Правила направления на ремонт по ОСАГО и сроки процедуры
Общие положения
Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств регулируется ФЗ №40 «Об ОСАГО». Он был принят 25 апреля 2002 года, после чего неоднократно дополнялся и изменялся, постепенно приспосабливаясь к современным условиям. Также некоторые вопросы регламентируются Правилами обязательного страхования, входящими в приложение к Положению Центрального банка №431 от 19 сентября 2014 года.
В соответствии с нормами упомянутых нормативно-правовых актов при повреждении автомобиля в результате ДТП может быть проведен ремонт по ОСАГО, либо выплачена денежная компенсация. При этом владелец транспорта не выбирает, что ему подходит больше. Решение остается за страховой.
Направление на ремонт
Очень важно соблюдать установленный порядок действий для получения направления на ремонт:
Оформить аварию должным образом.
Оповестить страховую компанию о происшествии отправкой соответствующего уведомления.
Собрать пакет документов, составить заявление на перечисление страховой суммы и передать все это страховщику.
Предоставить на осмотр транспортное средство в течение 5 дней после отправки заявления.
Нужно помнить, что в некоторых случаях машину могут отправить на дополнительную независимую экспертизу. В ч.11 ст.12 профильного закона №40 указано, что она проводится в том случае, когда между страховой и автовладельцем не достигнуто согласие по поводу характера и количества повреждений. Если собственник машины не предоставляет ее к осмотру в указанные сроки (5 дней) и отправляет транспортное средство на экспертизу самостоятельно, результаты подобной оценки приняты во внимание не будут.
Среди документов, которые следует предоставить в страховую организацию:
заявление о возмещении;
извещение о происшествии;
паспорт собственника легкового автомобиля;
свидетельство о регистрации;
полис ОСАГО;
протокол о ДТП, постановление ГИБДД;
иные значимые для разбирательства справки и квитанции
Профильный закон устанавливает, что решение о выдаче направления в мастерскую должно быть принято в течение 20 дней со дня поступления в страховую уведомления о происшествии с пакетом документов. При этом считаются все календарные дни, кроме праздничных. В сам бланк направления включаются такие данные, как:
информация о потерпевшем лице;
реквизиты полиса;
сведения о транспортном средстве (марка, регистрационный номер);
сроки проведения восстановительных работ;
название организации, которая будет заниматься ремонтом, ее место расположения и реквизиты.
В случае если у страховщика имеется договоренность с СТО, то он вправе выбрать любой подходящий сервисный центр для ремонта из перечня доступных.
Правила и сроки ремонта
Что касается сроков восстановительного ремонта, то они иногда достигают 30 дней с момента доставки транспортного средства в техцентр. Соответственно, от ДТП до получения машины обратно может пройти до 2 месяцев. Не каждый готов столько ждать, поэтому порой люди соглашаются на не слишком выгодную денежную выплату (если она была предложена).
На ремонт машина направляется на СТО, с которыми у страховой есть договор. Если их несколько и они все удовлетворяют требованиям, то компания выбирает любую из них. Исключений из упомянутого правила два:
при подписании договора об ОСАГО владелец машины выбрал конкретную техстанцию;
страхователь заранее уведомил о желании провести ремонтные работы на конкретной СТО, и страховщик согласился с данным ходатайством.
Согласно нормам актуального законодательства при проведении ремонта по ОСАГО должны быть соблюдены следующие правила:
машины, которым до 2 лет, направляются на обслуживание к дилеру;
расстояние до мастерской не может превышать 50 км от места, где проживает потерпевшее лицо;
срок гарантии составляет полгода для всех действий, кроме покрытия лаком или краской, а также кузовных работ. Для последних он равен одному году.
По окончании ремонтных работ собственник осматривает автомобиль. Если все нормально и претензий нет, он подписывает акт приема-передачи. Свою подпись ставить не следует в случае недовольства качеством оказанных услуг.
Когда сроки ремонта прошли, а машина не была возвращена владельцу, страховщик платит неустойку. Она равна 0,5% за каждый дополнительный день. При обнаружении недостатков владелец автомобиля вправе в письменном виде предъявить претензии страховой компании. Именно она является ответственной за проведение ремонта должным образом и в установленные сроки.
Если хозяин машины недоволен качеством оказанных услуг, сначала он пытается разрешить спорную ситуацию в досудебном порядке. То есть он отправляет претензию в страховую. На ее рассмотрение дается 10 дней, по истечении которых выносится обоснованное решение. В случае если оно не в пользу заявителя, дело передается в суд.
Выплаты по ОСАГО без учета износа: новые правила в 2020 году
В 2020 году, начиная с мая месяца 2017 года начали действовать новые правила об обязательном страховании (ОСАГО) транспортных средств. Законотворцы внесли много изменений, которые коснулись и страховиков и участников дорожного движения. Прежде всего, стоит отметить, что денежная выплата заменяется натуральным видом компенсации. Кроме того, возмещение по ОСАГО будут производить без учета износа в 2020 году. Обо всем по порядку.
Все изменения, касающиеся ОСАГО, предусмотрены Законом федерального значения N 49. Проект утвержден 28.03.2017 г., но он вступил в силу 21.05.2017 г. ФЗ имеет название «О внесении изменений в Федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности ОСАГО владельцев транспортных средств».
Акция. Консультация юриста 2500 рублей БЕСПЛАТНО до 21 марта
Общие положения или что такое расчет износа
Страхование ОСАГО реализуется по принципу обязательности. Второе название договора – автогражданка. Такая страховка предполагает возмещение ущерба третьим лицам. Следовательно, если виновником ДТП стал страховик, то компания обязана компенсировать ущерб пострадавшей стороне.
С учетом тех изменений, которые внесены в закон об обязательном страховании, страховщик восстанавливает автомобиль пострадавшего лица. Рассчитывать на денежную компенсацию сторона теперь не сможет. Компания обеспечит оплату ремонта автомобиля, оплачивая услуги СТО. Оплачиваться будет ремонт тех повреждений, которые возникли в результате аварии.
Но если учесть момент, что на момент аварии автомобиль не был новым, то должен быть учет параметр износа. Ранее выплату страховой компенсации производили с учетом степени изношенности детали, которая подлежит замене. Далее компания выплачивала компенсацию на восстановление авто непосредственно автовладельцу. Второй вариант — оплата услуг СТО, которая производила ремонтные работы.
Внимание! С мая 2017 года компенсацию, пострадавшему в результате ДТП, лицу назначают без учета степени износа авто.
Что принесли с собой нововведения в 2019 год?
Рассмотрим вкратце все изменения, которые были утверждены на федеральном уровне в части обязательного страхования. С учетом этих нюансов можно будет сложить общую картину, понять, как же будет проводиться возмещение ущерба от ДТП. Итак, новые правила учтем в этом списке:
Ремонт вместо денежной компенсации. Вместо выплаты компенсации потерпевшей стороне, компания будет оплачивать непосредственные затраты на ремонт. Но, есть ряд исключений, в которых предусмотрено денежное восстановление:
ремонт требует более чем 400 тыс. руб.;
страховку покрывает международная компания;
урон нанесен иному виду имущества;
страховая компания не имеет возможности для проведения восстановительных мероприятий;
авария задокументирована без участия полиции и сумма взыскания выше 100 тыс. руб.;
авто уже не подлежит ремонту.
ОСАГО – договор, обязателен не для всех участников дорожного движения. На транспортные средства, скорость движения которых не превышает 50 км/ч, страховка ОСАГО не предусмотрена.
Несоблюдение сроков восстановления авто тянет за собой неустойку. На страховщика, который затягивает с выдачей направления на ремонт, возлагается штраф за каждый день просрочки.
Ограничения, связанные с эвакуацией авто. Ранее страховая компания возмещала полную стоимость перевозки битого авто к месту ремонта. Сегодня действует ограничение, компенсируют не более чем 50 км транспортировки.
Случаи, в которых страховая компания может подать иск к виновнику ДТП, с целью взыскания с него суммы ремонта авто потерпевшего лица. Это так называемый регрессивный иск, который может иметь место в ситуациях, когда:
ДТП – умышленное деяние виновника;
у претендента не было прав на управление ТС;
наличие отягощающего обстоятельства в виде алкогольного, токсического, наркотического опьянения;
скрытие с места происшествия;
имела место компенсация по аварии, имевшей место в непредусмотренный ОСАГО срок;
виновная сторона фактически уже восстанавливает авто;
страховая компания не получила материалы по ДТП в установленный законом пятидневный срок;
предоставление недостоверной информации страховщику.
Новые лимиты Европротокола. Теперь без привлечения полиции, в рамках Европротокола, может быть начислена страховая выплата в размере до 100 тыс. руб., ранее была норма до 50 тыс. руб.
Лимит страховых выплат. С нововведениями вошел в оборот и новый норматив страховых выплат:
до 400 тыс. руб. на восстановление авто/иного имущества;
до 500 тыс. руб. на возмещение ущерба, связанного со здоровьем и жизнью.
Внимание! Если выделенной страховой компанией суммы недостаточно для полного возмещения ущерба, то разницу пострадавшее лицо может требовать напрямую у виновной стороны.
Электронные полисы, которые внедрили для минимизации мошеннических операций в сфере страхования. Автовладелец должен лично заполнять форму заявки на сайте компании и без посредников оплачивать полис. Удостоверением подлинности электронных заявок занимается МВД и РСА.
Расширение прав владельца в выборе СТО. Уже на стадии заключения договора автовладелец вправе выбирать СТО из списка, предложенного страховой компанией. И при выборе СТО нужно предусмотреть три таких нюанса, как:
степень отдаленности ремонтного сервиса, не более 50 км от места жительства страховика или места происшествия;
срок восстановительных работ не более 30 дней;
сохранение гарантии на машины, возраст которых не более 2 лет.
Изменение показателей КБМ или «бонус-малус». Теперь коэффициент будут высчитывать исключительно на основании поведенческих факторов водителя. Чем выше уровень езды и показатели безаварийности, тем выше будет коэффициент в ОСАГО. Характеристики автомобиля в расчет не принимаются.
Возможность прямого урегулирования. Ранее урегулирование вопроса при участии только своей страховой компании было возможным лишь при минимальном количестве участников ДТП, не более двух. Сегодня в такой способ вопрос можно решить и при большем количестве участников процесса, три и более.
Ограничения на выплату компенсации представителю потерпевшей стороны. У коллекторских компаний пропал интерес выкупа битых авто, так как на денежно возмещение они рассчитывать теперь не вправе.
Сразу стоит отметить, что все вышеперечисленные новшества коснутся не всех участников дорожного движения. Они будут относиться лишь к новым клиентам, страховавшим авто по договору ОСАГО в период с 28 апреля 2017 года. Для того чтоб правила распространялись на ранее купленные полисы, между страховой компанией и страховиком должна быть составлена письменная договоренность.
Напоминаем! Вы можете оценить Вашу ситуацию у юриста – это бесплатно! Звоните!
Разницу возмещает виновник аварии, хорошо это или плохо?
Возмещение разницы между реальным уроном и выплаченной компенсацией будет производить виновник аварии. К примеру, страховщик выплатил 400 тыс. рублей, а ремонт, без учета износа, обойдется в 500 тыс. руб. В этой ситуации разницу в 100 тыс. можно потребовать с лица, спровоцировавшего аварию.
Такая ситуация выгодная пострадавшему лицу, так как он получает возможность полностью восстановить авто. Поскольку, новыми правилами введен запрет на установку б/у деталей и запчастей при восстановительных работах, то автовладелец может рассчитывать на полное восстановление. Причем возмещение проведут по фактическому урону, без учета степени износа машины.
Но есть и второй участник – виновник аварии. Ему такая ситуация крайне не выгодна. Если он повредит машину десятилетней давности, то пострадавшему лицу будет положена компенсация как за новое авто. Страховая компания компенсирует только часть расходов, а разницу обязан будет платить виновник.
Нововведения – мера наказания для дорожных хулиганов
Если ранее виновники дорожно-транспортных происшествий были защищены от материальных затрат, то сегодня они понесут реальное наказание в виде материального урона за свои противоправные действия. «Купил полис, и смело нарушай правила», сегодня эта норма не действует, так как за собственные нарушения придется платить со своего кошелька.
Как виновнику аварии не переплачивать
В интересах виновника происшествия провести независимую экспертизу для установления суммы реального ущерба. Также нужно попросить выписку о том размере компенсации, которую возместила страховая компания. Если виновное лицо согласно с разницей, предложенной пострадавшей стороной, то лучше произвести возмещение в добровольном порядке. В противном случае придется возмещать еще и судебные издержки. За каждую выплаченную сумму нужно требовать расписку, делается это во избежание повторных выплат.
Статья закончилась. Вопросы остались? Консультация юриста БЕСПЛАТНО
☎ 8 (800) 550-72-89 горячая линия для регионов России
Что такое износ в ОСАГО и как его рассчитать в 2019 году
При расчете компенсации при наступлении страхового случая ОСАГО учитывается износ элементов транспортного средства. Во время проведения экспертизы оценивается возраст транспорта, факт замены деталей. Полученная цифра напрямую зависит от итогового результата, который выведет эксперт и повлияет на сумму компенсации.
Что такое износ автомобиля и как он влияет на ОСАГО
Российское законодательство не определяет понятие “износ” для расчета стоимости ремонта или замены поврежденных частей автомобиля. Однако в нормативным акте Центробанка, служащему как дополнение к основному ФЗ № 40 об обязательном страховании авто, содержится правовая норма данного понятия.
Согласно акту, автогражданка действует по принципу выплаты компенсации владельцу авто, которое попало в ДТП, выплаты производит как страховая компания или сам виновник происшествия за счет своего полиса.
Страховая фирма оплачивает не только ремонт и восстановление, но и производит замену комплектующих транспорта. Но все авто в ДТП не новые на 100%. Раньше страховщики подсчитывали степень износа поврежденных деталей на момент столкновения. И выплата осуществлялась не по цене новой запчасти, а с учетом ее износа.
С мая 2017 года действую поправки в данной сфере подсчета износа и его влияния на ОСАГО. Это ФЗ № 49 “О внесении изменений в Федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности ОСАГО владельцев транспортных средств”. Что привело к перерасчету и выплате компенсации без учета износа ТС и с ним в определенных ситуациях.
Что говорит закон о вопросах износа ТС по ОСАГО
Согласно Положению № 432 в 1 пункте 3.4 (о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт) указано:
размер компенсации на восстановление определяется с учетом изношенности комплектующих авто, которые подлежат замене.
Законодательная норма указывает на параметр изношенности авто как характеристику размера потери деталей авто от первоначально состояния. Расчет должен производится с целью определить потери и возместить их пострадавшему.
Расчет износа авто
Параметр изношенности авто рассчитывается несколькими способами:
Страховой агент заказывает экспертизу и оценивает состояние авто.
Владелец авто заказывает независимую экспертизу.
Владелец авто, попавшего в ДТП, производит расчет на онлайн-калькуляторе.
Когда и кем производится расчет износа
Расчет износа проводится страховой компанией после наступления случая ДТП. Страховщик отправляет авто на экспертную оценку состояния транспорта, степени повреждений. Такую же экспертизу может заказать сам собственник транспортного средства, если не уверен в расчетах компании. После этой процедуры выбирается один из способов компенсации:
денежная выплата;
направление на ремонт.
Внимание. По факту ремонт может обойтись дороже, а разницу будет доплачивать сам водитель.
На какие детали износ не распространяется
Износ распространяется только на заменимые детали и запчасти. Если при ремонте детали можно восстановить, то выплату страховки производят без учета изношенности.
Но износ не начисляется на некоторые виды оборудования, список которых узаконен и идет дополнением в ФЗ № 40 (как приложение №7 от Банка РФ). К данным элементам относятся следующие:
части подушек безопасности;
крепления и ремни безопасности;
гидравлическая система;
сигнализация;
пневматические тормоза;
динамики и акустические установки;
индикаторы неисправности тормозов;
рулевой механизм;
сцепное устройство и т.д.
В полном списке присутствует оборудование, при повреждении которого автомобиль требуется вывести из эксплуатации, а не восстанавливать.
Методика, формула и пошаговый порядок расчета с примером
На законодательном уровне принята единая методика расчета износа авто. Она используется страховыми компаниями и онлайн-калькуляторами. Формула расчеты выглядит следующим образом:
Износ автомобиля по ОСАГО (деталей, узлов, агрегатов) рассчитывается по следующей формуле:
где: Ики — износ комплектующего изделия (детали, узла, агрегата) (процентов); e – основание натуральных логарифмов (e ≈ 2,72); ΔT – коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали, узла, агрегата), его срока эксплуатации; Tки– срок эксплуатации комплектующего изделия (детали, узла, агрегата); ΔL – коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего (детали, узла, агрегата) величины пробега транспортного средства с этим комплектующим изделием; Lки – пробег транспортного средства на дату дорожно-транспортного происшествия.
Значения коэффициентов ∆T и ∆L для различных категорий и марок транспортных средств приведены в приложении 5 к настоящей Методике подсчета.
Х = 0,042 (коэффициент срока эксплуатации) х 5 (непосредственная величина) + 0,0023 (коэффициент пробега) х 33,5 (непосредственная величина) = 0,28705.
Далее возводится основание логарифма е-х (равного ≈ 2,72) в степень, получившуюся выше и получается = 0,75033809
1 — 0,75033809 = 0,2496619
100 х 0,2496619 = 25%
Износ равен 25%. Данный процент применим к любой детали авто.
Дата эксплуатации – 12.12.2007.
Дата ДТП – 20.05.2019.
Категория ТС — ВАЗ.
Пробег – 530 000 км.
В результате получается фактический износ 89.11 %, но он не должен быть выше 50%, а значит владельцу авто придется доплачивать за ремонт лично.
Максимальные и минимальные значения, условия, при которых это возможно
Износ зависит от следующих параметров:
от технического обслуживания;
от качества смазывания;
первоначально состояния деталей;
регулировки механизмов и пр.
Изношенность деталей возрастает при увеличении срока службы деталей и выполненного объема работы. При расчете допускается максимальный процент изношенности авто в 50%. Минимальный износ, который характерен для всех авто 1-10%.
Каким образом происходит выплата – с учетом или без учета износа? Кто оплачивает стоимость износа в 2019 году? Порядок выплат
Процент изношенности вычитывается только с заменимых деталей, степень износа которых определяется экспертизой после свершения аварии.
Получить компенсацию с учетом износа по ОСАГО могут граждане с договором страховки от начала 2017, после 17-го в законе ФЗ № 40 вышли поправки, где отменялась данная характеристика при расчете компенсации.
Изменения в законодательстве по полисам ОСАГО привели к отмене выплат в большинстве случаев ДТП, заменив их на направление на ремонт. Станция ремонта выбирается страховщиком, работы производят на лимитированную сумму, все что будет выше указанного в направлении оплачивается собственником авто.
Предоставление возмещения при договоре, заключённом позднее 2017 года, производится в случаях:
смерть при ДТП, причинение вреда здоровью;
пострадавший имеет инвалидность;
ремонт обходится выше лимита страхового возмещения;
повреждения не ремонтируемые.
получения финансовой выплаты;
получение направления на ремонт, где сумма работ свыше оплачивается самостоятельною
Без учёта износа выплаты по полису страхования предоставляются страховщиком в случаях, определенных страховым договором, а также в ситуациях, когда степень износа является нулевой (например, если в аварию попал новый автомобиль).
Как выяснить и что делать, если СК обманывает при оценке
Страховые компании также намерены получать выгоду при заключении договоров с автовладельцами. Поэтому компенсационные выплаты нередко минимальны, из-за чего возникают спорные ситуации.
Если владелец авто видит неточности, то может потребовать провести перерасчет, сверить даты эксплуатации авто, что может изменить размер компенсации.
Если владелец авто заметил данные неточности, то он вправе подать в суд на страховую фирму. Для доказательства своей правоты понадобится заказать дополнительную независимую экспертизу авто.
Результаты исследования передаются в суд в качестве доказательства и требования полноценной компенсации.
Суд проведет оценку состояния авто после ДТП. Назначается судебный эксперт, который проведет независимую экспертизу для вынесения судебного решения.
Какие страховые полисы не учитывают износ автомобиля
Все страховые фирмы, зарегистрированные в системе РСА, не учитывают износ автомобиля при расчете компенсации согласно новым изменениям в формировании компенсации ОСАГО.
Если автовладелец не менял страховую фирму с 2017 года и у него была договоренность по износу, то право компенсации сохраняется.
Заключение
Износ автомобиля при выплате ОСАГО это параметр, который распространяется на замену или восстановление деталей автомобиля из соответствующего перечня (дополнения к ФЗ № 40). Автовладелец получает от страховщика направление на ремонт или денежную выплату для его осуществления, то есть производиться натуральное возмещение повреждений без учета изношенностей деталей.
Нулевое значение износа ЗЧ по ОСАГО
Опции темы
Поиск по теме
Нулевое значение износа ЗЧ по ОСАГО
На заметку. Главное – чтоб не пригодилось. При определении размера страховой выплаты по ОСАГО для отдельных запчастей, узлов установлено нулевое значение износа. Это детали, при неисправности которых движение транспортных средств запрещено. Приказ и перечень в архиве.
Типа это зап. части в процессе эксплуатации не изнашиваются?
Приказ Минтранса РФ от 25 января 2011 г. N 20 “Об утверждения Номенклатуры комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), для которых устанавливается нулевое значение износа при расчете размера расходов на запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств”
. Утвердить прилагаемую Номенклатуру комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), для которых устанавливается нулевое значение износа при расчете размера расходов на запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств. .
Номенклатура комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), для которых устанавливается нулевое значение износа при расчете размера расходов на запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств (утв. приказом Минтранса РФ от 25 января 2011 г. N 20)
1. Подушки безопасности (устройства, устанавливаемые на транспортном средстве, которые в случае удара транспортного средства автоматически раскрывают эластичный компонент, предназначенный для поглощения энергии удара посредством сжатия содержащегося в нем газа)*. 2. Ремни безопасности, включая замки крепления, устройства натяжения и ограничения усилий, детские удерживающие устройства. 3. Баллоны конденсационные пневматической системы тормозов. 4. Влагоотделители пневматической системы тормозов. 5. Воздухораспределители пневматической системы тормозов. 6. Головки соединительные пневматической системы тормозов. 7. Датчики пневматической системы тормозов. 8. Камеры тормозные пневматической системы тормозов. 9. Клапаны перепускные пневматической системы тормозов. 10. Клапаны защитные пневматической системы тормозов. 11. Клапаны ускорительные пневматической системы тормозов. 12. Клапаны управления тормозами прицепа пневматической системы тормозов. 13. Компрессоры пневматической системы тормозов. 14. Краны тормозные пневматической системы тормозов. 15. Краны разобщительные пневматической системы тормозов. 16. Краны управления тормозами прицепа пневматической системы тормозов. 17. Манометры пневматической системы тормозов. 18. Регуляторы давления пневматической системы тормозов. 19. Регуляторы тормозных сил пневматической системы тормозов 20. Редукторы пневматической системы тормозов. 21. Ресиверы (баллоны воздушные) пневматической системы тормозов. 22. Трубопроводы пневматической системы тормозов. 23. Фильтры воздушные пневматической системы тормозов. 24. Измерительные устройства электронно-пневматических тормозных систем. 25. Электронные блоки управления электронно-пневматических тормозных систем. 26. Исполнительные механизмы электронно-пневматических тормозных систем. 27. Бачки расширительные главного тормозного цилиндра гидравлической системы тормозов. 28. Клапаны выпуска воздуха гидравлической системы тормозов. 29. Регуляторы тормозных сил гидравлической системы тормозов. 30. Насосы вакуумные гидравлической системы тормозов. 31. Трубопроводы гидравлической системы тормозов. 32. Усилители гидравлической системы тормозов. 33. Цилиндры главные тормозные гидравлической системы тормозов. 34. Цилиндры рабочие тормозные гидравлической системы тормозов. 35. Аккумуляторы давления антиблокировочной тормозной системы. 36. Блоки управления антиблокировочной тормозной системы. 37. Датчики скорости вращения колеса антиблокировочной тормозной системы. 38. Насосы антиблокировочной тормозной системы. 39. Реле гидравлического насоса антиблокировочной тормозной системы. 40. Реле магнитного клапана антиблокировочной тормозной системы. 41. Барабаны тормозные. 42. Датчики износа тормозных колодок. 43. Датчики положения педали тормоза. 44. Диски тормозные. 45. Индикаторы неисправности тормозной системы. 46. Кронштейны крепления педали тормоза. 47. Колодки тормозные. 48. Колодочный тормоз трамвая. 49. Механизмы тормозные в сборе. 50. Накладки тормозные. 51. Педали тормоза. 52. Пружины педали тормоза. 53. Пружины тормозных колодок. 54. Пылезащитные чехлы тормозной системы. 55. Регулировочные механизмы барабанного тормоза. 56. Регуляторы давления тормозной системы. 57. Рельсовый тормоз трамвая. 58. Рычаги поворотные тормозного механизма. 59. Рычаги (ручки) ручного тормоза мотоциклов. 60. Суппорты. 61. Тяги педали тормоза. 62 .Аккумуляторы давления рулевого управления. 63. Бачки расширительные насоса гидроусилителя рулевого управления. 64. Валы рулевого привода. 65. Картеры рулевого механизма. 66. Клапаны управления гидравлического усилителя руля. 67. Колеса рулевые. 68. Колонки рулевого управления. 69. Кулаки поворотные рулевого управления. 70. Манжеты рулевого механизма. 71. Механизмы рулевые в сборе: 72. Наконечники рулевой тяги. 73. Насосы гидроусилителя рулевого управления. 74. Опоры промежуточные рулевого привода. 75. Радиаторы масляные гидравлического усилителя рулевого управления. 76. Распределитель рулевого усилителя. 77. Шестерни рулевого механизма. 78. Рейки рулевые. 79. Ремни насоса гидравлического усилителя руля. 80. Сошки. 81. Трубопроводы гидроусилителя рулевого управления. 82. Тяги рулевые. 83. Усилители гидравлические рулевого управления. 84. Усилители электрические рулевого управления. 85. Цилиндры силовые рулевых усилителей. 86. Шарниры рулевого управления. 87. Рули мотоциклетного типа.
Что такое износ и как рассчитываются выплаты по ОСАГО с учетом амортизации? Действия при обмане страховщиками
Автомобиль попал в ДТП и пострадал? Сразу возникает вопрос – какая выплата положена по полису автогражданского страхования. В соответствии с ФЗ-40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 сумма компенсации зависит от расходов на восстановление транспортного средства в доаварийное состояние.
К таким затратам относятся ремонт, приобретение запчастей и материалов, необходимых для замены поврежденных. При этом стоимость «пострадавших» узлов оценивается с учетом их износа.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-38-65 . Это быстро и бесплатно!
Что это такое?
Износ деталей по автогражданке является естественным процессом, который происходит во время эксплуатации авто.
На естественный износ транспортного средства и его деталей влияет ряд факторов. К ним относятся:
год выпуска, год введения авто в эксплуатацию (в некоторых случаях эти даты могут отличаться, к примеру, если в автосалоне был куплен новый автомобиль, выпущенный годом ранее);
пробег;
общее состояние покрышек, которые установлены на машину (срок эксплуатации, размер протектора и проч.).
Этот параметр учитывается только в том случае, когда требуется заменить определенный узел или деталь. Если поврежденные элементы можно восстановить, износ не учитывается. Чаще всего размер естественной амортизации составляет 8-15% от начальной стоимости автомобиля.
Расчет
В первую очередь необходимо разобраться, как действует автогражданка или ОСАГО. Данное страхование направлено на возмещение ущерба пострадавшей в ДТП стороне. Выплаты осуществляются за счет полиса виновника аварии. Поэтому ОСАГО является обязательным для всех владельцев транспортных средств.
Страховая компания компенсирует расходы на восстановление только тех узлов и агрегатов, которые пострадали при столкновении. При этом нужно помнить, что пострадавшее авто не было на 100% новым. Поэтому страховые выплаты рассчитываются не по стоимости новых частей, ас учетом их амортизации.
Кто выполняет?
Производить расчет износа авто по автогражданке может только независимый эксперт, с которым заключили договор страховщики. По этой причине многие владельцы транспортных средств жалуются на небольшие компенсации, не покрывающие все затраты на ремонт.
Чтобы избежать подобной ситуации, автовладельцам рекомендуется самостоятельно ознакомиться с методикой расчета амортизации.
Методика и формула
Для расчета износа по ОСАГО страховые компании применяют единую методику, утвержденную Положением Центрального Банка РФ от 19.09.2014, главными факторами которой являются:
год выпуска транспортного средства;
пробег;
срок использования узла или детали (только в том случае, если по ним существует необходимая информация).
При определении размера компенсации основным показателем является год изготовления авто. Всего за год размер вероятной страховой компенсации может снизиться на 8-10%.
На сумму выплаты по покрышкам влияют такие характеристики:
высота рисунка протектора у новой «резины»;
высота рисунка протектора на момент аварии»;
установленная нормативными документами высота рисунка.
Если в аварии пострадали новые шины, то при наличии документов, подтверждающих дату приобретения, можно получить компенсацию без амортизации по страховке.
В соответствии с существующей методикой износ рассчитывается по формуле:
Ики – амортизация комплектующего элемента транспортного средства (процентов);
е – основание натурального логарифма (е ≈ 2,72);
∆T – коэффициент, который учитывает влияние на амортизацию узла или детали их возраста;
Тки – возраст комплектующего элемента автомобиля (лет);
∆L – коэффициент, учитывающий воздействие на амортизацию комплектующей части общего пробега машины с этим элементом;
Lки – пробег (тыс.км).
Значения коэффициентов ∆L и ∆T для разных типов транспорта указаны в приложении №5 к Единой методике расчета износа по ОСАГО.
Расчет для реального автомобиля
Разберем на наглядном примере, как рассчитывается амортизация по ОСАГО:
авто марки – CHERY T11 TIGGO;
дата выпуска – 2009;
пробег – 85251 км;
дата аварии – 18 июля 2015 г.
Для данной модели транспортного средства вышеназванные коэффициенты будут иметь следующие значения:
Подставляем их в исходную формулу и получаем, что Ики=44,52%. Это значит, что для расчета страховой суммы будет учитываться амортизация равная 44,52%
Какой максимальный процент амортизации по автогражданке?
Раньше максимальный размер амортизации по автогражданке составлял 80%, что составляло достаточно существенную сумму. К примеру, при стоимости транспортного средства 500 тыс. рублей, автовладелец может получить не более 100 тыс. рублей. Это не выгодно ни с точки зрения экономики, ни логики.
Поэтому в октябре 2014 года в законодательство, действующее в данном направлении, были внесены некоторые поправки. После вступления поправок в силу максимальный размер износа стал составлять 50%.
При этом комплектующие изделия, существенно влияющие на безопасность движения и жизнь людей, страховщики почти всегда оплачивают в полном объеме, независимо от износа и других факторов.
Детали и узлы, для которых нет учета амортизации
При расчете страховой выплаты амортизация учитывается на все узлы и детали транспорта, кроме тех, которые напрямую влияют на безопасное использование авто. Перечень деталей, для которых не учитывается износ по автогражданке, приведен в 7 приложении Постановления Центрального Банка РФ. К ним относятся:
детские кресла, подушки и ремни безопасности;
пневматика и гидравлика тормозов;
элементы антиблокировки;
тормозные колодки, диски, барабаны;
индикаторы повреждения тормозов;
пружины тормозных колодок и педалей;
суппорты;
элементы рулевого управления;
отдельные узлы сцепления.
Выплата с учетом затрат на ремонт или покупку запчастей
Размер выплаты по ОСАГО зависит от затрат на осуществление ремонта, покупку материалов и запасных деталей. Рассчитывается стоимость необходимых запчастей с учетом амортизации по формуле:
k – количество запчастей одного типа, которые требуется заменить;
СД – стоимость одной детали;
И – амортизация элемента.
Количество комплектующих изделий, нуждающихся в замене, определяют независимые эксперты, а их стоимость регулируется специальными справочниками.
Определяя стоимость запчасти, требуется учитывать регион регистрации автомобиля.
Из формулы следует, что страховая выплата уменьшается за счет амортизации.
Например, в ДТП был поврежден бампер. Стоимость нового бампера 6 500 рублей, монтаж нового бампера обойдется в 2 000 рублей. Износ авто составляет 25%.
С учетом амортизации стоимость нового бампера составляет: 6 500 – 6 500/100*25 = 4 875 руб.
Размер страховой выплаты: 4 875+2 000 = 6 875 руб.
Полученная компенсация на 1 625 руб. меньше.
На первый взгляд сумма небольшая, но если в аварии пострадало больше элементов, а износ транспортного средства больше, то невыплаченная сумма может серьезно отразиться на финансовом состоянии автовладельца.
Что делать, если СК обманывает при оценке
Так как расчетом амортизации занимаются сотрудники страховой компании, заинтересованные в большей прибыли, то ее размер может быть серьезно завышен. Но не все автовладельцы знают, как поступить в такой ситуации и что нужно делать, чтобы получить все соответствующие выплаты в полном объеме. Если СК обманывает при оценке владельцу транспортного средства нужно действовать по такой схеме:
провести повторную экспертизу у независимого эксперта, несвязанного со страховой компанией;
подать исковое заявление в суд (на этом этапе рекомендуется обратиться за помощью к профессиональному автоюристу, который поможет правильно оформить пакет необходимых документов);
дождаться решения суда.
При незначительном уменьшении страховой выплаты суд может принять решение в пользу СК.
Если такое произошло, то можно обратиться в вышестоящую инстанцию. По мнению специалистов, современная методика расчета компенсации по ОСАГО еще не совершенна и нуждается в доработке. Поэтому автовладельцам следует самостоятельно изучить схему расчета выплат и амортизации по ОСАГО. Это поможет в дальнейшем избежать конфликтных ситуаций с СК.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
ОСАГО без износа
ОСАГО уже шесть лет помогает потерпевшим получить компенсацию после аварии. Или не помогает — бывает и такое. Но больше всего нареканий вызывает то, что выплаченные суммы не покрывают расходов на ремонт. В причинах недовольства разбирался Сергей Смирнов.
201002161925_132395
ИЗНОШЕННЫЕ ПРАВИЛА
Итак, суть большинства жалоб на страховые компании: денег, полученных по ОСАГО, не хватает на полноценный ремонт. Проблема в следующем. Страховые компании определяют сумму ущерба по специальным правилам, где записано: при определении размера восстановительных расходов учитывается износ деталей (пункт 63 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; утверждены постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 года № 263).
Другими словами, чем старше автомобиль, тем меньше денег заплатит страховая компания. Именно это положение и не дает большинству потерпевших отремонтировать поврежденные автомобили на деньги, полученные по страховке. Новый бампер взамен разбитого на пятилетний автомобиль? Не положено! Ведь старый стал за эти годы дешевле вполовину; значит, такой и нужно искать для замены. Только где его взять? Вот и приходится пострадавшим доплачивать свои кровные для покупки новой детали. Я здесь не рассматриваю случаи возможного мошенничества — это другая тема. Но насколько вообще законно такое положение?
КТО ВАЖНЕЕ?
Вообще-то, закон закрепляет за потерпевшими право полного возмещения убытков (статьи 15 и 1064 Гражданского кодекса РФ). То есть потерпевший вправе требовать компенсации всех расходов, необходимых для ремонта автомобиля. Возмещение ущерба в рамках ОСАГО должно производиться на основании федерального закона от 25.04.2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и принятых позже (но в соответствии с этим же законом) Правил ОСАГО. В законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» не предусмотрено ограничение страховой выплаты в связи с состоянием, в котором находилось имущество на момент причинения вреда. То есть страховая выплата по ОСАГО должна производиться без учета износа. Но при этом в Правилах ОСАГО появился злосчастный пункт про износ! Выходит, это положение противоречит закону. Но, похоже, такая ситуация вполне устраивает страховщиков, и при расчетах они пользуются именно Правилами — в таком случае им надо платить меньше.
В законе об ОСАГО не предусмотрено ограничение страховой выплаты в связи с состоянием, в котором находилось имущество на момент причинения вреда. То есть страховая выплата должна производиться без учета износа!
СУДЕБНО-СТРАХОВОЙ СОЮЗ
Вынужден констатировать: суды общей юрисдикции, где рассматривают споры между автовладельцами и страховщиками, в большинстве случаев занимают позицию последних. Так уж повелось на практике, и такую точку зрения поддержал Верховный суд (решение ВС РФ от 25.11.2003 года № ГКПИ03–1266). Суд указал, что положения пункта 63 Правил ОСАГО о необходимости учета износа деталей полностью соответствуют требованиям статьи 15 ГК РФ, поскольку позволяют… «потерпевшему отремонтировать автомобиль и исключить обогащение с его стороны». Честно говоря, с точки зрения обычного человека, решение абсурдное. Как можно отремонтировать автомобиль, если вместо необходимых, к примеру, 100 тысяч рублей страховая компания выплачивает половину? А если поставить новые детали подвески вместо изуродованных в аварии — выходит, водитель при этом обогатится? И еще: учел ли суд, что установка бэушных деталей противоречит другому закону — «О безопасности дорожного движения»?
Словом, решение ВС вызывает немало вопросов. Поэтому даже не все суды (!) занимают такую же позицию. И нередко принимают решения в пользу автовладельцев. Не так давно мне удалось добиться взыскания со страховой компании выплаты без учета износа (ЗР, 2009, № 10). Поэтому попытаюсь изложить свои доводы для тех, кто окажется в сходной ситуации.
Президиум Высшего арбитражного суда Российской Федерации (ВАС РФ) пришел к выводу, что страховое возмещение по ОСАГО должно выплачиваться без учета износа (постановление Президиума ВАС РФ от 20.02.2007 года № 13377/06). Поводом для этого стал спор между двумя страховыми компаниями о взыскании ущерба, причиненного застрахованным лицом. ВАС как раз руководствовался положениями закона (он принят Госдумой), как акта, имеющего большую юридическую силу по сравнению с Правилами (утверждены Правительством РФ), и удовлетворил требование страховой компании о возмещении ущерба в размере стоимости ремонта автомобиля без учета его износа. Правда, это постановление обязательно к исполнению только в арбитражных судах (они решают споры между юридическими лицами), но никто не запрещает применять его «по аналогии». В таком случае появляются шансы реально отстоять свои интересы и в судах общей юрисдикции.
Как я уже говорил, мне уже удавалось сделать это, причем дважды. К сожалению, прецедентное право у нас в стране не работает, каждый раз приходится собирать всю юридическую доказательную базу заново. Но я все-таки надеюсь на то, что порочная практика, когда суды однозначно толкуют положения закона в пользу страховой компании, изменится, а принципиальное противоречие между двумя актами будет устранено. А пока советую читателям, у которых возникли аналогичные споры со страховыми компаниями, требовать выплаты без учета износа, не бояться отстаивать свои права в суде.