяется на все без исключения ТС вне зависимости от их габаритов и прочих причин.

    Где разрешён разворот?

    Место или зону, где разрешается совершать манёвр, определяют знаки:

    • 6.3.1 «Место для разворота»;
    • 6.3.2 «Зона для разворота».

    Помимо этого, к знакам, свидетельствующим о возможности разворота, относят:

    • 4.1.3 «Движение налево»;
    • 4.1.5 «Движение прямо и налево»;
    • 4.1.6 «Движение направо и налево»;
    • 5.15.1 «Направление движения по полосам»;
    • 5.15.2 «Направление движения по полосе».

    Возможность выполнить поворот налево свидетельствует о том, что автомобилист наделён правом развернуться, главное — двигаться при этом по крайней левой полосе.

    Также нужно учитывать, что на ПДД распространяется принцип – всё, что не запрещено, то разрешено. Поэтому, автомобилист может разворачиваться в любом месте, на которое не распространяется запрет. Таким образом, чтобы правильно выполнить манёвр, необходимо знать, когда разворачиваться запрещено.

    Знаки, запрещающие разворот

    ПДД предусматривают множество ситуаций, при которых автомобилисту запрещено разворачивать машину. При этом, наличие знака 3.19 «Разворот запрещён» является всего лишь одной из них. Обычно этот знак размещают на пересечении дорог, где разворот может нести опасность для ТС, движущихся с других направлений, а также для людей, которые идут пешком. Вместе с тем, автомобилистам нужно помнить, что знак «Разворот запрещён» вовсе не препятствует движению в других направлениях, включая поворот налево.

    Чтобы улучшить информированность автомобилиста, занятого подготовкой к манёвру, знак «Разворот запрещён» может быть установлен с обеих сторон дороги, а также над крайней левой полосой и даже на разделительной полосе.

    Знак 3.19 разрешено устанавливать в комбинации с табличкой 8.1.1 «Расстояние до объекта». Это сочетание означает, что запрет будет действовать в зоне, начинающейся через указанное расстояние. Благодаря предупреждению, автомобилист, намеревающийся выполнить разворот, может заблаговременно принять решение об изменении направления движения.

    О запрете выполнения разворота водитель также может судить по наличию других знаков. К дорожным знакам, в зоне действия которых запрещено разворачиваться, относятся:

    • 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход»;
    • 1.31 «Тоннель»;
    • 1.3.1 «Однопутная железная дорога» и 1.3.2 «Многопутная железная дорога»;
    • 1.11.1 и 1.11.2 «Опасный поворот»;
    • 1.12.1 и 1.12.2 «Опасные повороты»;
    • 1.13 «Крутой спуск» и 1.14 «Крутой подъём»;
    • 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»;
    • 5.17 «Место остановки трамвая»;
    • 4.1.1 «Движение прямо»;
    • 4.1.2 «Движение направо»;
    • 4.1.4 «Движение прямо и направо».

    Помимо этого, о запрете разворачиваться свидетельствует разметка:

    • 1.2.1 «Сплошная линия»;
    • 1.3 «Двойная сплошная».

    Правила разворота на различных перекрёстках

    Действия автомобилиста, совершающего разворот, обусловлены спецификой перекрёстка и зависят от его вида.

    Регулируемый перекрёсток

    Разворот на регулируемом перекрёстке выполняют по тем же правилам, что и поворот налево на данном участке. Если водителю требуется развернуться, он заблаговременно, соблюдая ПДД, должен перестроиться, заняв крайнюю левую полосу, включив левый «поворотник».

    После того, как разрешающий сигнал зажжётся на светофоре, необходимо выехать ближе к середине перекрёстка. При этом, колеса ТС необходимо держать в положении «прямо». Кроме того, дальше середины перекрёстка выезжать не следует.

    Вполне вероятно, что за машиной выстроится очередь других ТС, водители которых намереваются повернуть налево и не в курсе, что находящийся впереди автомобиль будет совершать разворот. Поэтому, не исключено, что кто-либо из водителей попытается срезать путь. Учитывая этот риск, автомобилист, выполняющий разворот на перекрёстке со светофором, обязан обращать внимание на то, что происходит позади него, также слева.

    Как и при повороте налево, разворачивающийся автомобилист должен пропускать встречные ТС, которые движутся «прямо». В случае если встречные ТС отсутствуют, автомобилист может разворачиваться, как только выедет на пересечение проезжих частей.

    После того, как все встречные машины будут пропущены, автомобилисту требуется убедиться в том, что его маневрирование ни для кого не создаёт помех, а затем осуществить разворот. Если в этот момент на светофоре вдруг зажжётся запрещающий сигнал, автомобилист должен спокойно завершить разворот, так как ТС, въезжающие на перекрёсток на разрешающий сигнал с других направлений, должны дождаться завершения манёвра.

    Нерегулируемый перекрёсток

    Прежде чем развернуть ТС на нерегулируемом перекрёстке, требуется определить, по какой дороге – главной или второстепенной едет автомобилист, и у какого автомобиля имеется приоритет в движении. В ситуации, характеризующейся высокой интенсивностью движения и нахождением водителя, планирующего разворот, на второстепенной дороге, от совершения манёвра рекомендуется отказаться.

    Перед тем, как начать разворачиваться, автомобилисту нужно занять крайнюю левую полосу и включить левый «поворотник». Уменьшая скорость, следует подъехать к середине перекрёстка. Если дорога будет свободной, можно начать разворот. Если к перекрёстку приближаются встречные ТС, требуется остановиться и пропустить машины, движущиеся по главной дороге.

    После того, как автомобилист убедится в том, что его манёвр не для кого не создаёт помех, можно выполнять разворот. При этом, нужно внимательно контролировать пространство позади ТС, так как другой автомобилист, осуществляющий поворот влево, может предпринять попытку срезать угол под прикрытием впереди едущей машины, не подозревая, что она будет разворачиваться.

    Т-образный перекрёсток

    Т-образным называют перекрёсток, представляющий собой участок, на котором к одной дороге примыкает другая, образуя при этом букву «Т». Прежде чем развернуться на таком перекрёстке, автомобилисту предстоит убедиться в отсутствии на участке разметки или знаков, запрещающих манёвр или вводящих дополнительные ограничения.

    Если светофор отсутствует, манёвр осуществляют в соответствии с правилами проезда нерегулируемых перекрёстков. В наиболее удобном положении находятся автомобилисты, которые движутся по главной дороге. Водителям, подъезжающим к пересечению дорог со стороны бокового проезда, который обычно является второстепенной дорогой, при наличии интенсивного движения рекомендуется отказаться от намерения выполнять разворот на Т-образном перекрёстке и выбрать для маневрирования другое место.

    С разделительной полосой

    Водитель может развернуться на пересечении дорог, из которых одна или обе имеют разделительную полосу. Разделение может иметь ширину от нескольких сантиметров (разметка или бордюр) до нескольких метров, когда в качестве разделителя выступают аллея, газон и прочие конструкции.

    Техника разворота стандартна: автомобилисту нужно занять крайний левый ряд своего направления, включить левый «поворотник», заехать на перекрёсток и, удостоверившись в безопасности маневрирования, развернуть ТС и выехать на дорогу в обратном направлении. Разворачиваясь, автомобилист обязан уступать дорогу ТС, имеющим приоритет, а также контролировать ситуацию сзади и слева от машины, так как существует риск, что другие водители могут «подрезать». Не стоит забывать, что водители ТС, находящиеся позади, видящие включённый «поворотник», не в курсе, что едущий впереди автомобилист будет совершать разворот, а не левый поворот, поэтому могут предпринять попытку под прикрытием срезать путь для поворота.

    Автомобилисты, выполняющие манёвр, часто задают вопрос о том, по большому или малому радиусу следует разворачивать машину. ПДД не устанавливают конкретных требований к траектории движения ТС при осуществлении разворота. Однако, если воспринимать манёвр как два последовательно выполненных разворота налево, рекомендуется выбрать большой радиус.

    С трамвайными путями

    Если на пересечении дорог сигнал светофора одновременно разрешает движение безрельсовому транспорту и трамваю, то последний независимо от направления движения обладает преимуществом. Исключением являются лишь ситуации его движения на стрелку в дополнительной секции светофора, включённой одновременно с красным или жёлтым сигналом.

    Разворачиваясь на перекрёстке с трамвайными путями, автомобилистам нужно учитывать, что в ситуации, когда машина движется попутно с трамваем, водитель имеет возможность увидеть, на какой сигнал светофора трамвай начал двигаться — на основной или на стрелку, что позволяет легко расставлять приоритеты и определять, кто именно может первым проехать перекрёсток.

    Что касается нерегулируемых перекрёстков, трамвай уступает дорогу безрельсовому ТС лишь при условии, когда находится на второстепенной дороге, и по ходу его движения имеется знак 2.4 «Уступите дорогу». В любых других ситуациях трамвай должен начать движение первым.