На какой срок можно выписать путевой лист
Abm-auto.ru

Автомобильный портал

На какой срок можно выписать путевой лист

Последние новости по новым путевым листам с 01 марта 2019 года

Основной первичный документ по учету и контролю работы автотранспорта, для начисления зарплаты водителю, подтверждения расходов на ГСМ и парковку – это путевой лист. В то же время законодательно запрещено перевозить грузы, пассажиров и багаж без оформления путевки.

Последние новости

С 01 марта 2019 года в оформление путевых листов внесены изменения. Коррективы небольшие, но им нужно следовать во избежание привлечения к административной ответственности.

Введение понятия «Парковка»

Вводится новое общее понятие «Парковка (парковочное место)» вместо прежних «Место постоянной стоянки» и «Гараж (депо)».

Предсменный технический контроль

Дополнительно к существовавшему термину «Предрейсовый контроль» вводится новый — «Предсменный технический контроль» для тех случаев, когда ТС выполняет больше одного рейса за смену.

Отмена штампов

В прежней редакции нормативных актов медицинские работники и должностные лица заверяли внесенные в путевку данные штампами. С 01 марта 2019 года для заверения данных достаточно подписей.

Максимальный срок действия

Путевой лист имеет срок действия, в течение которого он может быть использован. С 01.03.2019 нет ограничения в один месяц срока действия путевки. Основным критерием становится «рейс» или «день» (если ТС выполняет несколько рейсов в течение дня или смены).

Сроки выдачи

На 1 рейс, если рейс превышает 1 день: путевой лист оформляется от начала и до окончания рейса.

На 1 день (смену) при выполнении более 1 рейса за рабочий день или смену: путевка выдается перед началом первого рейса.

Не допускается выписывать 1 путевку на несколько рейсов в разные дни.

Порядок заверения

Руководство предприятия (или индивидуальный предприниматель) назначает ответственных, которые фиксируют в путевках дату, время и показания одометра при выезде ТС с парковки и при возвращении на парковку. Эти данные заверяются подписями ответственных лиц (с фамилиями и инициалами).

Предрейсовый и послерейсовый медосмотр проводится соответствующим медработником, он же записывает и заверяет дату и время проведения медосмотра подписью, указав фамилию и инициалы.

Внесение данных одометра

Руководство предприятия (или индивидуальный предприниматель) назначают ответственных, которые при выезде ТС с парковки и при возвращении на парковку вносят в путевые листы сведения о показаниях одометра. Эти данные заверяются подписями ответственных (с фамилиями и инициалами).

Маршрут движения

В нормативных актах маршрут следования ТС не называется обязательным к заполнению пунктом путевого листа. Но его необходимо отражать в путевке для того, чтобы подтверждать график и режим работы ТС, расход топлива, затраты на ТС и реальность поездки в целом. В том числе эти сведения принимаются налоговыми или судебными органами к учету только при надлежащей фиксации.

При заполнении маршрута передвижения есть важные моменты: информация о начальной и конечной точке, промежуточных пунктах маршрута должна быть максимально подробной – включать точный адрес, наименование клиента, контрагента, подразделения, время прибытия и выбытия из пункта назначения, километраж.

Тип, марка автомобиля, государственный номерной знак

Сведения о типе, марке (модели) транспортного средства, государственных регистрационных знаках обязательны к заполнению в путевке. Эти данные являются уникальными для каждого ТС и позволяют однозначно его идентифицировать.

Типы ТС – это легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус или трамвай. Марка (модель) и государственный номер — в соответствии с данными из документов на ТС. Если используется прицеп / полуприцеп, то указываются марка и номерные знаки этого прицепа / полуприцепа.

Водитель и номер водительского удостоверения

Информация о водителе — фамилия, имя, отчество, обязательно вписывается в путевку. Также к обязательным сведениям о водителе нормативные акты относятся данные о предрейсовом / послерейсовом медицинском осмотре водителя. Сведения о водительском удостоверении не являются обязательными, их можно указывать как дополнительную информацию.

Новые правила заполнения

При заполнении путевок собственники или владельцы ТС могут использовать стандартные утвержденные формы либо путевки собственной формы. Но любой путевой лист должен содержать ряд обязательных данных:

  • наименование и номер путевки;
  • срок действия;
  • по собственнику или владельцу ТС;
  • по ТС;
  • по водителю.

При оформлении путевок различными хозяйствующими субъектами есть некоторые отличия.

Индивидуальный предприниматель

Индивидуальный предприниматель как собственник или владелец ТС указывает в путевом листе все обязательные сведения. Фамилия, имя, отчество, адрес, номер телефона, номер ОГРИП вписываются в поле о собственнике (владельце) транспортного средства.

Если предприниматель сам же является и водителем данного ТС, то его ФИО также вносятся в раздел данных о водителе. Также ИП или уполномоченные ему лица фиксирует и заверяет даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с парковки и его возвращении. Если ИП является и водителем, то заверять эти сведения не требуется, их он просто заносит в путевку.

Дополнительно о путевом листе для ИП — ниже на видео.

Юридическое лицо

При заполнении путевки на ТС, владельцем или собственником которого является юрлицо, также приводятся все обязательные сведения, указанные выше. В разделе о собственнике (владельце) ТС указывают наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона, ОГРН юрлица.

Даты, время и показания одометра при выезде ТС с парковки и заезде обратно проставляют и заверяют назначенные руководством предприятия должностные лица.

Физическое лицо

Если ТС принадлежит физическому лицу, осуществляющему перевозки в собственных целях, то путевка не требуется: в нормативных актах регламентируется оформление путевых листов только ИП и юрлицами.

Если физлицо осуществляет перевозку грузов, пассажиров и багажа, принятых в установленном порядке по договорам перевозки, фрахтования, то путевка обязательна. В этом случае законодатель видит явную коммерческую направленность подобных перевозок, и физлицо должно так или иначе легитимизировать свою деятельность:

  • регистрироваться в качестве ИП и оформлять путевки соответствующим образом;
  • вступать в договорные отношения с другим ИП или юрлицом и выписывать путевки в порядке, установленном для этих организационно-правовых форм хозяйственной деятельности.

Такси

Путевые листы являются обязательным документом для автомобилей такси с заполнением всех обязательных реквизитов, указанных выше. Особенность путевки для такси — поле для ввода информации о выручке за осуществленные перевозки, с указанием суммы, взимаемой за посадки.

В особом столбике прописывается количество посадок пассажиров. Также есть поле для суммы выручки, сданной водителем в кассу. Размер сданных средств подтверждается подписью кассира и бухгалтера. Если в течение смены случались преждевременные возвраты на стоянку, задержки по вызовам, простои, то их продолжительность и время возникновения вносятся в путевку с обоснованием причин.

В качестве унифицированной формы путевки для использования в такси разработана форма №4 (легковое такси).

Дополнительная информация по путевым листам для такси представлена ниже.

Грузовой автомобиль

Для грузовых автомобилей оформление путевого листа обязательно во всех случаях эксплуатации – при коммерческих перевозках, перевозках грузов для собственных нужд, перегонах, движении на ремонт и т. п. Заполняются все обязательные пункты путевого листа, также обязательным является прохождение предрейсового / предсменного контроля технического состояния ТС при любом выезде из парка, а также предрейсового и (при перевозках опасных грузов) послерейсового медосмотра.

Унифицированными вариантами путевок являются форма №4-С (для грузовых ТС со сдельной оплатой водителям) и форма №4-П (для грузовых ТС с повременной оплатой водителям), а также форма №4-ПГ (для грузовых автомобилей ИП).

Легковой автомобиль

Для легковых автомобилей оформление путевки обязательно в случаях перевозки грузов или пассажиров. Даже если легковой автомобиль перевозит хотя бы одного пассажира или грузы для собственных нужд организации, то он должен пройти предрейсовый или предсменный контроль с проставлением данных в путевой лист.

Вид путевого листа по форме №3 (легковые транспортные средства) активно используется различными организациями, т. к. в случае эксплуатации легкового автомобиля путевка необходима для учета и подтверждения расходов предприятия, затрат на ГСМ и топливо, расчета заработной платы.

Автобусы общего и иного (необщего) пользования

К автобусам общего пользования относят транспорт, курсирующий по городским, пригородным и междугородним маршрутам. Бланки путевого листа по форме №6 используются для учета и подтверждения расходов предприятия, затрат на ГСМ и топливо, расчета заработной платы водителям.

Форма №6-спец предназначена для автобусов необщего пользования, используемых собственниками или владельцами, например, для перевозок собственных сотрудников или для разовых перевозок по договору. В такой путевке имеется талон заказчика — в нем указывается тариф, объем выполненных работ и общая сумма к оплате.

В любой путевке для автобусов общего и необщего пользования обязательно имеется поля для отметки предрейсового / предсменного контроля и предрейсового / послерейсового медосмотра водителей.

Спецтехника, самоходные машины, экскаватор, пожарная машина, автомобильный кран

Путевые листы для специальной техники, самоходных машин, экскаваторов, автокранов, автомобилей экстренных служб оформляются в соответствии с нормативными актами с указанием всех обязательных реквизитов.

Некоторые отличия касаются лишь предрейсового медосмотра водителей автомобилей экстренных служб (пожарные машины, автомобили медицинской помощи, полиции, спецслужб) – они проходят медицинский осмотр перед началом смены, а не непосредственно перед выездом с парковки.

Для специальных типов транспортных средств разработан унифицированный бланк форма №3-спец, который имеет отрывные листы – талоны для заказчика с указанием времени работы ТС и суммы оплаты за выполненные работы.

В целом путевки необходимы для расчета заработной платы работнику, учета времени работы и простоев при выполнении задания, расхода топлива и т. п. Также надо отметить, что при заполнении путевого листа автомобильного крана есть важная особенность.

Оформление в 1С

Путевой лист — важнейший документ для контроля и учета работы транспортного средства и водителя. В целях бухгалтерского и налогового учета путевка подтверждает расходы на оплату труда водителя и ГСМ. В программах 1С путевые листы автоматически не рассчитываются и не оформляются, при помощи других инструментов проводится учет затрат на ГСМ:

  1. По авансовым отчетам (выдача наличных денег подотчетному лицу – оформление авансового отчета – возврат наличных в кассу – списание затрат на ГСМ).
  2. По талонам (покупка талонов – выдача талонов – учет использованных талонов — списание затрат на ГСМ).
  3. По топливным картам (оприходование топливной карты – оприходование бензина, поступившего по топливной карте — списание затрат на ГСМ).

Итоговое списание бензина и других горюче-смазочных материалов оформляется одинаково для всех вариантов учета ГСМ документом «Требование-накладная».

Электронный путевой лист

Минтрансом РФ поставлена задача разработать электронный путевой лист, который сможет заменить бумажный аналог. Такой документ позволит автоматизировать внесение данных по пробегу, маршрутам следования, расходам топлива и даже удаленно пройти предрейсовый медицинский осмотр, подтвержденный электронной цифровой подписью (ЭЦП) уполномоченного врача.

Такие нововведения позволят разгрузить водителя и усилить контроль и учет. Но в настоящее время нормативной базы для использования электронного путевого листа пока нет, так что путевки на бумажном носителе остаются единственным законным документом.

Предрейсовый, предсменный, послерейсовый и медицинский осмотры

Юрлица и ИП, которые занимаются перевозками грузов или пассажиров, обязаны организовать проведение предрейсового или предсменного осмотра ТС с занесением отметки в путевой лист. Осмотр и контроль осуществляется уполномоченным сотрудником — контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния ТС городского наземного электрического транспорта.

Данный сотрудник должен соответствовать требованиям к специальности и квалификации, установленными Приказом Минтранса РФ №467 от 23.04.2017. Предрейсовый / предсменный контроль осуществляется до выезда с парковки, предназначенной для стоянки данного ТС, то есть нельзя проехать в другую организацию для прохождения процедуры, все проверки проходят на парковочном месте.

Если автомобиль полностью исправен, то контролер ставит в путевом листе отметку «контроль технического состояния транспортного средства пройден», дату и время проведения предрейсового контроля, свою подпись, фамилию и инициалы. Параллельно контролером вносится в специальный журнал регистрации результатов предсменного контроля отметка о прохождении осмотра.

Читать еще:  С какого момента водитель считается лишенным прав?

Помимо осмотра ТС все водители подлежат предрейсовым медицинским осмотрам. Исключение — водители экстренных оперативных служб, выезжающие по вызову, которые проходят медосмотр перед началом смены. Отметка о прохождении заносится в путевой лист.

Процедуру послерейсового медосмотра должны проходить только те водители, которые занимаются перевозками пассажиров или опасных грузов. Медицинский работник, проводивший предрейсовый или послерейсовый медицинский осмотр, проставляет в путевку даты и время, заверяет своей подписью с указанием фамилии и инициалов.

Реестр путевых листов

Журнал учета путевых листов — это обязательный реестр, содержащий данные об использовании автотранспортных средств, находящихся на балансе организации. Данный реестр представляет собой таблицу, в которой отражены:

  • номер и дата, когда выдан путевой лист;
  • данные о водителе, его табельный номер;
  • гаражный номер ТС (обычно он присваивается в государственных учреждениях, для частных компаний допускается не заполнять эту колонку);
  • подписи водителя (в получении путевки), диспетчера и бухгалтера (в приемке путевки от водителя).

Журнал учета путевых листов хранится 5 лет.

Отметка врача

Медицинский работник, который проводит соответствующий медосмотр, проставляет даты и время проведения предрейсового / послерейсового медицинского осмотра водителя и заверяет подписью с указанием фамилии и инициалов.

О печати медосмотра на путевом листе — ниже.

С какой периодичностью нужно оформлять путевые листы легкового автомобиля, используемого директором организации

Организация не является автотранспортной. Какова периодичность оформления путевых листов легкового автомобиля, используемого директором организации, которые ранее выписывались один раз в месяц?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В анализируемой ситуации путевой лист должен составляться на один день, до начала первого рейса.

Неправильное заполнение путевых листов может послужить причиной привлечения организации к налоговой ответственности по ст. 120 НК РФ.

Обоснование вывода:

Путевой лист представляет собой документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя (п. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”, далее – УАТ). Часть 2 ст. 6 УАТ запрещает перевозить пассажиров и грузы без оформления путевого листа на транспортное средство.

Неприменение или неправильное заполнение путевого листа может послужить причиной привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по ст. 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.

Типовые межотраслевые формы путевых листов, утвержденные постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, в обязательном порядке применяются для учета работ в автомобильном транспорте, то есть специализированными автотранспортными предприятиями (письма Минфина России от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327, от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129). Эти формы кардинально не изменялись. При этом порядок оформления путевых листов (обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152, далее – Приказ N 152, а также Порядок) с 26.02.2017 был дополнен п. 16.1 о проставлении в путевом листе даты и времени проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства (приказ Минтранса России от 18.01.2017 N 17). Кроме того, небольшие технические дополнения оформления путевых листов в Приказ N 152 были внесены с 15.12.2017 приказом Минтранса России от 07.11.2017 N 476.

Для остальных (нетранспортных) организаций с 01.01.2013 формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются – лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”, далее – Закон N 402-ФЗ). Таким образом, организация (не являющаяся транспортной) имеет право самостоятельно разработать и утвердить форму путевых листов. При этом в утвержденной форме должны присутствовать реквизиты, предусмотренные Законом N 402-ФЗ и Приказом N 152.

Приказом Минтранса России от 21.12.2018 N 467 (далее – Приказ N 467) в Приказ N 152 были внесены изменения, вступившие в силу с 01.03.2019. В частности, исключено ограничение срока, на который оформляется путевой лист. По новым правилам путевой лист должен быть составлен:

до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены или рабочего дня, или

до начала первого рейса, если в течение смены или рабочего дня водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.

Ранее п. 10 Приказа N 152 звучал так: “Путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца”.

Что касается возможности составления путевого листа в целом на месяц при условии выполнения рейсов каждый день, мнения контролирующих органов и судов по этому поводу всегда носили противоречивый и изменчивый характер.

С одной стороны, существовала позиция, что путевой лист выдается только на один день или смену. Например, в письме от 28.09.2018 N 03-01/21740-ИС Минтранс России указал, что путевой лист должен оформляться каждый раз до выезда транспортного средства в рейс с места его постоянной стоянки с проставлением в путевом листе отметок о проведенном предрейсовом медицинском осмотре водителя и предрейсовом контроле технического состояния транспортного средства. Следовательно, по мнению финансовых органов, путевой лист может выдаваться на срок более одного дня и вплоть до месяца только в тех случаях, когда водитель направляется в длительные рейсы, не предполагающие его ежедневного возвращения к месту постоянной стоянки. Смотрите также письмо Минфина России от 01.08.2005 N 03-03-04/1/117, постановления АС Волго-Вятского округа от 27.11.2017 N Ф01-5193/17, АС Поволжского округа от 02.12.2016 N Ф06-15152/16.

С другой стороны, высказывалась позиция, что путевые листы составляются с такой частотой, чтобы по ним можно было судить об обоснованности расходов. Если оформление путевого листа на неделю (месяц, квартал) позволяет организовать учет времени работы транспорта и водителя, расхода ГСМ, то составленный с такой периодичностью путевой лист может подтверждать расходы при налогообложении прибыли. Смотрите по этому поводу письма Минфина России от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327, от 16.03.2006 N 03-03-04/2/77, от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129, постановления АС Северо-Западного округа от 19.05.2017 N Ф07-2695/17, ФАС Западно-Сибирского округа от 23.09.2013 N Ф04-3922/13, ФАС Северо-Западного округа от 11.02.2009 N А56-10236/2007, ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.2009 по делу N А38-4082/2008-17-282.

К сожалению, официальных разъяснений по ситуации с 01.03.2019 пока нет, судебная практика по объективным причинам не сформировалась. Поэтому мы можем высказать только свое экспертное мнение.

Исходя из формулировок Приказа N 467 полагаем, что путевой лист может выдаваться на срок более одного дня только в случаях, когда сама продолжительность рейса составляет более одного дня.

В случае, приведенном в вопросе (когда в течение дня водитель производит один или несколько рейсов), путевой лист должен составляться на один день, до начала первого рейса.

На информационном портале Роструда “Онлайнинспекция.РФ” в январе, апреле 2018 г. доводилась информация, что консультирование граждан по вопросам заполнения путевых листов не входит в компетенцию Роструда, по данному вопросу следует обратиться в Минтранс России. Аналогичное мнение высказывал и Минфин России (письмо от 09.02.2018 N 03-03-06/1/7855).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

– Энциклопедия решений. Учет расходов на содержание служебного транспорта;

– Вопрос: Организация – казенное учреждение системы МВД эксплуатирует более тысячи единиц транспортных средств. В казенном учреждении (далее – учреждение) автомобили выезжают ежедневно на суточное дежурство или несколько раз в день. С учетом положений приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 (в редакции от 1 марта 2019 г.) сохранилась ли возможность ведения месячных путевых листов? Или надо переходить на ежедневные путевые листы? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2019 г.);

– Вопрос: Изменились правила составления путевого листа. В организации имеются как грузовые, так и легковые автомобили. Значит ли это то, что теперь необходимо заводить путевой лист на каждый день (в течение дня водитель производит 1-4 рейса)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2019 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

11 апреля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Для чего нужна путевка на легковой автомобиль и в какой форме ее заполнять

Путевой лист оформляется для правильной организации предпринимательской деятельности при использовании автотранспорта. Это позволяет чётко наладить всю работу, учесть время эксплуатации, а также избежать проблем с инспекциями ГИБДД.

Для чего нужен путевой лист?

Путевой лист для легкового автомобиля – это первоначальная документация, учитывающая перемещение легковой автомашины, принадлежащей субъекту бизнеса, обязательно заполняющаяся шофёром на момент настоящего рабочего дня.

Дорожный документ выполняет следующие функции:

  1. Наблюдение за перемещением сотрудника.
  2. Рассчитывается размер заработной платы шофёра.
  3. Является снованием для списания эксплуатационных и топливных затрат.

Дорожный табель является важным документом в деятельности организации.

Необходимо верно систематизировать документальный оборот касательно эксплуатации служебной автомашины, несмотря на её вид, и форму собственности (личное авто или езда по доверенности на арендованном автомобиле).

Дорожный документ составляется для чёткого формирования бюджета, аргументирования расходов для оплаты налогов.

Указанный документ заполняется проверяющим функционального положения, медицинским работником, сотрудником заправочной станции, диспетчерской, бухгалтерией, начальником отдела и другими, где каждый оставляет свою запись.

Дорожный лист фиксирует:

  • момент времени отъезда и приезда транспорта;
  • информацию на спидометре;
  • количество оставшегося горючего;
  • пройденный маршрут.

Это один из документов, который просит предъявить дорожная инспекция при остановке, показывающий, куда направляется автомашина, и кто её собственник.

Такой документ также необходим руководству организации, позволяя понять, в целях компании применяется транспорт или имеются нарушения. В то же время дорожный лист является подтверждением для контрагента о факте оказания услуг. Оператор рассчитывает планируемые и настоящие затраты горючего, устанавливая производительность автомобиля. Налоговая инспекция также в первую очередь рассматривает указанный документ, поскольку он представляет собой первоначальную документацию, учитывающую деятельность с использованием данного транспортного средства, для установления правильности обложения налогов.

Дорожный табель фиксирует фактически отработанный период времени водителем, на основании которого начисляется заработная плата работнику.

Срок действия путевого листа легкового автомобиля составляет один день, но в отдельных случаях выписывается на месяц. Новый дорожный документ выдаётся шофёру только после сдачи предыдущего.

Можно ли не использовать путевые листы?

Возможны два случая, когда путевой лист для легкового автомобиля оформляется, а когда это необязательно:

  1. Если автомобиль принадлежит физическому лицу и используется в нетранспортной деятельности, оформлять дорожный документ необязательно.
  2. В иных случаях, когда собственником автомашины является какая-либо организация или предприниматель, применяя авто в своей деятельности, в том числе командировках, то дорожный табель необходимо составлять для планирования затрат на топливо и обслуживание. Исключением будут случаи использования компанией льгот, соответственно отпадает потребность в учёте затрат на налоги, и дорожный документ может не распечатываться.

Обязательность оформления указанного документа зависит в первую очередь от того, принадлежит авто физлицу или организации.

Однако в некоторых ситуациях путёвку оформлять всё же нужно, это касается грузоперевозок и транспортировки людей, что зафиксировано в правовых актах. В этих случаях оформление дорожных документов обязательно. За несоблюдение этого требования юридическое лицо или предпринимателя привлекут к административной ответственности.

Важным моментом является то, что организации, профессионально занимающиеся транспортировкой, оформляют указанный документ каждый день. В остальных случаях составляются путевые листы на месяц для легкового автомобиля.

Что изменилось в составлении путевого листа в 2018 году?

Декабрь 2017 года ознаменовал новый порядок оформления дорожных документов, утверждённый приказами Минтранса России от 18.09.2008 № 152 (ред. от 18.01.2017 г.) и от 07.11.2017 № 476. Новшество заключается в добавлении необходимых платёжных данных, а также разрешено не ставить штамп круглой формы, если это не предусматривается в своде правил, регулирующих деятельность организации.

Читать еще:  Что надо для продления водительских прав?

С внесением изменений юридические лица и предприниматели в дорожном документе должны обязательно указывать государственный регистрационный номер.

До этого момента такие данные не требовались, указывались лишь:

  • наименование фирмы;
  • вид юридического лица;
  • номер телефона и местоположение.

С 2017 года сведения о регистрационном номере стали обязательными.

Также изменения коснулись и технических данных, сейчас регистрируется не только информация со спидометра, но и делается отметка техническим работником, что именно он зарегистрировал данные, осуществил осмотр авто и выпустил на маршрут. Обязательно полностью расшифровываются Ф. И. О. всех контролёров.

Как заполнить путевой лист?

Путевой лист легкового автомобиля форма по окуд 0345001 имеет вид шаблона, заполняющийся обязательно с двух сторон непосредственно перед выходом транспорта на маршрут.

Первая страница документа заполняется следующим образом:

  • в первую очередь в бланке заполняется серия и номер по порядку. Печать круглой формы с декабря 2017 года не проставляется. Ниже наименования формы указывается число его составления;
  • далее заполняется наименование фирмы, адрес местонахождения, номер телефона. Согласно новым изменениям ещё указывается основной государственный регистрационный номер.
  • правая часть таблицы проставляется кодом организации по общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО);
  • следом отмечаются данные транспортного средства: марка и номер государственного знака. В случае применения гаражного номера, его проставляют в таблице справа;
  • затем заполняют данные о водителе, полностью ФИО, номер по табелю, серия и номер водительского документа, предоставляющего право вождения автомобиля, а также категории, доступные для данного шофёра;
  • следующие поля заполняют специальные транспортные организации, если легковушка используется в качестве такси. Оформляется специальная лицензия, и организация оставляет записи о её виде и данные в отведённых для этого разделах;
  • в последующей графе оператор прописывает поручение, выполняемое шофёром согласно путёвке. Как правило, указывается, кто будет эксплуатировать автомашину, строится маршрут, точное время начала и окончания работы. Подписав путёвку, оператор отдаёт документ лично в руки управляющему автомобилем.
  • также на первой странице содержится раздел для технического работника, проверяющий общее состояние и работоспособность транспортного средства. Специалист фиксирует показатели работы авто, количество горючего на данный момент времени, и осуществляет заверку этой информации, подписав документ;
  • соглашаясь с заполненными сведениями, принимая транспортное средство, шофёр подписывает путёвку;
  • если автомашину необходимо заправить горючим, лицо, осуществляющее заправку, прописывает, сколько литров, и какого вида топлива было использовано, и также подписывает документ;
  • после возврата транспортного средства с маршрута, оператор указывает настоящее число и время возвращения. Сведения об имеющихся нарушениях также вносятся в дорожный документ;
  • технический специалист по окончании работы проверяет состояние машины, фиксирует показатели транспортного средства и оставшееся топливо. Далее шофёр и механик подписывают путёвку, осуществляя акт приёма автомобиля;
  • оператор на основе полученных сведений рассчитывает расходную норму горючего, и в сравнении с использованным топливом выясняет повышение расхода или сбережение ресурсов.

Это подробное описание заполнения лицевой части образца путевого листа для водителя легкового автомобиля.

Обратная сторона заполняется исключительно водителем или третьими лицами, которых обслуживает указанный работник. Шофёр точно заполняет всю информацию о каждом выезде, местах отъезда и приезда, времени в пути и пройденном расстоянии.

Внизу на основе полученных сведений оператор подводит итоги работы по показателям времени и пройденного расстояния. Тут же указывается заработная плата по указанному дорожному документу из расчёта временных затрат и отработанного расстояния.

Каким образом хранятся путевые листы?

Порядок сохранения дорожных документов определяется следующими правовыми документами:

  • Приказ Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (ред. от 07.11.2017) «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»;
  • Приказ Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 (ред. от 16.02.2016) «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения».

Целых 2 документа регулируют процесс сохранности путёвок, однако, противоречат друг другу.

Минтранс определяет срок хранения организацией дорожных документов не менее пяти лет, и в случае указания во внутренней документации срок может продлеваться.

Министерство культуры утверждает, что пять лет документы хранятся исключительно в случае проверки проверяющими организациями в этот срок.

Если контролирующий орган не осуществил проверку в течение этого времени, то ООО или ИП не вправе ликвидировать такие документы.

Кроме прочего, согласно приказу, только путёвкой можно подтвердить документально вредность работы шофёра, которую теперь уже необходимо сохранять не менее 75 лет.

Дорожный документ является бухгалтерской и налоговой документацией. В силу этого, в отношении указанного документа можно применить положения Налогового кодекса и закона о бухгалтерском учёте, согласно которым путёвки хранятся не менее 4 лет и 5 лет соответственно.

Какая ответственность и санкции предусмотрены за ненадлежащее оформление путевого листа?

Кроме налогового органа привлечь к ответственности за ненадлежащее оформление и отсутствие дорожного документа может ещё и ГИБДД.

Меры наказания за такие проступки определяются нормами КоАП:

  1. По общему правилу, водитель самостоятельно отвечает за использование автомашины, соответственно, если он не имеет дорожного документа, ему выпишут штраф в размере 500 рублей. Также санкции коснутся и лица, которое должно было оформить указанные документы, размер штрафа составит 20 000 рублей. Организация, в свою очередь, понесёт наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
  2. Дополнительной причиной ответственности являются ошибки в составлении путёвки, или недостаток необходимых записей. К примеру, если документ не содержит запись о пройденном медицинском осмотре, отвечающее лицо заплатит штраф в 5 000 рублей, а фирма 30 000 рублей.
  3. Такие же санкции предусмотрены за отсутствие технического наблюдения автомобиля перед выходом на маршрут.

Путевые листы с 1 марта 2020 года – новые правила

Путевой лист грузового автомобиля с 1 марта 2020 года должен быть оформлен с изменениями, принятыми Минтрансом РФ в конце 2018 года. Они начали действовать и вступили в силу с первых дней мартовского месяца 2020 года. Изменения касаются любого транспорта, используемого для коммерческих целей.

Неправильно оформленные путевые документы, их отсутствие является административным правонарушением и приводит к штрафным санкциям до 30000-100000 рублей (минимальный штраф – 500 рублей).

Данный бланк является обоснованием законности использования автомобилей, их технической исправности. Он дает право водителю, как сотруднику предприятия, управлять данным автомобилем на основании водительских прав и медицинского освидетельствования, что также отражено в путевке. Благодаря путевому листу, компания имеет полную информацию о передвижении своего транспортного средства и может четко, до рубля, просчитать свои расходы.

Это учет следующих данных:

  1. Расход бензина или дизельного топлива.
  2. Расчет амортизации автомобиля.
  3. Начисление зарплаты водителя.
  4. Пробег автомашины.
  5. Расходы разного характера на содержание машины.

Предприятия, у которых при уплате налогов учитываются расходы и доходы (упрощенка), такая деловая информация является строго обязательным.

Наличие и правильное оформление путевки имеет право проверить любой сотрудник ГИБДД.

Бланк путевого листа 2020

Предприятие может пользоваться стандартными образцами, разработанными Госкомстатом РФ или создать собственный формат, главное, чтобы все обязательные пункты были прописаны.

При корректировке формата оформления бланков обязательными стали:

  • название (Путевой лист);
  • нумерация путевки;
  • время действия;
  • данные о владельце транспорта;
  • модель и тип машины;
  • государственный номер;
  • данные одометра (километраж за время выполнения работы);
  • показатели времени и числа месяца о начале и окончании работы (отсчет по парковке);
  • информация о пред рейсовом или пред сменном техосмотре (время обязательно);
  • данные о состоянии здоровья водителя до и после рейса с подписью медработника;
  • информация о работнике, управляющем автомобилем, его подпись (ФИО полностью).

В новой редакции откорректированы пункты 3,7, 8, 9,10,11, они должны быть заполнены более подробно по новым правилам.

Важно! Маршрут движения автомобиля указывать не обязательно.

Бланк будет иметь статус официального документа только при письменном перечислении всех реквизитов, подписи главы компании и занесения информации в журнал записей учетной документации.

Правила заполнения путевого листа в 2020 году

Изменения в составлении путевки коснулись нескольких моментов:

Перечень откорректированных позиций Раньше Сейчас
Показатели времени, дата, расход топлива Данные при выезде и въезде в гараж, заверялись печатью, ФИО контролера полностью Данные фиксируются при выезде с парковки, штамп не используется, только фамилия и инициалы
Дата и время техосмотра Пред рейсовый контроль без указания даты и времени Добавлен термин «пред сменный осмотр», указывается дата и время
Дата и время медосмотра Заверяется штампом и расшифровкой ФИО полностью Указывается фамилия и инициалы, печать не используется
Использование транспорта несколькими водителями На каждого работника оформляли путевку Все показатели при выезде проставляют в путевке первого водителя в смене, при заезде на парковку все данные заносят в путевку последнего водителя
Срок действия путевки Не более одного месяца От одного дня до времени окончания рабочей поездки, ограничение – месяц снято

После рейса лист передается диспетчеру, который его закрывает. Закрытые путевки хранятся в архиве 5 лет.

Понятие «парковки»

Термин «гараж» или «место постоянной стоянки» было заменено на новое понятие «парковка». Оно определяет место нахождения машины в нерабочее время и может быть не только на собственной земле компании, но и на других, организованных для этого площадках.

Ранее владелец предприятия обязан был обеспечить для своего автопарка гараж или площадку для стоянки и ремонта на своей территории. Теперь достаточно иметь парковочное место на стоянках для транспорта в помещениях, на улице, на участках дорог, предназначенных для паркования машин. Размещение автотранспорта на площадках для парковки, принадлежащих другим собственникам, может быть как платным, так и бесплатным.

В новом варианте также прописана обязанность владельцев предприятий обеспечить для своего транспорта не только парковочные места, но и должны быть созданы условия для проведения ремонтных работ.

Пред сменный технический контроль

В новом откорректированном тексте введен дополнительный термин «пред сменный техконтроль. Его проводят перед началом смены, путевка выписывается на одну смену, даже если за это время водитель сделает несколько рейсов.

Он включает проверку тормозной системы, рулевых механизмов, стеклоомывателей, фар, звукового сигнала, колес, топливного бака и других важных элементов, обеспечивающих безопасное движение. Проставляется число месяца и временные показатели его проведения.

Отмена штампов

Ранее, в путевку ставился штамп о прохождении технического контроля и печать о проведении медосмотра врачом. Иногда этого было достаточно, чтобы выпустить машину на линию, теперь эта процедура отменена.

В откорректированном варианте исключается использование штампов при проведении любых контрольных действий перед рейсом. Кроме того, уполномоченные лица ранее обязаны были завизировать результаты проверочных осмотров, оставив свой автограф и прописав ФИО полностью. Теперь для раскодировки подписи прописывают фамилию и инициалы контролирующего лица.

Сроки действия путевого листа

Сделаны корректировки и на временные сроки действия путевок. Ранее выписывался 1 путевой бланк для поездок на 30 дней и за это время осуществлялись необходимые рейсовые поездки. Водитель регулярно возвращался к месту работы, но новые путевые листы на каждую следующую поездку не выписывались.

После внесения изменений подобная ситуация стала невозможна. Теперь на рейсовые поездки во время рабочего дня выписывается путевка, которая после окончания рабочей смены заканчивается. На следующий день перед рейсовым маршрутом выписывается новый путевой лист. При поездках, длящихся несколько дней или недель, выписывается один путевой лист, который закрывается при возвращении водителя. Термин «один месяц» больше не используется, так как поездка может проходить и более длительное время.

Для грузовых автомобилей

Путевой лист для грузового автомобиля заполняется по формату № 4-С или 4-П. Срок действия путевого листа зависит от длительности рейса. Если выполнение рейсового маршрута длится более смены, то путевой бланк выписывается перед выездом на рейс на нужное количество дней.

Читать еще:  Оформление автомобиля на несовершеннолетнего ребенка

Для легковых автомобилей

Путевой лист для легкового автомобиля заполняется по форме № 3. Чаще всего для легковушек формируется путевка на временную протяженность в одну смену, даже при том, что он возвращается на парковку несколько раз за день.

Снова о путевых листах: разъяснения Минтранса

Министерство транспорта Российской Федерации в письме от 04.04.2019 № Д3-514-ПГ разъяснил о некоторых нюансах заполнения путевых листов.

во-первых, особенности оформления путевых листов, в т. ч. на рабочий день либо на время выполнения рейса, если на перевозку необходимо затратить более одного рабочего дня;

во-вторых, о последовательности проведения предрейсовых медицинских осмотров водителя и предрейсового контроля технического состояния транспортного средства;

в-третьих, уточнено, когда один путевой лист можно оформить на несколько водителей.

Об обязательных реквизитах

Путевой лист нужно оформить на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.

Он является основным первичным документом для контроля пробега транспортного средства, списания топлива, оплаты труда водителей и исчисления налогов.

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов установлены приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 “Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов”.

К обязательным реквизитам путевого листа относят:

  1. наименование и номер путевого листа;
  2. сведения о сроке действия путевого листа;
  3. сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
  4. сведения о транспортном средстве;
  5. сведения о водителе.

На какой срок выдавать путевой лист?

Путевой лист нужно оформить:

  • до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя превышает продолжительность смены или рабочего дня;
  • до начала первого рейса, если в течение смены или рабочего дня водитель совершает один или несколько рейсов.

Ранее (до 1 марта 2019 года), приказом Минтранса России № 152 был установлен конкретный срок, на который оформляли путевой лист – от одного дня до месяца.

Сейчас срок действия путевого листа не регламентирован.

Но пункт 4 Порядка заполнения по-прежнему устанавливает, что сведения о сроке действия путевого листа включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день – даты (число, месяц, год) начала и окончания срока. В вязи с этим Минтранс в письме от 04.04.2019 № Д3-514-ПГ отметил следующее.

“Длительный” путевой лист на несколько дней оформить можно. В этом случае в путевом листе нужно обязательно отразить следующие реквизиты:

  • показания одометра при выезде транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки по возвращении из рейса и окончании смены или рабочего дня водителя;
  • дата и время выезда транспортного средства с парковки и его заезда на парковку;
  • дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства;
  • дату и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра.

Одометр – это устройство, определяющее количество оборотов, совершаемых колесом, и на основании этой информации можно определить путь, который пройден автомобилем в течение всего срока его эксплуатации либо за определенный промежуток времени. Если автомобиль эксплуатируют несколько водителей в разные смены, дату, время и данные с одометра проставляет водитель, открывший первую смену, то есть первый, покинувший стоянку. Дату, время и показания одометра при въезде на служебную стоянку по окончании рабочего времени ставит водитель, закрывающий последнюю смену на автомобиле.

Обратите внимание, что оформление путевого листа посредством проставления в уже созданном путевом листе вышеперечисленных реквизитов возможно при условии сохранения остальных реквизитов неизменными.

Медосмотр водителя и техосмотр авто

В обязанности медработника входит осмотр водителей в целях проведения предрейсового и послерейсового медосмотра. Проведенный осмотр подтверждают штампом и подписью медицинского сотрудника с расшифровкой фамилии и инициалами имени, отчества.

Предрейсовый контроль технического состояния нужно провести до выезда автомобиля с места постоянной стоянки. А в показателе “Сведения о транспортном средстве” указывают дополнительные обязательные реквизиты. Здесь пишут день (число, месяц, год) и время (часы, минуты), когда был проведен предрейсовый контроль технического состояния автомобиля.

В какой последовательности будут проведены техосмотр автомобиля и медосмотр водителя, не важно. Главное – чтобы в путевом листе был отражен сам факт их проведения в установленном порядке.

Один путевой лист на двух водителей

Если в течение одного рейса одним и тем же автомобилем управляют разные водители, их всех можно вписать в один путевой лист. Но для этого в путевой лист нужно внести дополнительные реквизиты.

Дополнительные строки нужны для того, чтобы медработник, проводящий предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры, смог поставить отдельные отметки о прохождении медосмотров каждым из водителей. То есть должна быть обеспечена идентификация отметок медицинского работника, проводившего медосмотр, в части их отнесения к каждому водителю.

Эксперт “НА” Е.В. Чимидова

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

На какой срок можно выписать путевой лист

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация не является транспортной организацией, но содержит парк легковых автомобилей для производственной деятельности. До 01.03.2019 на каждый автомобиль выписывался один путевой лист на пять рабочих дней. Нужно ли организации с 01.03.2019 выписывать путевой лист на каждый рабочий день?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
С 01.03.2019 путевой лист может выдаваться на срок более одного дня только в случаях, когда сама продолжительность рейса составляет более одного рабочего дня водителя. Если водитель в течение одного рабочего дня совершает один или несколько рейсов, то путевой лист надо оформлять на один день, до начала первой поездки, совершаемой в этот день.

Обоснование вывода:
Путевой лист представляет собой документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. Перевозить пассажиров (багаж) и грузы без оформления путевого листа на транспортное средство запрещено (п. 14 ст. 2, часть 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта” (далее – УАТ)).
Типовые межотраслевые формы путевых листов, утвержденные постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, в обязательном порядке применяются для учета работ в автомобильном транспорте, то есть только специализированными автотранспортными предприятиями. Остальные организации вправе применять самостоятельно разработанные формы путевых листов, но при условии, что они утверждены в учетной политике (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете (далее – Закон N 402-ФЗ), п. 4 ПБУ 1/2008, письма Минфина России от 30.11.2012 N 03-03-07/51, от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327, от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129, постановление Девятого ААС от 26.04.2018 N 09АП-16429/18).
При этом необходимо соблюдать утвержденные в установленном порядке обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов (ч. 1 ст. 6 УАТ). Реквизиты путевого листа должны также соответствовать требованиям к обязательным реквизитам первичного учетного документа, установленным ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ (смотрите дополнительно постановление Четвертого ААС от 10.10.2016 N 04АП-5047/16).
Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов (далее – Порядок) утверждены приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (далее – Приказ N 152).
Приказом Минтранса России от 21.12.2018 N 467 (далее – Приказ N 467) в Приказ N 152 были внесены изменения, вступившие в силу с 01.03.2019. В частности, исключено ограничение срока, на который оформляется путевой лист. По новым правилам (п. 10 Порядка) путевой лист должен быть составлен:
– до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены или рабочего дня;
– до начала первого рейса, если в течение смены или рабочего дня водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.
До внесения изменений Приказом N 467 формулировка в п. 10 Порядка была такая: “Путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца”. При этом специалисты Минфина России и суды не возражали против оформления нетранспортными компаниями путевых листов, например, сразу на неделю, даже в случае, когда водитель каждый вечер возвращает автомобиль в гараж (если такое оформление позволяет организовать учет времени работы транспорта и водителя, расхода ГСМ и судить об обоснованности произведенных расходов). Смотрите, например, письма Минфина России от 30.11.2012 N 03-03-07/51, от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327, постановления АС Московского округа от 21.08.2018 N Ф05-12699/18 по делу N А40-76951/201, АС Северо-Западного округа от 19.05.2017 N Ф07-2695/17, ФАС Западно-Сибирского округа от 23.09.2013 N Ф04-3922/13, ФАС Северо-Западного округа от 11.02.2009 N А56-10236/2007.
Однако позднее в письме Минтранса России от 28.09.2018 N 03-01/21740-ИС было указано, что путевой лист должен оформляться в том числе организацией, эксплуатирующей транспортные средства, каждый раз до выезда транспортного средства в рейс с места его постоянной стоянки. И именно это правило закреплено поправками с 1 марта 2019 года.
По нашему мнению, исходя из новой редакции п. 10 Порядка в настоящее время путевой лист может выдаваться на срок более одного дня только в случаях, когда сама продолжительность рейса составляет более одного рабочего дня водителя. Если водитель в течение одного рабочего дня совершает один или несколько рейсов, то путевой лист надо оформлять на один день, до начала первой поездки, совершаемой в этот день.
К сожалению, официальных разъяснений по оформлению путевых листов с 01.03.2019 нетранспортными организациями мы не обнаружили.
Обратим внимание, что в письме Минфина России от 09.02.2018 N 03-03-06/1/7855 рекомендовано по вопросам о порядке заполнения путевых листов обращаться в Минтранс России.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
– Энциклопедия решений. Путевой лист;
– Пример заполнения Путевого листа легкового автомобиля, разработанный с учетом положений приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 (в редакции с 1 марта 2019 г.) (подготовлено экспертами компании “ГАРАНТ”, март 2019 г.);
– Энциклопедия решений. Учет расходов на содержание служебного транспорта;
– Практическая налоговая энциклопедия. Том “Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах. Виды налоговых нарушений по гл. 16 НК РФ” (под ред. Брызгалина А.В. – 2003-2013 г.). Смотрите раздел 2.3. Отсутствие первичных документов и особенности применения ответственности по ст. 120 НК РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана

Ответ прошел контроль качества

20 марта 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector