Нет ни одного водителя, который намеренно бы решил попасть в аварию и причинить вред другим лицам. Но будучи владельцем автомобиля невозможно предсказать события, возникающие на дорогах, в том числе и ДТП. Чтобы не понести существенных финансовых потерь, водители должны защитить свою ответственность, получив полис ОСАГО. Такая страховка хоть и не сможет предотвратить автокатастрофу, но поможет виновнику расплатиться с пострадавшими.
Застраховавшись, владелец автомобиля начинает чувствовать себя более защищено, но цена такой защиты порой совсем не радует. Многим непонятно почему размер страховой премии во время очередного продления полиса меняется. В этой статье мы постараемся понять на сколько подорожает страховка после ДТП по своей вине и почему это происходит.
Влияние КБМ после ДТП на стоимость страховки
Цена бланка «автогражданки» связана со многими показателями и базовым тарифом. Но лишь изменение КБМ происходит из года в год. Значит, увеличивается автогражданская ответственность (ОСАГО) по цене и уменьшается, исключительно от коэффициента бонус-малус.
Данный параметр существенно влияет на стоимость страховки, но влияние может стать отрицательным и положительным. Если произошло транспортное происшествие по ОСАГО, в котором виновником стал держатель полиса, то он понесет наказание в будущем. То есть, после аварии стоимость его страховки увеличится, а значит применят повышающий коэффициент ОСАГО во время расчета.
Но если водитель минимум на протяжении 3 лет исправно оформлял страховку и впервые попал в автокатастрофу, то цена полиса изменится, но страховая премия будет рассчитываться, не повышая ее размер, а просто без скидок. В случае повторного случая автокатастрофы за один страховой период, скидка превратится в наказание и взнос за страховку станет больше.
Например, водитель перезаключил договор страхования в конце декабря 2016 года. На момент подписания соглашения, ему начислили коэффициент КБМ равный 5 классу, что соответствовало 10% скидке. В следующем году весной он стал инициатором аварии, и страховая компания выплатила компенсацию пострадавшим. После заключения нового договора, скидка по ОСАГО была равна 10%, а теперь ее не станет, поскольку у водителя уменьшится класс.
Как рассчитывается коэффициент бонус-малус
Понятно, что коэффициент ОСАГО после ДТП уменьшится, но почему это происходит? Страховые компании продающие полисы автострахования не хотят иметь убыточных клиентов. Поскольку они не вправе влиять на тарифы стоимости ОСАГО, им предоставлена возможность наказывать неаккуратных водителей.
Страховые организации используют коэффициент аварийности, который становится повышающий при ДТП (наказание) и наоборот поощрительный при езде без автокатастроф. Когда рассчитывается ОСАГО на новый страховой период, аварийный показатель агенты страховой компании узнают по единой информационной базе Российского Союза Автостраховщиков (РСА).
Проверить текущий класс бонус-малус на портале РСА вправе каждый. Водители вправе сделать расчет калькулятором ОСАГО и узнать так КБМ, а также использовать единую таблицу.
Чтобы использовать второй вариант, надо знать количество аварийных ситуаций и количество лет беспрерывного страхования по ОСАГО. Единая таблица коэффициентов доступна на сайте РСА.
Впервые застрахованному водителю легче определить и понять, как меняется КБМ, поскольку во время первого страхования ответственности, ему присвоят 3 класс, не влияющий на стоимость, поскольку коэффициент равен единице.
Но из-за автокатастрофы, во время переоформления договора, ему придется переплатить за полис 55%, класс уменьшится до единицы, а коэффициент станет равен 1,55. Данный момент легко увидеть по таблице.
В примере указано, что водитель имеет начальный 3 класс с коэффициентом 1, без скидки (т.е. она равна 0%). Став виновником автокатастрофы, класс автоматически уменьшается до 1, а значит увеличится сумма страховой выплаты, поскольку до третьего класса – это коэффициенты, повышающие цену полиса.
Сколько действует повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП
Из всего сказанного, понятно почему возрастает цена автострахования, но повышение коэффициента не действует вечно. Так, влияние ДТП на стоимость ОСАГО временное и страхователь сам становится причастен к этому. Когда водитель хочет, чтобы на следующий год страховки цена снова вернулась к прежнему состоянию, а по возможности и появилась скидка, нельзя за новый страховой период становится виновным в автокатастрофе.
Следовательно, не попав в ДТП, вместо 3 класса назначат 4, а значит уменьшится коэффициент и возрастет скидка на 5%. Коэффициент будет меняться из-за аварии и другие происшествия на него повлиять не могут.
Но на срок действия повышающего коэффициента ОСАГО, водитель повлиять не может. Значит, увеличение КБМ станет преследовать его до начала нового срока страхования. Проще говоря, действует повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП ровно до момента перестрахования.
Следовательно, неважно, когда именно произошло транспортное происшествие, в начале страхового периода, середине и конце, ведь как только водитель купит новую страховку КБМ пересчитают и назначат новый.
Можно ли избежать увеличения цены после ДТП
Все повышающие коэффициенты ОСАГО отражают аккуратность вождения водителя. Значит, водитель способен сам регулировать цену полиса. Участвуя в аварии как виновник, избежать увеличения цены полиса не получится, поскольку страховка ОСАГО после ДТП, а точнее, данные о происшествиях хранятся у страховщиков и в базе РСА.
Значит, когда страховка автострахования увеличивается, владелец автомобиля не сможет избежать наказания. Ранее из действующего ОСАГО выписывали провинившегося шофера и меняли компанию страховщика. Но теперь подобные действия бесполезны, так как увеличенный коэффициент за ДТП хранится в электронной базе данных, к которой имеется доступ у всех, а значит обнулить класс не выйдет.
Лишь лица, имеющие за плечами от 1 года безаварийного стажа, могут надеется на скидку. У них страховка будет стоить значительно дешевле по сравнению с автогражданкой неаккуратного водителя.
По своей вине
Собираясь покупать страховку у нового страховщика не стоит надеется, что он не узнает о вашем классе КБМ и не учтет его во время расчета. Увеличивающий коэффициент, за счет которого страховка вырастет в цене, распространяется исключительно на неаккуратных водителей.
Поэтому попав в автокатастрофу, но в ней став потерпевшим, дороже страховка станет исключительно у инициатора аварии. Поскольку стоимость изменится из-за виновника ДТП, а потерпевший будет вынужден чинить автомобиль за счет страховой компании и тратить время.
В общем, на стоимость страховки, ДТП влияет непосредственно, но только если произошла авария по вашей вине. В остальных случаях страховщики поощряют водителей и начисляют скидку ежегодно по 5%. Владельцы автомобилей и шоферы могут сами контролировать цену полиса на будущий страховой период.
С этой целью необходимо придерживаться ПДД, избегать аварийных ситуаций и стараться решить проблему на дороге самостоятельно (по возможности), не привлекая внимание страховщика.
Что делать если ОСАГО не покрывает ущерб
При оформлении страховки наличие водительского стажа, класс, присвоенный водителю, как и другие установленные законом коэффициенты влияют на сумму страховой премии. Но заплатив немалые деньги, водители часто недовольны тем, что выплата страховки при ДТП не способна покрыть все расходы.
Обычно попав в аварию, потерпевший действует так:
Потерпевший в автокатастрофе водитель за получением страховых выплат должен обратиться в свою или страховую компанию виновника (в зависимости от ситуации).
В офис страховщика предоставляются документы для выплаты страховки, подтверждающие факт дорожно-транспортного происшествия (справки с ГИБДД, извещение, протокол и т. д.).
Страховая компания в установленный срок должна провести экспертизу и на ее основе отправить пострадавшее авто на ремонт в СТОА.
Когда экспертиза, проведенная компанией, не устроила, необходимо нанять другого независимого оценщика.
В случае существенной разницы между отчетами экспертов, надо направить акт оценки с заявлением о пересмотре количества выплат к страховщику.
При отказе, а также игнорировании заявления в течение 5 дней, страхователь вправе направить иск в суд.
Как меняется КБМ по ОСАГО после ДТП? Расчёт. Можно ли и как восстановить?
КБМ не всегда повышается, если вы попали в аварию. Его значение зависит вовсе не от ДТП, а конкретно от страхового случая – то есть если вы признаны виновным, а потерпевший обратился и получил выплату по ОСАГО.
Расчёт коэффициента производится по утверждённой Центробанком таблице.
Если даже у вас максимальная безаварийная скидка, то, попав за год в аварии 3 раза, вы уже достигнете самого высокого значения коэффициента.
Изменившийся КБМ можно и восстановить к прежнему значению, но не во всех случаях.
При попадании в ДТП изменяется стоимость полиса ОСАГО на следующий период страхования. Но далеко не во всех случаях. В статье мы выясним, для кого, и, главное, насколько уменьшается КБМ и, соответственно, повышается коэффициент, на который умножается при расчёте базовый тариф в 2020 году. Мы также приведём примеры расчётов.
Попали в ДТП – всегда ли изменяется КБМ?
Нет. Но сначала давайте выясним, что же это такое – КБМ!
Это коэффициент бонус-малус, который применяется при расчёте полиса ОСАГО при покупке его на автомобиль. То есть при определении стоимости страховки сначала берётся базовый тариф, который страховая компания устанавливает самостоятельно, но в пределах установленного законом коридора от 2 746 до 4 942 рублей для легковых автомобилей физических лиц в России.
Далее при расчёте эта фиксированная сумма умножается поочерёдно на определённые коэффициенты. По состоянию на 2020 год из всего 7:
коэффициент региона регистрации в России,
КБМ – в зависимости от наличия страхового случая,
ограниченного или неограниченного по водителям ОСАГО,
возраста и стажа,
мощности машины,
сезонности эксплуатации авто,
срока страхования.
Все они применяются поочерёдно в таком же порядке, как представлено в списке выше. То есть берём, к примеру, базовый тариф 4 000 рублей, и, если владелец машины проживает в Москве, то получаем коэффициент 2 – то есть стоимость в расчёте увеличивается в 2 раза – до 8 тысяч. Далее, например, человек ни разу не попадал в ДТП в течение последних 8 лет, то далее применяется КБМ 0,6 – то есть 8 000 умножаем на 0,6 и получаем 4 800 рублей. И так до последнего коэффициента.
Но в любом случае итоговая цена страховки ОСАГО не должна превышать в 3 раза базовый тариф.
Таким образом, – это зависимость стоимости полиса от количества страховых случаев. Его текущее значение хранится в базе данных РСА (Российского союза автостраховщиков), и запрашивается сотрудниками страховых каждый раз, когда они рассчитывают стоимость вашего полиса.
Многие автолюбители в обиходе называют этот коэффициент “безаварийной скидкой”, что в целом не совсем верно, потому что:
КБМ не зависит напрямую от ДТП,
здесь может быть не только скидка, но и повышение стоимости, если вы часто попадаете в аварии и оказываетесь в них виновником.
Итак, КБМ после дорожного происшествия изменяется не всегда, а только при следующих условиях:
вы признаны виновником в аварии,
по результату ДТП потерпевшая сторона обратилась за страховым возмещением – то есть КБМ не меняется от простого наличия аварии, должен быть именно страховой случай – то есть выплата или направление на ремонт; проще говоря, страховая организация должна потерпеть убыток.
Тогда КБМ для вас не вырастет и никак не изменится. Дело в том, что этот коэффициент призван мотивировать автовладельцев соблюдать ПДД, меньше попадая в аварии. То есть если вы часто оказываетесь виновником в ДТП, то страховка для вас дорожает.
Если же вы ни в чём не виновны, то и ОСАГО для вас не должно поменять. Логично? Вполне!
Если вина обоюдная?
В этом случа вне зависимости от степени виновности в ДТП бонус-малус повысится для всех его участников. Увы, но даже возрастания КБМ на меньшие значения в зависимости от степени обоюдной вины каждого участника не предусматривается. Даже если вы виновны всего на 1%, КБМ изменится одинаково, как и для виновника на 99%.
Как меняется КБМ? Таблица
Итак, теперь мы знаем, что безаварийная скидка вырастет только в том случае, если вы виновник ДТП, а потерпевший обращался в страховую и получил возмещение по ОСАГО.
Страховщики же (если быть точнее, то Центробанк) уже давно всё рассчитали и придумали фиксированную таблицу изменения КБМ в зависимости от страховых случаев. Она менялась в последний раз в апреле 2019 года и на сегодняшний день выглядит нижеследующим образом.
цветом выделен непосредственно сам КБМ – то есть его значение при покупке полиса ОСАГО,
красным выделены значения коэффициента, когда они увеличивают стоимость страховки,
синим – изначальный КБМ, если вы ранее не страховались, или у вас был перерыв более года (когда он обнуляется),
а зелёным – значения коэффициента, когда они снижают стоимость страховки,
все столбцы правее первого – это количество ДТП в страховом периоде и как они увеличивают значение на следующий год.
Таблица КБМ после ДТП
Коэффициент КБМ на период
Коэффициент КБМ
0 ДТП
1 ДТП
2 ДТП
3 ДТП
Более 3 ДТП
2,45
2,3
2,45
2,45
2,45
2,45
2,3
1,55
2,45
2,45
2,45
2,45
1,55
1,4
2,45
2,45
2,45
2,45
1,4
1
1,55
2,45
2,45
2,45
1
0,95
1,55
2,45
2,45
2,45
0,95
0,9
1,4
1,55
2,45
2,45
0,9
0,85
1
1,55
2,45
2,45
0,85
0,8
0,95
1,4
2,45
2,45
0,8
0,75
0,95
1,4
2,45
2,45
0,75
0,7
0,9
1,4
2,45
2,45
0,7
0,65
0,9
1,4
1,55
2,45
0,65
0,6
0,85
1
1,55
2,45
0,6
0,55
0,85
1
1,55
2,45
0,55
0,5
0,85
1
1,55
2,45
0,5
0,5
0,8
1
1,55
2,45
Таким образом, чем больше ДТП, в которые вы попадали и оказывались виновником и где потерпевший обращался за возмещением, тем выше будет значение КБМ.
Рассчитать стоимость страховки ОСАГО
Примеры расчёта
Теперь давайте рассмотрим несколько примеров, на сколько изменится: вырастет или снизится КБМ при определённых количествах происшествий либо их полном отсутствии в течение определённого периода.
2 ДТП за год
Вы впервые застраховались и попали в 2 ДТП за этот год. В этом случае ваш КБМ вырастет в 2,45 раза для следующей покупки ОСАГО. Вот так это будет выглядеть по таблице:
То есть если вы впервые застраховались, то начальный КБМ у вас равен единице. Затем, так как вы попали в 2 ДТП, мы смотрим вправо от текущей колонки в этой же строке таблицы и получаем коэффициент 2,45.
Если рассчитать по реальной стоимости полиса в качестве примера, то, если у вас в первый год ОСАГО стоило, к примеру, 5 000 рублей, то после 2 аварий цена вырастет приблизительно до 9 тысяч при прочих равных условиях.
Ни одной аварии за 15 лет
Теперь пример немного иной – вы ни разу не попали в ДТП по своей вине в течение последнего полутора десятка лет. В этом случае расчёт и то, как меняется КБМ, будет выглядеть следующим образом:
Данный пример немного сложнее. Здесь каждый год фактически КБМ снижается на 0,05:
в самый первый год страхования он составляет единицу,
далее через год, так как вы не попадали в ДТП, КБМ становится 0,95 (то есть спускаемся на одну строку ниже по таблице),
затем каждый следующий год также спускаемся ниже на строку и доходим до конца таблицы на 11-й год страхования по ОСАГО – здесь мы достигли максимальной скидки 50% коэффициента (только не путайте с конечной стоимостью полиса, так как после КБМ применяются ещё и другие коэффициенты),
и каждый следующий год после 11-го КБМ уже снижаться перестанет и будет всегда 0,5, если вы не попадаете в аварии.
Но обратите внимание по таблице – даже в случае максимально низкого бонус-малуса вы попадёте за год в 2 ДТП, то он вернётся снова к единице, а если более чем в 3 аварии, то вообще составит максимальную планку – 2,45.
Можно ли избежать повышения?
Практически и по закону, кроме как не попадать в ДТП, нет. Но постойте. Выше мы говорили влияние вовсе не самой аварии, а именно страхового случая на изменение КБМ. Получается, что избежать повышения бонуса-малуса, не должно быть именно возмещения. А его не будет только в том случае, если потерпевший не обратится за выплатой по ОСАГО.
Таким образом, при попадании в ДТП вам следует оценить, насколько вырастет стоимость вашего полиса от этого происшествия и насколько велики повреждения автомобиля. Быть может, проще дешевле будет возместить ущерб самостоятельно, если речь идёт о паре тысяч рублей. Только не забудьте взять в этом случае расписку о таком возмещении, чтобы в случае, если потерпевший решит получить двойную выгоду, обратившись ещё и по ОСАГО, вы смогли доказать прямое возмещение и аннулировать такое обращение.
Почему у меня изменился КБМ, если не было ДТП?
Такое, к сожалению, иногда происходит, нередко по вине страховщиков или (реже) базы РСА.
Самый распространённый случай – это когда страховщик не вносит действующий КБМ в базу данных, и тот обнуляется, то есть сбрасывается до единицы (см. таблицу выше).
В этом случае нужно писать заявление этому страховщику, а в случае отрицательного ответа – в РСА и подать жалобу в Центробанк.
Но есть и ещё одна причина – вы поменяли водительское удостоверение и не сообщили в страховую его новые серию и номер. Подробнее о том, что делать, если вы не попадали в ДТП в последние года, а коэффициент изменился – повысился, мы писали в специальной статье об этом.
Можно ли сбросить?
Нет. Имеется в виду, что в 2020 году нельзя ни по закону, ни практически обнулить КБМ за деньги, если вы попадали в происшествия и стали виновником. В любом случае это является уголовным преступлением в сфере страховых услуг, и даже при попытке залезть и взломать базу РСА, поменяв свой КБМ, такого хитрого автовладельца и/или его дельцов ждёт уголовное преследование.
Насколько подорожает страховка ОСАГО после ДТП?
По ОСАГО страхуется автогражданская ответственность, и выплата потерпевшему происходит вместо виновника страховой компанией в пределах лимитов (400 тысяч рублей для ущерба каждому объекту имущества и 500 тысяч — компенсация вреда здоровью или жизни потерпевших). В для виновника следующий полис будет стоить дороже. Но насколько подорожает страховка ОСАГО после такого ДТП и существенно ли это ударит по карману виновника? Давайте выяснять!
Почему дорожает страховка?
Тарифы на договоры ОСАГО издавна регулируются базовой ставкой и применяемым к ней коэффициентам в зависимости от стажа и возраста водителей, мощности автомобиля, региона использования и некоторых других. И одним из таких “других” коэффициентов является коэффициент бонус-малус (КБМ ), введённый несколько лет назад в качестве мотивации водителей соблюдать ПДД.
Суть его заключается в том, что в случае виновности в ДТП следующий период страхования для такого виновника существенно подорожает.
Насколько подорожает?
КБМ рассчитывается в коэффициенте, на который умножается сумма, полученная после применения всех остальных. То есть сначала считаются возраст, стаж и другие коэффициента, а затем итоговая сумма умножается на этот коэффициент. Последний может быть меньше единицы или больше, от чего зависит, уменьшится стоимость полиса или увеличится.
Максимальная скидка по такой “безаварийке” составляет 50%, то есть КБМ может быть не менее 0,5. А вот максимальная нагрузка на цену полиса — целых 245% (коэффициент 2,45).
Но градируется КБМ в классах — от буквы “M” до числа 13.
Давайте посмотрим на всевозможные коэффициенты бонус-малуса в табличном виде.
Класс на начало действия полиса
КБМ
Класс на следующий полис при безаварийном вождении
Класс на следующий полис при 1 ДТП
Класс на следующий полис при 2 ДТП
Класс на следующий полис при 3 ДТП
Класс на следующий полис при 4 ДТП и более
M
2,45
M
M
M
M
2,3
1
M
M
M
M
1
1,55
2
M
M
M
M
2
1,4
3
1
M
M
M
3
1
4
1
M
M
M
4
0,95
5
2
1
M
M
5
0,9
6
3
1
M
M
6
0,85
7
4
2
M
M
7
0,8
8
4
2
M
M
8
0,75
9
5
2
M
M
9
0,7
10
5
2
1
M
10
0,65
11
6
3
1
M
11
0,6
12
6
3
1
M
12
0,55
13
6
3
1
M
13
0,5
13
7
3
1
M
Пользоваться таблицей просто: Вы должны знать, какой у Вас был КБМ на начало действия текущего полиса страхования. Из этих данных посчитать, сколько было ДТП в этот период действия полиса, а затем сопоставить количество по 3-7 колонкам таблицы, а строку взять из текущего класса.
Если Вы страхуетесь в первый раз, то автоматически присваивается КБМ, равный единице (класс 3).
Примеры
Насколько же подорожает полис? Давайте рассмотрим на нескольких примерах со стоимостью полиса 6 000 рублей в текущем периоде страхования.
Ваш КБМ при последней покупке страховки составлял 1 (класс 3) и Вы ни разу не попали в ДТП. Тогда на следующий период страхования полис не подорожает, а, наоборот, подешевеет на 5% (будет класс 4 с коэффициентом 0,95) — то есть 5 700 рублей.
Ваш КБМ при последней покупке страховки составлял 1 (класс 3) и Вы один раз попали в ДТП. Тогда на следующий период страхования страховка подорожает на 55% — то есть 9 300 рублей.
Ваш КБМ при последней покупке страховки составлял 0,7 (класс 9) и Вы 3 раза в этом году попали в ДТП. Тогда на следующий период страхования ОСАГО подорожает очень существенно — то есть если полис стоил при коэффициенте 6 000 рублей когда-то очень давно, то при классе 9 и КБМ 0,7 в текущем периоде он для Вас стал стоить 4 200 рублей. Но, так как Вы совершили целых 3 ДТП в этом периоде, то класс возвращается к первому с коэффициентом 1,55, и в итоге страховка ОСАГО подорожает более, чем в 2 раза и составит 9 300 рублей.
Изменение стоимости ОСАГО после ДТП
Цена полиса обязательного автострахования зависит от того, насколько аккуратно водит машину его обладатель. Если он стал виновником аварии, из-за чего оформившей документ компании пришлось нести убытки, скидка при заключении следующего договора ОСАГО будет утрачена. Но для пострадавшего при столкновении автомобилиста не все так однозначно. О том, как меняется стоимость ОСАГО после ДТП, читайте в статье.
Как влияет ДТП на стоимость ОСАГО
Цена полиса обязательного автострахования формируется в том числе на основании коэффициента бонус-малус. Чем он меньше, тем дешевле обходится и ОСАГО. Ведь показатель означает, что водитель ездит аккуратно, не устраивая аварий. То есть страховой компании не приходится выплачивать ущерб потерпевшим, лишаясь доходов. Хороший клиент приносит фирме прибыль, поэтому его следует поощрить скидкой на ОСАГО в будущем году, что и делается.
Ситуация обратная, если водитель оказался виновным в аварии. В этом случае страховщик вынужден возмещать вред, нанесенный клиентом второй стороне.
Нетрудно догадаться, как влияет ДТП на стоимость ОСАГО в подобном случае. Сумма, выплаченная страховщиком потерпевшему, может быть гораздо больше, чем та, что фирма получила от своего клиента, оформив полис. Поэтому в следующем году КБМ этого водителя вырастет, соответственно увеличится и стоимость его автостраховки. Это правило действует и в случае, если автомобилист купит полис в другой компании.
Потерпевшему ничего подобного не грозит, даже если он и виновник застрахованы одной фирмой. Ведь это не его действия вызвали возникновение страхового случая.
А здесь подробнее о том, как работает единая методика расчета ущерба по ОСАГО.
На сколько увеличится размер выплат, если был виновником аварии
Коэффициент безаварийности обновляется ежегодно. В отсутствие страховых случаев по вине водителя он сокращается. Если авария случилась, и суд назвал причиной происшедшего действия автомобилиста, показатель обязательно вырастет. А вот на сколько увеличится стоимость ОСАГО после ДТП, зависит от количества страховых случаев в период действия договора. Ведь некоторые автомобилисты умудряются устроить за год не одну аварию.
Еще один фактор, влияющий на увеличение цены ОСАГО, это класс водителя. Показатель зависит от продолжительности периода, в котором человек обходился без аварий (те, в которых он был потерпевшим, не считаются).
Как изменится стоимость ОСАГО, можно просчитать с помощью таблицы:
Когда автомобилист приобретает свой первый полис, ему дают класс 3, значит, и КБМ, равный 1. Если он в течение срока действия документа станет виновным в одной аварии, в следующем году получит 1-й. То есть его КБМ станет уже 1,55. Это означает, что стоимость ОСАГО, если был виновником ДТП, в данном случае увеличится на 55% от прошлогодней суммы. А при четырех происшествиях за период действия этой страховки, следующая вырастет в цене на 145%.
Сколько действует повышенный тариф
Договор ОСАГО заключается ежегодно. И каждый раз стоимость полиса просчитывается заново с учетом КБМ. Он будет действительным 1 год с даты оформления нового ОСАГО, не больше. Если между прежним и настоящим полисами перерыв в 12 месяцев, скидка и надбавка обнуляются. Водитель снова получает класс 3.
Как снизить стоимость ОСАГО после ДТП
Для неосторожного автовладельца цена полиса обязательного страхования может оказаться нереально огромной. А обойтись без него нельзя, ведь тогда за следующую аварию будет расплачиваться он сам. И штрафы за отсутствие полиса никто не отменял. Поэтому стоит рассмотреть способы, как снизить стоимость ОСАГО после ДТП легально:
Цена автостраховки зависит еще и от параметров транспортного средства. Чем дороже машина, тем большая сумма понадобится для оформления договора. Поэтому сэкономить можно, сменив технику на более дешевую.
Можно оформить полис на другого человека. Например, если муж хронически устраивает аварии, ОСАГО стоит приобрести на имя жены. Но тогда и за руль сможет садиться только она. Ведь если вписать в полис мужа, при подсчете стоимости будет приниматься во внимание именно его КБМ. То есть сэкономить все не удастся. А ездить без ОСАГО нельзя.
Можно сменить адрес прописки страхователя. Ведь цена обязательного полиса по регионам сильно отличается. КБМ у водителя останется прежним, но общая стоимость снизится.
Пытаться сократить траты на автостраховку иными способами не стоит. Переход в другую компанию бесполезен, так как КБМ «привязан» к водителю и зафиксирован в электронной базе. По той же причине не удастся договориться с сотрудником страховой фирмы, оформляющим ОСАГО. Обман все равно обнаружится, и полис признают недействительным.
Потеря стоимости автомобиля после ДТП
Еще один неприятный момент для автовладельца, чье ТС побывало в аварии, это уменьшение цены имущества. Битая машина, даже отремонтированная, стоит дешевле целой. Потеря стоимости автомобиля после ДТП по ОСАГО тоже входит в список оплачиваемых страховой компанией последствий. Но только для того, кто признан в аварии потерпевшим. Виновник же на выплату рассчитывать не может.
Да и пострадавшая сторона часто вынуждена обращаться в суд за получением возмещения этой части вреда. Хотя в законе об ОСАГО сказано:
А статья 29 Постановления Пленума ВС РФ №2 от 29.01.2015 г. гласит:
Какие условия должны быть соблюдены для сохранения возможности получить потерпевшему выплату по УТС:
поврежденному автомобилю не более 3 лет, если он российского производства, и не больше 7, если это иномарка;
износ ТС определен не выше 30%;
прежде машина не участвовала в ДТП;
на погашение прочего ущерба не был израсходован установленный законом по ОСАГО лимит.
Если автомобиль и сложившаяся ситуация соответствуют этим требованиям, владельцу следует отправить его на независимую экспертизу, написать в страховую заявление о выплате средств по УТС. А при отказе компании нужно подавать в суд. Лучше всего воспользоваться при этом помощью опытного автоюриста.
А здесь подробнее об основных страховых случаях по ОСАГО.
Стоимость ОСАГО после ДТП при виновности в нем водителя неизбежно вырастет, а цена машины упадет. Лучший способ уберечься от того и другого – ездить по правилам. Если же не удалось избежать аварии, надо радоваться, что ОСАГО был оформлен, ведь иначе возмещать урон пришлось бы из собственных средств. Поэтому и на будущий год полис нужно обязательно купить, несмотря на подорожание.
Полезное видео
Смотрите в этом видео о том, что такое утрата товарной стоимости авто после ДТП:
На сколько станет дороже страховка после ДТП
Система обязательного страхования гражданской ответственности достаточно сложна с законодательной точки зрения. Объясняется это тем, что в ее основу заложены не только интересы клиента, но также выгоды и гарантии безопасности страховщика.
Одним из механизмов, с помощью которого страховая компания мотивирует клиента на безопасную езду является гибкий расчет базовых ставок стоимости полиса с учетом коэффициентов. Математика проста – подорожает страховка после ДТП или ее цена уменьшится вследствие безаварийной езды – полностью зависит от страхователя. А так как обязательный страховой полис нужно покупать ежегодно, то прямая заинтересованность клиентов здесь также явно прослеживается.
Базовые ставки и коэффициенты в обязательном страховании
Вся система выплат компенсаций ущерба в обязательном страховании, а также покупка соответствующих полисов построена на расчетах, в основе которых лежат базовые ставки и коэффициенты. Например как сумма, которую получит потерпевший вследствие наступления страхового случая, так и величина оплаты, которую он будет вынужден заплатить за страховой полис зависит от ряда условий.
Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.
П.1 ст.9 Федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” N 40-ФЗ от 25.04.2002 (далее Закон об ОСАГО)
Таким образом, для того, чтобы узнать стоимость страхового тарифа или на сколько будет стоить дороже страховка после ДТП, потенциальному покупателю нужно знать две составляющие – базовую ставку и коэффициент – и перемножить их. Базовую ставку можно узнать непосредственно у самой страховой компании, где будет заключаться договор. Определяется она по принципу, описанному.
Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
Базовая ставка в основном является величиной постоянной, так как обычно технические характеристики и конструктивные особенности автомобиля не меняются. В то время как вторая составляющая – коэффициент – может меняться, тем самым влияя на величину страхового тарифа. Данный коэффициент называется бонус-малус (далее КБМ), и он достаточно прост в вычислении.
Коэффициент бонус-малус
Как уже было упомянуто выше, КБМ напрямую влияет на стоимость полиса. Увеличивается КБМ – увеличивается страховка после ДТП, если уменьшается – соответственно и оплата за страховой полис тоже становится меньше. Если водитель начинающий и первый раз покупает обязательный полис страхования, то страховая автоматически присваивает ему КБМ равный единице. Таким образом первая страховка оплачивается в полной мере. Высчитать это легко умножив базовую ставку на единицу. Каждый год коэффициент пересчитывается с учетом различных факторов, о которых пойдет речь ниже.
Если у клиента уже есть водительский стаж минимум год, то кроме этого фактора страховая компания еще учитывает и его страховую историю.
Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от. наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей.
Статья 9 ч.2 п.б Федерального закона об ОСАГО
Не сложно догадаться как меняется КБМ после первого ДТП, совершенного тем же новичком. Если по истечении соответствующего периода страховщик видит, что имело место наступление страхового случая, то он увеличивает КБМ, а соответственно и стоимость страхового тарифа. Вся система бонус-малус ориентирована на то, чтобы:
повысить аккуратность вождения водителей за счет приобретаемых ими выгод в случае безаварийного вождения;
мотивировать страхователей избегать беспечного и легкомысленного стиля вождения путем повышения стоимости обязательной страховки;
“отвадить” водителей обращаться за страховой выплатой в случае незначительных повреждений. Это утверждение имеет смысл для тех виновников ДТП, которым дешевле рассчитаться самим с пострадавшим, нежели фиксировать страховой случай и уменьшать свой КБМ.
Как рассчитывается коэффициент бонус-малус
Значение КБМ рассчитывается страховой компанией по двум параметрам. Во-первых, это класс, присваиваемый каждому водителю на момент страхования. Каждому классу соответствует свое значение КБМ. Во-вторых, учитывается страховая история за истекший период. Если водитель провел безаварийный год, то значение его КБМ уменьшается. Если же имело место ДТП, то коэффициент вырастет. Причем,чем больше было аварий, тем выше вырастет его значение. То, как изменится КБМ после ДТП, можно увидеть из таблицы ниже.
На примере новичка, только что севшего за руль, разберем, как будет меняться его КБМ в зависимости от страховой истории по истечении года. Когда новоиспеченный водитель заключает свой первый договор обязательного страхования, компания присваивает ему класс 3 с коэффициентом 1. Предположим, что по истечении страхового периода клиент не побывал в ДТП. Таким образом ему присваивается класс 4 с КБМ равным 0,95. Простые расчеты покажут, что следующий страховой полис будет этому новичку стоить на 5% дешевле от базовой ставки.
Представим другую ситуацию. Тот же самый водитель с классом 3 попал в дорожно-транспортное происшествие один раз. Так как была одна страховая выплата, то клиенту присваивается класс 1 которому соответствует КБМ со значением 1,55. Теперь, чтобы высчитать на сколько дорожает страховка после ДТП в этом случае, необходимо умножить базовую ставку на 1,55. Если бы этому водителю не посчастливилось, и он попал бы в ДТП два раза и больше, его класс достиг бы максимума, а КБМ составил бы 2,45. В итоге сумма полиса стоила бы ему почти в два с половиной раза дороже базовой ставки.
Для того, чтобы просчитать клиенту на сколько повышается страховка после ДТП или уменьшается вследствие безаварийной езды, компании должны использовать его предыдущую страховую историю. Эту информацию они могут получить в информационной системе РСА, которая хранит все данные об ОСАГО начиная с 2011 года. Если же вы хотите сами просчитать, сколько будет стоить следующий страховой полис, то обратитесь за помощью к квалифицированному специалисту предоставив ему все необходимые данные.
Нужно перемножить базовую ставку и коэффициент. Базовую ставку можно узнать в страховой компании.
Система ориентирована на:
повышение аккуратности вождения водителей за счет приобретаемых ими выгод в случае безаварийного вождения;
мотивирование избегать беспечного и легкомысленного стиля вождения путем повышения стоимости обязательной страховки;
“отвадить” водителей обращаться за страховой выплатой в случае незначительных повреждений.
Максимальное значение – 1,00.
Каждый год коэффициент пересчитывается.
Он рассчитывается исходя их 2 параметров:
присвоенный класс на начало страхового периода;
страховая история за истекший период.
Если водитель провел безаварийный год, то значение его КБМ уменьшается. Если же имело место ДТП, то коэффициент вырастет.
Мы подготовили более детальные примеры, с ними можно ознакомится по ссылке.
Как меняется стоимость страховки ОСАГО после аварии?
Постоянно увеличивающееся число автомобилей на дорогах ведет к увеличению количества аварий. Оформление полиса автострахования позволит не только соблюсти закон, но и уберечь себя от финансовых потерь. Но страховка после ДТП меняется. Инициатору происшествия и потерпевшему водителю следует разобраться в тонкостях изменения цены.
Как влияет ДТП на стоимость ОСАГО
Наличие либо отсутствие аварийных ситуаций у страхователя характеризуется показателем КБМ. При длительном отсутствии автомобильных происшествий значение коэффициента понижается.
Наоборот, при наличии аварий КБМ возрастает из-за того, что страховщику необходимо возместить урон потерпевшей стороне. Это сопряжено с финансовыми затратами со стороны страховой компании, поэтому цена полиса автогражданки для инициатора аварии вырастет. И напротив, аккуратная, безаварийная езда застрахованного гражданина способствует увеличению прибыли страховщика. Таких граждан страховые организации поощряют, понижая стоимость ОСАГО. Причем стоимость автострахования повысится и в случае, если водитель обратится за оформлением новой страховки в другую страховую фирму.
Применение КБМ позволяет законодателям и страховщикам добиться следующих целей:
стимуляция водителей к более аккуратной езде на дорогах;
если в результате автомобильного столкновения транспорту причинен незначительный урон, то водители могут решить проблему без обращения в страховую;
мотивация граждан к езде без аварий.
Гражданину, признанному пострадавшим в столкновении авто, не стоит опасаться увеличения цены автострахования. Он не является виновным в возникновении аварийной ситуации, поэтому КБМ пересчитываться в большую сторону не будет. Это правило касается и случаев, если инициатор аварии и потерпевшее лицо оформили полисы автогражданки у одного страховщика.
Виновность гражданина в ДТП устанавливается по решению судебной инстанции. Если в ходе судебных разбирательств водитель сумеет доказать свою невиновность, то при следующем оформлении полиса автогражданки стоит рассчитывать на скидку.
Насколько подорожает страховка после ДТП, если был виновником аварии
На значение КБМ влияет количество автомобильных происшествий по моей вине, в которых участвовала моя машина, и в которых я был признан виновным на протяжении действия полиса автогражданки.
Каждое ДТП рассматривается индивидуально. При страховой компании создается комиссия, принимающая решение о применении повышающего показателя КБМ для виновного в столкновении гражданина.
Действия комиссии определяются следующими законами:
ГК РФ;
ФЗ РФ № 40 «Об ОСАГО»;
ФЗ РФ № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ».
При обнаружении нарушений выше обозначенных актов хозяин автомобиля должен получить доказательства факта правонарушения. После этого можно обращаться в суд. Обжаловать действия страховщиков бессмысленно, если:
собственник ТС уехал с места автомобильного происшествия;
в прошлом гражданин не выполнял законных требований по оформлению полиса обязательного страхования автогражданской ответственности;
страхователь передал страховой недостоверные сведения об автомобильном происшествии;
при совершении аварии водитель был в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения.
При первоначальном обращении к страхователю водителю присваивается 3 класс. КБМ составляет 1. Каждый год безаварийной езды повышает класс на единицу, а цена полиса автогражданки уменьшается на 5%. При наличии ДТП ситуация меняется. Одно происшествие является основанием для присвоения хозяину ТС первого класса.
При наличии нескольких аварийных ситуаций водителю будет присвоен класс М. Показатель увеличивается до 2,45. Стоимость последующего автострахования для виноватого водителя будет стоить на 145 % больше.
К хозяину автомобиля, который на протяжении длительного промежутка времени не становился инициатором ДТП и пользовался услугами одного страховщика, меры применяются менее жесткие. Для граждан, ездивших на протяжении одного года без автомобильных происшествий, КБМ изменится в меньшую сторону, что увеличит скидку. При этом если в течение 10 лет водитель не совершил ни одного ДТП, но на протяжении последнего промежутка автострахования стал виновником 2 аварий, то класс не присваивается ниже стандартного.
Страхователям нужно знать, что на показатель КБМ влияет число автомобильных происшествий на протяжении действия полиса автогражданки. Полагать, что на величину страховой премии воздействуют ДТП, совершенные за год, ошибочно.
Сколько действует повышенный тариф на ОСАГО после аварии
На продолжительность действия увеличенного показателя КБМ после столкновения автомобилей оказывает влияние период действия соглашения на страхование. В основном, граждане приобретают ОСАГО на 12 месяцев.
Продолжительность применения к водителю увеличенного коэффициента соответствует промежутку действия договора. После окончания срока его действия страховщики пересчитывают КБМ в большую либо меньшую сторону.
Страхователю рекомендуется отслеживать перерасчет показателя, так как страховая может использовать некорректную методику расчета. Своими действиями страховщики пытаются увеличить стоимость автострахования. Часто страховые фирмы не обозначают в соглашении на приобретение автогражданки период действия увеличенного значения КБМ. Также к неверным расчетам может привести техническая ошибка сотрудника страховой.
Специалисты в области автострахования рекомендуют водителям лично проводить расчеты. При этом необходимо знать дату подписания соглашения и приобретения полиса автогражданки. Также следует выяснить, насколько по соглашению определено действие показателя.
В ряде ситуаций бонус-малус не используется и не воздействует на стоимость автострахования:
если ОСАГО оформлено на прицеп;
застрахован транзитный транспорт;
страховой промежуток меньше 12 месяцев;
страхуется автомобиль, поставленный на учет в другой стране, при этом в РФ он временно принят на учет.
Можно ли избежать повышения цены ОСАГО после ДТП
Зная, что после столкновения авто придется покупать страховой полис по завышенной цене, многие водители пытаются найти пути уклонения от этого. В прошедшие годы собственники авто могли повлиять на стоимость автогражданки такими путями:
можно было оформить автострахование в другой фирме;
новому страховщику данные об автомобильном происшествии не сообщались;
оформление автострахования на другого гражданина.
Наиболее часто виновники ДТП использовали последнюю методику. Но она могла применяться лишь в случае, если в бланк автогражданки было записано несколько водителей. Страховщики пересчитывали коэффициент в большую сторону лишь тому гражданину, который был виновником автомобильного столкновения.
Чтобы при последующем приобретении полиса автострахования его цена не увеличивалась, виновника происшествия не вписывали в страховку. Соответственно, увеличение КБМ не использовалось. Такой прием был распространен у граждан, состоящих в брачных отношениях.
Но после того, как страховщики начали использовать Единую систему РСА, применение вышеназванных методик стало невозможным. В настоящее время гражданин сможет избежать приобретения страхового полиса по завышенной цене одним способом. Необходимо вести себя осмотрительно и аккуратно на дорогах, не провоцируя аварии.
Страховые и контролирующие структуры отслеживают корректировку коэффициентов. Правонарушения выявляются своевременно. Сведения об автомобильном происшествии попадают в единую систему на протяжении 15 дней с момента ДТП.
Далее страховщику потребуется обозначить в программе реквизиты водительских прав, после чего станет доступна вся информация о владельце ТС. Некоторые собственники авто умудряются оформить новый полис автострахования без применения повешенного показателя. Такая возможность предоставляется лишь в том случае, если сведения о ДТП еще не попали в систему РСА.
В отношении виновного в автомобильном происшествии гражданина КБМ не меняется в большую сторону в случае, если он сумеет убедить другого участника аварии не обращаться в ГИБДД и к страховщикам. Но для этого виновнику придется самостоятельно возместить урон, причиненный другому автомобилю.
Такая методика считается весьма рискованной. Водители редко соглашаются на такие уступки гражданину, повинному в ДТП. Риски состоят в том, что устная договоренность не может гарантировать выполнения обязательств по возмещению урона, причиненного машине. Прибегать к такому способу рекомендуется лишь в случае, если ущерб, причиненный ТС, в денежном выражении меньше цены дальнейшего автострахования.
Если виновный в автомобильном происшествии гражданин преднамеренно пытается ввести страховщика в заблуждение для того, чтобы избежать увеличения стоимости автострахования, то последует наказание.
К правонарушителю применяются меры административного характера. В крайних случаях водитель подвергается уголовному преследованию.
Избежать возрастания стоимости автострахования после автомобильного происшествия у виновника не получится. Для экономии денег рекомендуется ездить по автомобильным дорогам аккуратно, соблюдая ПДД.