Какими признаками характеризуется авария
Abm-auto.ru

Автомобильный портал

Какими признаками характеризуется авария

Понятия чрезвычайной ситуации, катастрофы и аварии

Каждая ЧС имеет свою физическую сущность, свои, только ей присущие причины возникновения, движущие силы, характер и стадии развития, свои возможности воздействия на человека и среду его обитания.

Знание причины возникновения ЧС, позволяет принять соответствующие меры за­щиты и предотвратить или хотя бы ослабить силу их разрушительного воздействия, более конкретно и действительно осуществить меры по ликвидации последствий, определить правильное поведение населения в конкретной обстановке.

Что же представляет собой ЧС? В словаре русского языка С.Н. Ожегова слово «чрезвычайный» трактуется как «исключительный, очень большой превосходящий все», такие ситуации действительно часто встречаются в жизни человека. Но события, которые воспринимаются как чрезвычайные отдельным человеком или группой людей, не всегда являются таковыми для всего общества или государства. Поэтому необходимо уточнить само понятие ЧС.

В теории БЖД ЧС – совокупность событий, результат которых характеризуются одним или несколькими из следующих признаков:

а) опасность для жизни и здоровья значительного числа людей,

б) существенное нарушение экологического равновесия в районе ЧС,

в) выход из строя систем жизнеобеспечения и управления, полное или частичное прекращение хозяйственной деятельности,

г) значительный материальный и экономический ущерб,

д) необходимость привлечение больших, как правило, внешних по отношению к району ЧС, сил и средств для спасения людей и ликвидации последствий,

е) психологический дискомфорт для больших групп людей.

Таким образом, ЧС можно определить как:

«ЧС – обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате последствий опасного природного, техногенного, военного происшествия или социального бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей».

Исходя из определения, ЧС представляет совокупность событий, характеризуемых одним или несколькими из следующих признаков (ГОСТ Р 22.0.02-94):

– наличие источника ЧС;

– угроза здоровью и жизни людей;

– нарушение нормальных условий жизнедеятельности людей;

– нанесение ущерба (имуществу людей, объектам экономики и окружающей природной среде);

– масштабы последствий (объект, территория, акватория).

Примерами значительных ЧС являются: аварии на ЧАЭС (1986г.), заводе «Азот» г. Ионава (Литва) в 1988г., людские потери и материальный ущерб в ходе войны в Ираке. В случае диверсии на Назранской ГЭС в Таджикистане (подрыв плотины) это может привести к затоплению 13 страны.

В развитии ЧС необходимо выделить четыре стадии:

I стадия – формирование условий, накопление дефектов, появление негативных процессов в коллективах, ослабление безопасных связей в системе «человек-среда», т. е. стадия зарождения ЧС, которая может длиться сутки, месяцы, а иногда годы и десятилетия.

II стадия – инициирование ЧС.

III стадия – осуществление ЧС(развитие ее в пространстве и во времени).

IV стадия – затухание ЧС(период от локализации ЧС до ликвидации ее прямых или косвенных последствий). Продолжительность годы, а то и десятилетия. Например, авария на ЧАЭС.

Источником ЧС является опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может произойти чрезвычайная ситуация.

К опасным техногенным происшествиям следует отнести аварии, катастрофы.

Авария – это происшествие, происходящее по техногенным причинам, а также из-за случайных внешних воздействий и приводящих к разрушению технических устройств и сооружений.

Катастрофа – крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы или ущерб здоровью людей, или уничтожение материальных ценностей в значительных размерах.

Опасное природное явление – стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной среды.

К опасным природным происшествиям следует отнести стихийные бедствия или бедствия природно-антропогенного характера, проявляемые в различных сферах (литосфере, гидросфере, атмосфере, биосфере).

Стихийное бедствие – это разрушительное природное или антропогенное явление или процесс, в результате которого может возникнуть или возникла угроза и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и элементов окружающей среды.

Экологическое бедствие (экологическая катастрофа) – чрезвычайное событие особо крупных масштабов, вызванное изменением (под воздействием антропогенных факторов) состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы и отрицательно повлиявшее на здоровье людей, их духовную сферу, среду обитания экономику или генофонд.

К опасным военным происшествиям относятся террористические диверсии, взрывы и пожары на военных складах оружия и боеприпасов, аварии на военных объектах с выбросом радиоактивных веществ, АХОВ и других токсических веществ в окружающую природную среду, борьба с вооруженными бандформированиями в мирное время. В военное время – последствия применения в ходе боевых действий ОМП или обычных средств по населенным пунктам, жизненно важным объектам экономики, воздействия на окружающую природную среду.

К социальным бедствиям относятся: снижение жизненного уровня у значительного числа населения страны, ухудшение криминальной обстановки, превышение смертности над рождаемостью, рост безработицы с одновременным сокращением производства в отдельных регионах, террористические акты на почве межнациональных и религиозных конфликтов.

3.2 Классификация чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

В разных источниках приводится различная классификация ЧС. Наиболее объемлющей и поэтому приемлемой является классификация ЧС по следующим признакам (параметрам):

– по социальному характеру;

– по сфере возникновения;

– по ведомственной принадлежности;

– по основным причинам возникновения;

– по интенсивности протекания;

– по характеру поражающих факторов;

– по характеру воздействия;

– по характеру последствий.

Если брать всю совокупность возможных чрезвычайных ситуаций, то их целесообразно первоначально разделить по социальному характеру на конфликтные и бесконфликтные. К конфликтным ЧС, прежде всего, могут быть отнесены военные столкновения, экономические кризисы, экстремистская политическая борьба, социальные взрывы, национальные и религиозные конфликты, противостояние разведок, терроризм, разгул уголовной преступности, широкомасштабная коррупция и др.

Бесконфликтные ЧС могут быть классифицированы по значительному числу признаков, описывающих явления с различных сторон их природы и свойств. В частности, существуют классификационные структуры по типам и видам чрезвычайных событий, лежащих в основе ЧС (природного, техногенного и экологического характера, по масштабу их распространения, сложности обстановки и тяжести последствий, масштабу и уровню привлекаемых для их ликвидации органов управления, сил и средств.

В соответствии с ГОСТ Р. 22. 02.-94 в первую очередь различают ЧС по характеру источника и по масштабам.

По характеру источника выделяют следующие ЧС: природные, техногенные, биолого-социальные и военные.

Учитывая, что большинство из первых трех групп ЧС по своим последствиям оказывают непосредственное влияние на окружающую природную среду (ОПС), то по воздействию их на ОПС рассматривают экологические ЧС, которые в свою очередь подразделяются по сфере их проявления в литосфере, гидросфере, атмосфере и биосфере.

По масштабам определяют следующие ЧС: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные (национальные), глобальные.

В соответствии с Постановлением Правительства от 13. 09. 1996г. №1094 «О классификации ЧС природного и техногенного характера» по масштабам последствий все ЧС классифицируют следующим образом.

К локальной относится ЧС, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. МРОТ, зона ЧС не выходит за пределы территории объекта;

К местной относится ЧС, в результате которой пострадало до 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100 до 300 человек, либо материальный ущерб свыше 1 тыс. до 5 тыс. МРОТ, зона ЧС не выходит за пределы населенного пункта, района;

К территориальной относится ЧС, в результате которой пострадало до 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности до 500 человек, материальный ущерб составляет 5 тыс., но не более 0,5 млн. МРОТ, зона ЧС не выходит за пределы субъекта РФ;

К региональнойотносится ЧС, в результате которой пострадало до 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности до 1000 человек, либо материальный ущерб составляет 0,5 тыс., но не более 5 млн. МРОТ, зона ЧС охватывает территорию двух субъектов РФ;

К федеральной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. МРОТ, зона ЧС выходит за пределы более чем двух субъектов РФ;

К глобальной относится ЧС, поражающие факторы которой выходят за пределы РФ, либо ЧС, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию РФ.

К ЧС социального характера относятся:

межнациональные и религиозные конфликты;

превышение смертности над рождаемостью в стране;

сравнительно высокий уровень безработицы в отдельных регионах;

снижение жизненного уровня меньше прожиточного у более 30% населения страны.

ЧС военного характера в первую очередь подразделяют по временным периодам их осуществления на мирного и военного времени.

К ЧС военного времени относятся применение различных средств нападения и последствия, вызываемые ими на окружающую природную среду и системы жизнеобеспечения.

Они могут классифицироваться как:

1. По средствам применения: оружие массового поражения(ОМП), обычные средства поражения, высокоточное оружие (ВТО), оружие базирующееся на новых физических принципах.

2. По масштабам распространения: локальные, региональные, континентальные, мировые.

3. По последствиям инициирования: техногенные, природные, экологические и социальные.

Военные ЧС мирного времени, как правило, рассматривают как ЧС военно-политического характера, к которым относят:

– несанкционированный ядерный удар из нейтральных вод судами не установленной принадлежности;

– аварийный сброс (потеря) ядерного боеприпаса с разрушением боевой части;

– вооруженное нападение на штабы, командные пункты, склады, воинские гарнизоны, диверсии, в том числе ядерный терроризм;

– волнения, выступления националистических групп, погромы, попытка захвата государственных и общественных учреждений.

ЧС мирного времени в общем случае могут классифицироваться:

1. По природе возникновения:

– конфликтные (экономические кризисы, национальные и религиозные конфликты, терроризм);

– бесконфликтные (техногенные, экологические и природного характера).

2. По причине возникновения:

– преднамеренные (социально-политические конфликты, диверсии);

– непреднамеренные (промышленные, транспортные, технологические ЧС);

– неизбежные (стихийные бедствия).

3. По объекту возникновения: техногенные, природные, антропогенные, социальные.

4. По масштабу распространения с учетом тяжести последствий: локальные, объектовые, местные, региональные и глобальные.

5. По скорости распространения опасности (степени внезапности):

– внезапные (взрывы, землетрясения, транспортные аварии и т.д.);

– быстро распространяющиеся (пожары, аварии на ХОО, плотинах);

– умеренные (выброс РВ, извержения вулканов, паводки, наводнения);

– плавные (аварии на промышленных очистных сооружениях, засуха, эпидемии, экологические ЧС).

ЧС экологического характера делятся по сфере возникновения на:

– ЧС, связанные с изменениями состояния суши (почва, недра, ландшафт);

– ЧС, связанные с изменением состава и свойства атмосферы (резкое изменение погоды или климата, кислотные осадки и т. д.);

– ЧС, связанные с изменением гидросферы (нехватка питьевой воды, истощение водных ресурсов и т. д.;

– ЧС, связанные с изменением состояния биосферы (исчезновение видов животного и растительного мира, массовая гибель животных и т.д.).

Отдельно следует рассматривать ЧС военно-политического характера в мирное время:

– несанкционированный ядерный удар из нейтральных вод судами не установленной принадлежности;

– аварийный сброс (потеря) ядерного боеприпаса с разрушением боевой части;

– вооруженное нападение на штабы, командные пункты, склады, воинские гарнизоны, диверсии, в том числе ядерный терроризм;

– волнения, выступления националистических групп, погромы, попытка захвата государственных и общественных учреждений.

В целом по опасности возникновения и масштабам последствий ЧС можно рассматривать в такой последовательности:

1. – аварии на АЭС и других радиационно-опасных объектах (РОО);

2. – аварии на химически опасных объектах (ХОО);

3. – аварии на биологически опасных объектах;

4. – пожары, взрывы на объектах и транспортных коммуникациях;

5. – транспортные аварии;

6. – аварии на трубо- и энергосетях;

7. – стихийные бедствия.

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; Нарушение авторского права страницы

Характеристика понятий «авария», «катастрофа», «чрезвычайная ситуация», причины их возникновения и развития.

Авария — разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

Условия возникновения и последствия аварий

Дорожно-транспортное происшествие, Донецк, Украина

Авария часто наносит большой ущерб окружающей среде. Так, аварийное загрязнение водных объектов — загрязнение, возникающее при залповом сбросе вредных веществ в поверхностные или подземные водные объекты, который причиняет вред или создаёт угрозу причинения вреда здоровью населения, нормальному осуществлению хозяйственной и иной деятельности, состоянию окружающей природной среды, а также биологическому разнообразию.

Вероятность возникновения аварии называется аварийностью. Когда в результате износа, отсутствия ремонта аварийность здания, сооружения, оборудования или транспортного средства превышает определённую норму, говорят, что объект находится на аварийной стадии. Для предотвращения аварии и вывода объекта из аварийной стадии производят профилактический ремонт.

Читать еще:  Почему транспортный налог разный в регионах?

Если авария произошла, состояние объекта называется аварийным состоянием. Ремонт объекта с целью выведения его из аварийного состояния называется аварийным ремонтом. Например, аварийный ремонт судна — ремонт судна, проводимый для устранения причин и последствий повреждений судна, вызванных аварийным случаем, и включающий в себя работы, проведение которых необходимо для обеспечения безопасного следования судна в ближайший от места его проведения порт. Аварийный ремонт возможен далеко не при всех авариях.

Для смягчения или ликвидации последствия аварии на объектах предусматривается аварийная защита. Она включает в себя комплекс средств и методов, благодаря которым объект либо быстро выводится из аварийного состояния, либо по крайней мере изолируется с целью недопущения нанесения ущерба людям или окружающей среде. Так, в ядерных реакторах предусмотрена аварийная защита ядерного реактора.

В отличие от аварийной защиты, задачей систем антиаварийной безопасности ставится недопущение аварии вообще.

Проектной аварией называется прогноз аварийного состояния, осуществлённый на стадии проектировки объекта, с подробным рассмотрением возможных последствий и заложением в конструкцию объекта соответствующих средств аварийной защиты и систем безопасности.

В современном производстве с повышенными параметрами технологического процесса периодически создаются условия, приводящие к неожиданному нарушению работы или выходу из строя машин, агрегатов, коммуникаций сооружений или их систем. Такие явления принято называть авариями.

Катастрофа — если авария создает угрозу жизни или здоровья людей или вызывает человеческие жертвы.[источник не указан 391 день]

Не всякая авария приводит к катастрофе, но причиной практически всех катастроф являются аварии.

Наиболее опасные последствия аварий — пожары, взрывы, обрушения и аварии на энергоносителях — энергоисточниках, на атомных электростанциях, на химических предприятиях, приводящих к разрушению средств производства. Большинство аварий происходит по вине человеческого фактора. Наиболее частыми последствиями аварий являются пожары и взрывы.

На предприятиях нефтяной, химической и газовой промышленности аварии вызывают загазованность, разлив нефтепродуктов, агрессивных жидкостей и сильнодействующих ядовитых веществ. Количество аварий на этих предприятиях ежегодно растет. За последние 30 лет количество аварий увеличилось в 2,5 раза. При этом, количество жертв увеличилось в 6 раз, а экономический ущерб в 11 раз. Такие предприятия наносят колоссальный ущерб окружающей среде. Причиной техногенных аварий могут стать стихийные бедствия, дефекты, допущенные при проектировании, нарушение технического процесса.

Основными причинами всех техногенных катастроф являются:

Отношение человека к работе.

Любая авария или катастрофа не может произойти по какой-то одной причине. Все аварии — это результат действия нескольких причин и совокупности неблагоприятных факторов. Самый частый вариант, это когда ошибки, допущенные при проектировании, взаимодействуют с ошибками, допущенными при монтаже и усугубляются неправильной эксплуатацией.

Главные меры (усилия) человека по борьбе с авариями и катастрофами должны быть направлены на их профилактику и предупреждение. Принятые меры либо полностью исключают, либо локализуют техногенные аварии и катастрофы. В основе таких мер лежит обеспечение надежности технологического процесса.

Основные меры обеспечения надежности функционирования объекта:

Выполнение требований государственных стандартов и строительных норм и правил, которые направлены на то, чтобы максимально исключить возможность аварии.

Жесткая производственная дисциплина. Точное выполнение технологических процессов. Использование оборудования в строгом соответствии с его техническим назначением.

Дублирование и увеличение запасов прочности важнейших элементов производства.

Чёткая организация службы инспекции контроля и безопасности.

Тщательный подбор кадров, повышение практических знаний в объёме выполняемой работы.

Оценка условий производства с точки зрения возможности возникновения аварии.

Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери.

К чрезвычайным ситуациям социального характера относятся:

· локальные и региональные конфликты (межнациональные, межконфессиональные и др.)

· массовые беспорядки, погромы, поджоги и др.

Стадии развития чрезвычайной ситуации

ЧС любого типа в своем развитии проходят четыре типовые стадии (фазы).

Первая – стадия накопления отклонений от нормального состояния или процесса. Иными словами, это стадия зарождения ЧС, которая может длиться сутки, месяцы, иногда – годы и десятилетия.

Вторая – инициирование чрезвычайного события, лежащего в основе ЧС.

Третья – процесс чрезвычайного события, во время которого происходит высвобождение факторов риска (энергии или вещества), оказывающих неблагоприятное воздействие на население, объекты и природную среду.

Четвертая – стадия затухания (действием остаточных факторов и сложившихся чрезвычайных условий), которая хронологически охватывает период от перекрытия (ограничения) источника опасности – локализации чрезвычайной ситуации, до полной ликвидации ее прямых и косвенных последствий, включая всю цепочку вторичных, третичных и т.д. последствий. Эта фаза при некоторых ЧС может по времени начинаться еще до завершения третьей фазы. Продолжительность этой стадии может составлять годы, а то и десятилетия.

Причины возникновения ЧС и сопутствующие им условия подразделяют на внутренние и внешние.

· недостаточная квалификация и некомпетентность обслуживающего персонала;

· проектно-конструкторские недоработки в механизмах и оборудовании;

· физический и моральный износ оборудования и механизмов;

· низкая трудовая и технологическая дисциплины и др.

· неожиданное прекращение подачи электроэнергии, газа, технологических продуктов;

· Включить телевизор или радио – выяснить тип чрезвычайной ситуации.

· Собрать запас простейших медикаментов.

· Собрать запас продуктов и воды на 3 дня, закрыть продукты герметически.

Колонна – 20-30 человек, в которой назначается старший.

Состав колонны также делится на группы по 5 человек, в каждой из которых назначается старший.

Средняя скорость колонны 4 км/час при передвижении по местности.

Через каждые час-полтора привал на 10-15 минут.

После того, как пройдена половина намеченного пути, устраивается привал на 1-2 часа.

При перевозке людей автотранспортом используются автобусы, грузовики, личный автотранспорт. Выезд колонной, в каждом автобусе, машине и другом транспортном средстве назначается старший. Он отвечает за то, чтобы в вверенном ему транспорте соблюдался порядок, дисциплина и организованность движения. Контролирует перемещения людей в вверенном транспортном средстве

В эвакуацию берутся личные документы:

Военный билет (или справка о состоянии «годен/негоден»).

Свидетельство о браке.

Пенсионное удостоверение или иные документы.

Житель г.Мариуполя (население) получил дозу облучения ионизирующими излучениями 80,0 мбэр ( ) за 1022 часа ( ); врач-рентгенолог (персонал) – 28 мбэр ( ) за 11,0 часов ( ). Определите, превышает ли фактический уровень облучения приведенных лиц установленные Законом Украины основные дозовые пределы облучения для населения – 1 милизиверт в год ( ), для персонала – 20 милизивертов в год ( ). Стандартное время облучения для населения ( ) – 8760 часов в год; для персонала ( ) – 1700 часов в год.

1 Зиверт (Зв) равен 100 бэр.

1. Определяем допустимую мощность дозы облучения за 1 час:

для жителя г. Мариуполя ( ):

1 милизиверт в год/ 8760 часов в год =1,14 мЗв/час

для персонала ( )

20 милизивертов в год /мЗв/час или бэр/час

2. Определяем фактическую дозу облучения за 1 час:

для жителя г. Мариуполя ( ):

Бэр/час

для персонала ( )

. . . бэр/час

3. На основании выполненных расчетов сделайте заключение о соответствии (или несоответствии) облучения требованиям Закона.

Понятие общей аварии и ее признаки

Общая авария – юридический факт выражающийся в убытках, понесенных вследствие произведенных намеренно или разумно чрезвычайных расходах и пожертвованиях в целях спасения судна, фрахта и перевозимого на судне груза от общей для них опасности.

Сущность общей аварии заключается в том, что для сохранения целого (судна, груза) приносится в жертву часть этого целого или производятся расходы, цель которых спасти имущество от угрожающей ему опасности, то есть осущ действия, устраняющие опасность в обоюдных интересах судна, груза и фрахта. В том случае, если предпринятые меры были успешными, все понесенные при этом убытки подлежат возмещения на пропорциональной основе между всеми сторонами предприятия, включая стороны, чьи интересы были затронуты наступлением убытков в первую очередь.

Общая авария распределяется между судном, фрахтом и грузом пропорционально их стоимости.

Может иметь место при совокупности след признаков:

1. Наличие общей опасности для судна, груза и фрахта (обуславливается реальностью и серьезностью)

2. Намеренный характер расходов и пожертвований (убыток должен быть нанесен намеренно, а не явившись следствием случайных причин)

3. Разумный характер расходов и пожертвований (причиненные убытки или понесенные расходы должны оправдываться сложившийся ситуацией)

4. Чрезвычайных расходов и пожертвований (должны быть чрезвычайными, то есть такими, которые обычно не возникают в обстановке нормального судоходства и при нормальных условиях)

К типичным случаям общей аварии можно отнести:

1. Выбрасывание в море груза или принадлежностей судна

2. Тушение пожара на борту судна

3. Преднамеренная посадка судна на мель

4. Заход в порт убежище и тд

Арест мор/судна

С 16 мая 2012г. В Украине вступила в силу международная конвенция “Об унификации некоторых правил” касающихся наложения ареста на морские суда 1952г., известная как Брюссельская конвенция

Арест судна – это любое задержание судна или ограничение его перемещения, которое осущ для обеспечения морских требований во время нахождения судна в морском порту Украины.

Основаниями для ареста судна являются морские требования .

Морское требование – это требование, возникшее из права собственности и иных имущественных прав на судна, строительство судна, управления, эксплуатацию или коммерческое использование судна и тд.

Лекция 10

Морское требование – это требование, возникшее из права собственности и иных имущественных прав на судна, строительство судна, управления, эксплуатацию или коммерческое использование судна и тд.

Морские требования могут возникать в связи с:

1. Причинением ущерба в результате утраты или повреждения имущества, в связи с эксплуатацией судна

2. Причинением вреда окруж природной среде

3. Любым договором перевозки груза и пассажира

4. Лоцманской проводкой и уплатой лоцманских сборов

5. С любым спором о праве собственности или владения судна

Для обеспечения морских требований конвенция позволяет накладывать на территории Украины арест на судно как под украинским флагом, так и под флагом др государств

Конвенцией предусмотрено 17 видов мор/требований, которые могут являться основанием для ареста судна. Заявление об аресте судна для обеспечения мор/требования может быть передано в суд по месту нахождения мор/порта Украины, в котором находится судно, или порта регистрации судна. (Украина вступила в конвенцию под одним условием: нельзя арестовывать суда, плавающие под государственным флагом. )

Морской порт – это определенная границами территория и акватория, оборудованная для обслуж судов и пассажиров, проведения грузовых, транспортных и экспедиционных работ, а так же иных связанных с этим видов хозяйственной деятельности.

Руководство мор/портом осущ руководитель администрации мор/порта(начальник мор порта, который назнач на должность и освобождается с должности центральным органом исполнительной власти по представлению главы администрации мор/портов Украины)

Государственный надзор за безопасностью мореплавания в мор порте, на подходах к нему, а так же в его акватории осущ капитаном мор порта.

К функциям капитана мор порта принадлежат:

1. Государственный надзор за соблюдением государства и правил мореплавания, а так же международных договоров Украины, касающихся мореплавания

2. Рассмотрение дел об административных правоотношениях и наложение административных взысканий

3. Регистрация судов в государственном судовом реестре Украины, судовой книге и выдача судовых документов, если иное не предусмотрено законодательством

4. Надзор над соблюдением требований по предотвращению загрязнений окруж природной среды

5. Надзор и контроль за предприятиями, которые предоставляют лоцманские услуги и СРДС (служба регулирования движения судов) в приделах акватории порта

6. Учет и расследование мор/аварийных происшествий

7. Руководство службой капитана мор/порта

Обязательные функции мор/порта:

1. Обеспечение безопасного движ в портовых водах, безопасной стоянки и обработки судов

2. Поддержание в исправном состоянии гидротехнических сооружений, средств связи и электро-радио навигации, находящихся во владении порта

3. Контроль и поддержание заявленных глубин

4. Определение районов обязательного использования буксиров и тд

Глава 3. Государственная система обеспечения безопасности населения

3.1. Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Чрезвычайная ситуация (ЧС)- это нарушение нор­мальных условий жизнедеятельности людей на опреде­ленной территории, вызванное аварией, катастрофой, стихийным или экологическим бедствием, в результате которых возникает угроза жизни и здоровью, наносит­ся ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.

Авария– это повреждение, влекущее за собой выход из строя машин и механизмов, систем обеспечения (например, энергоснабжения) зданий или коммуникаций.

Читать еще:  Как выбрать нотариуса для оформления наследства

На промышленных предприятиях аварии, как правило, сопровождаются пожарами, взрывами, затоплениями, обру­шениями, выбросами или разливами сильно действующих ядовитых веществ (СДЯВ).

Катастрофа — событие с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей.

Различают следующие виды, катастроф (схема 2):

Экологическая катастрофа — стихийное бедствие, крупная производственная или транспортная авария, последствия которой приводят к чрезвычайно неблаго­приятным изменениям в среде обитания, к массовому поражению флоры и фауны, почвы и воздушной среды, природы в целом.

Схема 2. Виды катастроф

Производственная или транспортная катастро­фа — крупная авария, влекущая за собой человеческие жертвы и значительный материальный ущерб.

Техногенная катастрофа — внезапное, непредусмо­тренное освобождение механической, химической, тер­мической, радиационной и иной энергии.

Стихийное бедствие — это опасные геофизические, гео­логические, гидрологические, атмосферные и другие природные процессы таких масштабов, при которых возникают катастрофические ситуации, характеризу­ющиеся внезапным нарушением жизнедеятельности людей, разрушением и уничтожением материальных ценностей.

Чрезвычайные ситуации классифицируются:

по природе возникновения (природные, техногенные, экологические, антропогенные, социальные и комбини­рованные);

масштабам распространения (локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные, транс­граничные);

причине возникновения (преднамеренные и непредна­меренные, стихийные);

скорости развития (взрывные, внезапные, скоротеч­ные, плавные);

возможности предотвращения (неизбежные, или при­родные, предотвращаемые, или техногенные, социаль­ные);

ведомственной принадлежности (в промышленности, строительстве, на транспорте, в жилищно-коммунальной сфере, сельском, лесном хозяйстве и т.д.).

Чрезвычайные ситуации природного характера. К природным относятся чрезвычайные ситуации, связанные с проявлением стихийных явлений природы.

На территории России, обладающей большим разнообра­зием геологических, климатических и ландшафтных условий, наблюдается более тридцати видов опасных природных пилений.

Сами по себе чрезвычайные ситуации природного харак­тер» весьма разнообразны, поэтому, исходя из причин (условий) возникновения, их делят:

на геофизические опасные явления (землетрясения, из­вержения вулканов);

-геологические опасные явления (оползни, сели, обвалы, осыпи, лавины, склоновый смыв, просадка, или провал, земной поверхности в результате карста, эрозии, пыль­ные бури);

– метеорологические и агрометеорологические опасные явления (бури (9 — 11 баллов), ураганы (12—15 бал­лов), смерчи, торнадо; шквалы, вертикальные вихри, крупный град, сильный дождь (ливень), сильный сне­гопад, сильный гололед, сильный мороз, сильная ме­тель, сильная жара, сильный туман, засуха, суховей, заморозки);

– морские гидрологические опасные явления (тропические циклоны (тайфуны), цунами, сильное волнение, шторм (более 5 баллов), сильное колебание уровня моря, ран­ний ледяной покров и припай, напор льдов, интенсив­ный дрейф льдов, непроходимый или труднопроходи­мый лед, обледенение судов и портовых сооружений, отрыв прибрежных льдов);

гидрологические опасные явления (высокий уровень воды (наводнения), половодье, дождевые паводки, низ­кий уровень воды, заторы и зажоры 1 , ветровые нагоны, ранний ледостав и появление льда на судоходных во­доемах);

гидрогеологические опасные явления (низкий уровень грунтовых вод, высокий уровень грунтовых вод);

природные пожары, (лесные пожары, пожары степных и хлебных массивов, торфяные пожары, подземные по­жары горючих ископаемых);

на транспортные аварии или катастрофы (аварии то­варных поездов; аварии пассажирских поездов; аварии поездов метрополитена; аварии речных и морских гру­зовых судов; аварии (катастрофы) речных и морских пассажирских судов; авиакатастрофы в аэропортах, на­селенных пунктах; авиакатастрофы вне аэропортов, на­селенных пунктов; аварии (катастрофы) на автодорогах (крупные автомобильные); аварии транспорта на мостах, железнодорожных переездах, в тоннелях; аварии на магистральных трубопроводах) (рис. 5, 6); пожары, взрывы, угроза взрывов (пожары (взрывы) на коммуникациях; пожары (взрывы) технологического оборудования промышленных объектов; пожары (взры­вы) на объектах добычи, переработки и хранения лег­ковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ; пожары (взрывы) в шахтах, на подземных и горных вывы­работках, пожары (взрывы) на химически опасных объ­ектах; пожары (взрывы) на радиационно-опасных объ­ектах; пожары (взрывы) в метрополитене; пожары (взрывы) на транспорте; пожары (взрывы) в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового, культурного назначения, обнаружение неразорвавшихся боеприпа­сов; утрата взрывчатых веществ (боеприпасов); – аварии с выбросом или угрозой выброса химически опас­ных веществ (аварии с выбросом (угрозой выброса) хи­мически опасных веществ при их производстве, пере­работке или хранении (захоронении); аварии на транс­порте с выбросом (угрозой выброса) химически опасных

Рис. 5. Авария самолета

Рис. 6. Авария на автотранспорте

веществ; образование и распространение химически опасных веществ в процессе химических реакций, на­чавшихся в результате аварии; аварии с химическими боеприпасами, утрата источников химически опасных веществ);

аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (аварии на атомных электростанциях, атом­ных энергетических установках производственного и исследовательского назначения с выбросом (угрозой вы­броса) радиоактивных веществ; аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ на предпри­ятиях ядерно-топливного цикла; аварии транспортных средств и космических аппаратов с ядерными установ­ками или грузом радиоактивных веществ на борту; ава­рии при промышленных и испытательных ядерных взрывах с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ; аварии с ядерными боеприпасами в местах их хранения, эксплуатации или установки; утрата радио­активных источников) (рис. 7);

аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опас­ных веществ (аварии с выбросом (угрозой выброса) био­логически опасных веществ на предприятиях и в научно-исследовательских учреждениях (лабораториях); аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) биологиче­ски опасных веществ; утрата биологически опасных ве­ществ);

внезапное обрушение зданий, сооружений (обрушение элементов транспортных коммуникаций; обрушение производственных зданий и сооружений, обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения) (рис. 8);

аварии на электроэнергетических системах (аварии на автономных электростанциях с долговременным пе­рерывом электроснабжения всех потребителей; аварии на электроэнергетических системах (сетях) с долговре­менным перерывом электроснабжения основных потре­бителей или обширных территорий; выход из строя транспортных электроконтактных сетей);

аварии на системах коммунального обеспечения (ава­рии в канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ; аварии на тепловых сетях в хо­лодное время года; аварии в системах

Рис. 7. Авария на Чернобыльской атомной станции

исследовательских учреждениях (лабораториях); аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) биологиче­ски опасных веществ; утрата биологически опасных ве­ществ);

внезапное обрушение зданий, сооружений (обрушение элементов транспортных коммуникаций; обрушение производственных зданий и сооружений, обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения) (рис. 8);

аварии на электроэнергетических системах (аварии на автономных электростанциях с долговременным пе­рерывом электроснабжения всех потребителей; аварии на электроэнергетических системах (сетях) с долговре­менным перерывом электроснабжения основных потре­бителей или обширных территорий; выход из строя транспортных электроконтактных сетей);

аварии на системах коммунального обеспечения (ава­рии в канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ; аварии на тепловых сетях в хо­лодное время года; аварии в системах снабжения насе­ления питьевой водой; аварии на коммунальных газо­проводах);

Рис. 8. Обрушение здания

аварии на очистных сооружениях (аварии на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ; аварии на очистных сооружениях промышленных газов с мас­совым выбросом загрязняющих веществ);

гидродинамические аварии (прорывы плотин, дамб, шлюзов, перемычек и других гидротехнических соору­жений) (рис. 9).

Экологические чрезвычайные ситуации. Под экологи­ческими чрезвычайными ситуациями понимают значительные нарушения природной среды (например, разрушение озоново­го слоя, опустынивание земель, засоление почв, кислотные дожди и др.), несущие угрозу жизнедеятельности человека.

Антропогенные чрезвычайные ситуации. Антропо­генные чрезвычайные ситуации являются следствием оши­бочных действий людей.

Рис. 9. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС

Социальные чрезвычайные ситуации. К социальным чрезвычайным ситуациям относят угрожающие жизни, здоровью и благополучию людей события, происходящие в об­ществе: войны, межнациональные конфликты, геноцид, тер­роризм, крупные ограбления и др.

Комбинированные чрезвычайные ситуации. Комби­нированные чрезвычайные ситуации могут сочетать в себе признаки нескольких ЧС, различающихся по масштабам воз­никновения.

Классификация чрезвычайных ситуаций природного и тех­ногенного характера по степени распространения дается в со­ответствующем постановлении Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304.

Локальные чрезвычайные ситуации. Зона локальных 1 КЗ не выходит за пределы территории объекта производствен­ного или социального назначения. Число пострадавших в ло­кальных ЧС не превышает 10 человек. Материальный ущерб при этом составляет не более 100 тысяч рублей.

Муниципальные чрезвычайные ситуации. Зона не выходит за пределы населенного пункта, города, района. Чис­ло пострадавших составляет от 10 до 50 человек. Материаль­ный ущерб составляет не более пяти миллионов рублей. Дан­ная чрезвычайная ситуация может быть также отнесена к ЧС локального характера.

Меж муниципальные чрезвычайные ситуации. Зона межмуниципальных ЧС распространяется на территорию двух и более поселений, внутригородских районов крупных городов и на межселенную территорию. Число пострадавших и материальный ущерб оцениваются так же, как при ЧС му­ниципального характера.

Региональные чрезвычайные ситуации. Зона регио­нальных чрезвычайных ситуаций охватывает территорию одного субъекта РФ. В результате региональных ЧС увечья получают свыше 50, но не более 500 человек. Материальный ущерб составляет от 5 до 500 миллионов рублей.

Межрегиональные чрезвычайные ситуации. Зона межрегиональных чрезвычайных ситуаций затрагивает тер­риторию двух и более субъектов Федерации. Число постра­давших — от 50 до 500 человек. Материальный ущерб, как и при региональных ЧС.

Федеральные чрезвычайные ситуации. Зона феде­ральных ЧС может охватывать территорию всей страны. В ре­зультате федеральных ЧС непосредственно страдают свыше 500 человек. Материальный ущерб составляет свыше 500 мил­лионов рублей.

Существуют также трансграничные чрезвычайные си­туации. Поражающие факторы трансграничных ЧС выходят за пределы РФ, но частично затрагивают ее территорию.

Территории, в пределах которых в результате аварий, ка­тастроф, военных действий или стихийных бедствий произош­ли отрицательные изменения в окружающей среде, угрожаю­щие здоровью человека, состоянию экосистем, генетическому фонду растений и животных, решениями правительства объ­являются зонами чрезвычайной экологической ситуации.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятия «чрезвычайная ситуация».

2. Какими признаками характеризуется авария.

3. Дайте характеристику основных видов катастроф.

4. Как классифицируются чрезвычайные ситуации?

5. Назовите основные виды чрезвычайных ситуаций природного характера.

6. Какие чрезвычайные ситуации называются техногенными?

7. Приведите известные вам примеры техногенных чрезвычай­ных ситуаций с загрязнением и без загрязнения окружающей среды.

8. Какие чрезвычайные ситуации относят к числу социальных? Можно ли взятие заложников отнести к социальным ЧС?

9. Назовите основные признаки локальных, муниципальных, меж­муниципальных, региональных, межрегиональных, федераль­ных и трансграничных чрезвычайных ситуаций.

10. Какие территории могут быть объявлены зонами чрезвычайной экологической ситуации?

Общая авария

Понятие и признаки общей аварии

Общая авария является одним из древнейших институтов морского права. Выше рассматривалось, где и при каких обстоятельствах появлялись регуляторы данного правового института. Следует лишь отметить, что, несмотря на тысячелетнюю практику его применения, многие вопросы до сих пор остаются открытыми, вызывают всяческие дискуссии. Прежде всего, это связано с тем, что правовые акты, регламентирующие общую аварию, называя случаи, в которых авария может быть признана общей, содержат не полный их перечень. А между тем в практике не редки случаи, которые также могут подпадать под общую аварию.

Под общей аварией признаются убытки, которые были понесены вследствие произведенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований в целях спасения судна, фрахта и перевозимого на судне груза от общей для них опасности. Убытки, связанные с фрахтом, могут выражаться в неполучении фрахта – платы за перевозку груза. Конечно, нельзя физически «спасти фрахт» в том смысле, в каком говорят о спасении судна и груза. Но, поскольку по условиям договора перевозки груза фрахт находится на риске перевозчика либо грузовладельца, спасение груза всегда влечет и спасение фрахта (или права на его получение) для одной из сторон перевозки. Фрахт на риске – сумма фрахта, которую судовладелец может потерять, если он не доставит груз в пункт назначения. Морским ордонансом Людовика XIV 1681 г. устанавливалось следующее «Чрезвычайные расходы, произведенные только в интересах одного судна или одного груза, и убыток, причиненный им в отдельности, являются простыми, или частными авариями. Произведенные чрезвычайные затраты и убытки для общего блага и для общего сохранения грузов и судна являются большими, или общими авариями».

Сегодня Кодекс торгового мореплавания РФ в ст. 287 устанавливает четыре признака, характеризующих общую аварию:

1. намеренность произведенных убытков;

2. разумность убытков;

3. чрезвычайный характер этих убытков;

4. общая для судна, груза и фрахта опасность, во избежание которой были совершены эти действия.

В не зависимости от конечных результатов принятых мер, при отсутствии хотя бы одного из вышеперечисленных признаков произведенные расходы или убытки не могут быть признаны общей аварией.

1. Намеренность означает, что убытки возникли в результате сознательных действий человека, а не от случайных причин. Намеренность как обязательный признак подлежит определению диспашером при составлении диспаши. Установление случайного происхождения убытков влечет отказ в отнесении убытков к общей аварии. Так, как указывает Самуленков С.В., « убытки, причиненные намеренной, добровольной посадкой судна на мель, будут отнесены к общей аварии в противоположность убыткам, причиненным случайной посадкой судна, которые относятся к частной аварии» Самуленков С.В. Понятие и виды общей аварии // Транспортное право. 2003. N 4. С. 21.

Читать еще:  Как проверить авто на утилизацию через интернет

2. Разумность убытков состоит в том, чтобы причинением меньших убытков или расходов предотвратить возникновение их в больших размерах, иными словами, причиненные убытки должны оправдываться сложившейся обстановкой. Сегодня в соответствии с Правилом Е Йорк – Антверпенских правил и ст. 306 КТМ РФ, на лицо, заинтересованное в распределении общей аварии возлагается бремя доказывания не только факта аварии, но и разумности понесенных расходов и пожертвований. Это вызывает «серьезные опасения относительно последствий включения этого Правила, которые могут быть разрешены только в процессе его применения» Там же. С. 21.

3. Чрезвычайный характер представляет собой возникновение убытков и расходов в обстановке, отличной от нормального судоходства при нормальных условиях, то есть при необычайных, экстраординарных условиях.

Так, пароход “Д.Р.” на пути из Петропавловска-Камчатского во Владивосток попал в шторм. Судно потеряло ход и управляемость, его начало сносить к берегу, в связи с чем, для судна возникла угроза быть выброшенным на берег. Для предотвращения этой опасности в кормовые трюмы была принята забортная вода, что обеспечило загрузку гребного винта и вернуло судну управляемость. Однако по прибытии судна в порт было установлено, что вследствие заполнения трюмов забортной водой часть груза оказалась поврежденной.

При расследовании аварии диспашер указал, что, поскольку убытки возникли в результате действий, предпринятых в целях общего спасения, и носили чрезвычайный, экстраординарный характер, их следует отнести на общую аварию Самуленков С.В. Понятие и виды общей аварии // Транспортное право. 2003. N 4.. Случаи, когда убытки причиняются намеренными, разумными и чрезвычайными действиями, предпринятыми в целях спасения судна, груза и фрахта от общей для них опасности, чрезвычайно многообразны, но такие морские происшествия, как столкновение судов, посадка судов на мель и заход в порт-убежище, наиболее распространены. Однако не все намеренные и разумные расходы, вызванные осложнением условий плавания и направленные на избежание опасностей судоходства, могут признаваться чрезвычайными.

4. Общая опасность означает, что ей подвергается все морское предприятие (судно, фрахт и перевозимый груз), а не одна из сторон. В противном случае убытки не будут признаны общей аварией. Однако причиненные в целях избегания общей опасности убытки не всегда должны относиться к грузу и судну вместе. Эти убытки могут относиться только к судну или только к грузу, например: «Классическим примером является случай, когда перевозимые на судне животные заболевают какой-нибудь заразной болезнью. Для предупреждения заболевания всех животных заболевших выбрасывают за борт. В этом случае, хотя действия производятся намеренно, разумно и носят чрезвычайный характер, возникшие в результате их убытки не могут быть отнесены к общей аварии, поскольку предпринимались они только в целях спасения груза» Самуленков С.В. Понятие и виды общей аварии // Транспортное право. 2003. N 4. С. 22.

Кроме того, опасность должна существовать объективно. Так еще в 1924 г. на Стокгольмской конференции участники пришли к общему мнению, что для отнесения убытков к общей аварии необязательно, чтобы опасность была неизбежной или непосредственной, – достаточно, чтобы она была серьезной и реальной. Однако, так как степень опасности зависит от конкретных обстоятельств каждого случая, поэтому дать общее определение “серьезной”, “реальной” опасности не представляется возможным. При наличии угрозы причинения ущерба судну и грузу, при условии, если не будут предприняты меры по спасению, которые не могут быть просчитаны в момент происходящего, капитан может пожертвовать чем-либо, чтобы избежать опасности, и это будут расходы по общей аварии.

От правильного толкования признаков общей аварии напрямую зависит правоприменительная практика. Таким образом, видится необходимость раскрытия признаков данного правового института непосредственно в законе. «Включение определений признаков общей аварии в закон внесло бы большую определенность во взаимоотношения сторон при возникновении общей аварии» Калинина И.А. Общая авария как специфический институт морского права // Право и экономика. – М.: Юрид. Дом “Юстицинформ”, 2001, № 4. С. 18.

Основные типы аварий по объективному признаку и в зависимости от природы

По объектовому признаку и в зависимости от природы происхождения аварии и катастрофы подразделяются на 10 типов:

  • – транспортные аварии и катастрофы;
  • – пожары, взрывы, угрозы взрывов;
  • – аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ;
  • – аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ;
  • – аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ;
  • – внезапное обрушение зданий, сооружений;
  • – аварии в электроэнергетических системах;
  • – аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения;
  • – аварии на очистных сооружениях;
  • – гидродинамические аварии (прорывы плотин, дамб, шлюзов, перемычек).

Транспортные аварии и катастрофы. В современном производстве с повышенными параметрами технологического процесса периодически создаются условия, приводящие к неожиданному нарушению работы или выходу из строя машин, агрегатов, коммуникаций сооружений или их систем. Такие явления принято называть авариями. Катастрофа — если авария создает угрозу жизни или здоровья людей или вызывает человеческие жертвы она носит название — катастрофа. Не всякая авария приводит к катастрофе, но причиной практически всех катастроф являются аварии.

Наиболее опасные последствия аварий — пожары, взрывы, обрушения и аварии на энергоносителях — энергоисточниках, на атомных электростанциях, на химических предприятиях, приводящих к разрушению средств производства. Большинство аварий происходит по вине человеческого фактора. Наиболее частыми последствиями аварий являются пожары и взрывы.

Пожары, взрывы, угрозы взрывов. Наиболее распространенными источниками возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера являются пожары и взрывы, которые происходят:

  • – на промышленных объектах;
  • – на объектах добычи, хранения и переработки легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ;
  • – на транспорте;
  • – в шахтах, горных выработках, метрополитенах;
  • – в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения.

ПОЖАР – это вышедший из-под контроля процесс горения, уничтожающий материальные ценности и создающий угрозу жизни и здоровью людей. В России каждые 4-5 минут вспыхивает пожар и ежегодно погибает от пожаров около 12 тысяч человек.

Основными причинами пожара являются: неисправности в электрических сетях, нарушение технологического режима и мер пожарной безопасности (курение, разведение открытого огня, применение неисправного оборудования и т.п.).

Взрыв – это горение, сопровождающееся освобождением большого количества энергии в ограниченном объеме за короткий промежуток времени. Взрыв приводит к образованию и распространению со сверхзвуковой скоростью взрывной ударной волны (с избыточным давлением более 5 кПа), оказывающей ударное механическое воздействие на окружающие предметы. Основными поражающими факторами взрыва являются воздушная ударная волна и осколочные поля, образуемые летящими обломками различного рода объектов, технологического оборудования, взрывных устройств.

При угрозе взрыва прежде всего следует покинуть опасное место, предупредив об опасности окружающих. Сообщить о возможности взрыва в милицию. Если взрыв неизбежен, а убежать невозможно, необходимо лечь и прикрыть голову руками.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ. Аварийные ситуации с выбросом (угрозой выброса) опасных химических веществ возможны в процессе производства, транспортировки, хранения, переработки, а также при преднамеренном разрушении (повреждении) объектов с химической технологией, складов, мощных холодильников и водоочистных сооружений, газопроводов (продуктопроводов) и транспортных средств, обслуживающих эти объекты и отрасли промышленности.

Степень химической опасности объекта устанавливается исходя из доли населения, попадающего в зону возможного химического заражения при аварии на химически опасном объекте, от общей численности населения. Для объектов экономики установлены 4 степени химической опасности:

  • 1-я степень — в зону возможного химического заражения попадает свыше 75 тысяч человек;
  • 2-я степень — в зону возможного химического заражения попадает 40-75 тысяч человек;
  • 3-я степень — в зону возможного химического заражения попадает менее 40 тысяч человек;
  • 4-я степень — зону возможного химического заражения сильно действующие ядовитые вещества находится в пределах санитарно-защитной зоны объекта.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ. Воздействие радиации приводит к гибели живых организмов. В результате радиационного заражения развивается лучевая болезнь, нарушающая генетику организма. Появление излучения связано с функционированием предприятий, и использующих радиоактивные материалы, авариями на ядерных установках и деятельностью организаций по переработке и захоронению радиоактивных отходов.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ. Биологически опасные вещества БОВ – называют вещества, способные вызвать массовые инфекционные заболевания людей и животных при попадании в организм в ничтожно малых количествах. К БОВ относятся болезнетворные микробы и бактерии возбудители различных особо опасных инфекционных заболеваний: чумы, холеры, натуральной оспы, сибирской язвы и т.д.

Внезапное обрушение зданий, сооружений. Обрушение (разрушение) зданий, сооружений и инженерных сетей в мирное время обуславливается следующими причинами:

  • – воздействием природных факторов, приводящих к старению и коррозии материалов конструкций и снижению их физико-механических характеристик: воздушной среды, атмосферной влаги, грунтовых вод, засоленных и просадочных грунтов, отрицательной температуры воздуха, блуждающих токов в грунте, биологических факторов, вызывающих гниение древесины, и др.;
  • – стихийными бедствиями, вызывающим разрушение: ураганами, бурями, смерчами, цунами, ливнями, наводнениями, затоплениями, землетрясениями, оползнями, селевыми потоками, снежными обвалами и др.;
  • – проектно-производственными дефектами сооружений и технических систем: ошибками при изысканиях и проектировании, низким качеством выполнения строительных работ или строительных материалов и конструкций;
  • – воздействием технологических процессов на материалы и конструкции: дополнительных нагрузок, высоких температур, вибрации, окислителей, парогазовых и жидких агрессивных сред, минеральных масел и эмульсий;
  • – нарушением правил эксплуатации сооружений, технических систем и возникающими в результате этого пожарами, взрывами паров бензина, химических веществ, газа, самовозгораниями муки на мельничных комбинатах, пыли на зерновых элеваторах и др.

Аварии в электроэнергетических системах. Электротравма возникает при непосредственном или косвенном контакте человека с источником электроэнергии. Под влиянием тепла (джоулево тепло), образующегося при прохождении электрического тока по тканям тела, возникают ожоги. Электрический ток обычно вызывает глубокие ожоги. Все патологические нарушения, вызванные электротравмой, можно объяснить непосредственным воздействием электрического тока при прохождении его через ткани организма; побочными явлениями, вызываемыми при прохождении тока в окружающей среде вне организма. В результате непосредственного воздействия тока на организм возникают общие явления (расстройство деятельности центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем и др.).

При оказании первой помощи пораженным необходимо быстро освободить пораженного от действия электрического тока, используя подручные средства (сухую палку, веревку, доску и др. или умело перерубив (перерезав) подходящий к нему провод лопатой или топором, отключив сеть и др. Оказывающий помощь в целях самозащиты должен обмотать руки прорезиненной материей, сухой тканью, надеть резиновые перчатки, встать на сухую доску, деревянный щит и т.п. Пораженного следует брать за те части одежды, которые не прилегают непосредственно к телу (подол платья, полы пиджака, плаща, пальто). Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения населения – электроэнергетических, канализационных системах, водопроводных и тепловых сетях редко сопровождаются гибелью людей, однако они создают существенные трудности жизнедеятельности, особенно в холодное время года.

Аварии на электроэнергетических системах могут привести к долговременным перерывам электроснабжения потребителей, обширных территорий, нарушению графиков движения общественного электротранспорта, поражению людей электрическим током. Аварии на канализационных системах способствуют массовому выбросу загрязняющих веществ и ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки. Аварии в системах водоснабжения нарушают обеспечение населения водой или делают воду непригодной для питья. Аварии на тепловых сетях в зимнее время года приводят к невозможности проживания населения в не отапливаемых помещениях и его вынужденной эвакуации.

Аварии на очистных сооружениях. Две группы аварий

  • – На очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с выбросом более 10 тонн.
  • – На очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ

Опасность в залповых выбросах отравляющих или токсичных веществ в окружающую среду естественно отрицательным воздействием на персонал.

Гидродинамические аварии (прорывы плотин, дамб, шлюзов, перемычек). Гидродинамическая авария – это чрезвычайное событие, связанное с выходом из строя (разрушением) гидротехнического сооружения или его части, и неуправляемым перемещением больших масс воды, несущих разрушения и затопления обширных территорий. К основным потенциально опасным гидротехническим сооружениям относятся плотины, водозаборные и водосборные сооружения (шлюзы). Разрушение (прорыв) гидротехнических сооружений происходит в результате действия сил природы (землетрясений, ураганов, размывов плотин) или воздействия человека (нанесения ударов ядерным или обычным оружием по гидротехническим сооружениям, крупным естественным плотинам диверсионных актов), а также из-за конструктивных дефектов или ошибок проектирования.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector