ВС РФ: единая методика определения размера расходов на ремонт автомобиля не всегда адекватно отражает размер фактического ущерба
lipik / Shutterstock.com
28 марта 2016 года в результате наезда на выбоину в покрытии проезжей части дороги принадлежащий С. автомобиль получил механические повреждения переднего и заднего левых колес и заднего левого диска.
Стоимость восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа согласно заключению эксперта составила 59 100 руб. При этом эксперт руководствовался методическими рекомендациями для судебных экспертов без использования Единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утв. положением Банка России от 19 сентября 2014 г. № 432-П (далее – Единая методика).
Считая, что причиненный ущерб подлежит возмещению учреждением “У”, не исполнившим надлежащим образом обязанность по содержанию автомобильной дороги, С. обратился в суд с иском, в котором требовал взыскать в его пользу 59 100 руб. в счет возмещения причиненного ДТП ущерба, а также расходы на оплату независимой экспертизы в размере 2500 руб. и юридических услуг в размере 10 000 руб.
Суд удовлетворил эти требования лишь частично, взыскав в пользу С. сумму ущерба в размере 35 120 руб., 1485,5 руб. расходов на оплату услуг эксперта и 6000 руб. в счет оплаты услуг представителя (решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 21 июня 2016 г. по делу № 2-3292/2016).
По мнению суда, в ДТП виноваты как водитель, который не учел дорожные и метеорологические условия и допустил наезд на выбоину (ст. 10.1 ПДД), так и учреждение “У”, ненадлежащим образом выполнившее обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования. Вина сторон была установлена в процентном соотношении – 20% и 80% соответственно.
Кроме того, определяя размер ущерба, суд первой инстанции исходил из необходимости применения в данном случае Единой методики и, руководствуясь заключением эксперта, установил размер ущерба равным 43 900 руб.
С. обжаловал это решение, но апелляция оставила его в силе (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 7 сентября 2016 г. по делу № 33-8609/2016).
Сочтя позицию судов незаконной, С. обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд Российской Федерации, и тот нашел основания для ее удовлетворения (Определение СК по гражданским делам ВС РФ от 23 мая 2017 г. № 50-КГ17-3).
Сославшись на преамбулу Единой методики, Суд подчеркнул, что ее применение является обязательным при определении стоимости восстановительного ремонта транспортного средства только в рамках ОСАГО. Тогда как правоотношения, возникшие между С. и учреждением “У” законодательством об ОСАГО не регулируются. В данном случае, отметил ВС РФ, применению подлежат нормы об общих основаниях возмещения вреда.
По общему правилу, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, его причинившим (ст. 1064 Гражданского кодекса). Лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения расходов, которые оно произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, компенсации утраты или повреждения его имущества (ст. 15 ГК РФ).
Что касается причинения вреда автомобилю, то, указал ВС РФ, потерпевшему должны быть возмещены расходы на полное восстановление эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства. Таким образом, размер подлежащих возмещению расходов должен соответствовать реальным, то есть необходимым, экономически обоснованным, отвечающим требованиям завода-изготовителя, учитывающим условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденным расходам, в том числе расходам на новые комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты).
При этом Суд сделал вывод о том, что действующее законодательство не предполагает, что предназначенная исключительно для целей ОСАГО Единая методика безусловно распространяется и на деликтные отношения. Данная позиция была также высказана КС РФ (постановление КС РФ от 31 мая 2005 г. № 6-П, постановление КС РФ от 10 марта 2017 г. № 6-П).
Нижестоящие суды, по мнению ВС РФ, не учли, что произведенные на основании Единой методики подсчеты размера расходов на ремонт не всегда адекватно отражают размер причиненного фактического ущерба и, следовательно, не могут служить единственным средством для его определения.
В связи с этим Суд признал акты нижестоящих судов незаконными и направил дело в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение, в ходе которого посоветовал в полной мере учесть все юридически значимые обстоятельства, позволяющие установить и подтвердить фактически понесенный потерпевшим ущерб.
Подводные камни оценки ущерба автомобиля после ДТП и почему страховые компании экономят на компенсации?
В ситуации дорожно-транспортного происшествия приятного мало, для всех участников это стресс, паника, а от их правильных и четких действий будет зависеть возмещение ущерба страховой компанией.
В этой связи всем без исключения автовладельцам хорошо бы заранее знать план действий – какие меры предпринять, куда звонить и как должна происходить оценка ущерба при ДТП.
Какой вред влечёт дорожно-транспортное происшествие?
Дорожно-транспортное происшествие неизбежно влечет за собой некий ущерб, основными видами которого являются:
материальный;
моральный;
ущерб жизни и здоровью.
Материальным ущербом является вред, нанесенный имуществу в результате ДТП: как транспортному средству, так и личным вещам (одежде, грузу). Размер нанесенного материального ущерба определяется:
представителем страховой компании;
посредством привлеченного независимого оценщика;
по фактическим расходам на ремонт;
в размере среднерыночной стоимости автомобиля (в случае, если расходы на ремонт превышают эту стоимость).
Понятие морального (нематериального) ущерба дано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10. В общем смысле подразумевает физические либо эмоциональные страдания, дискомфорт, причиненные потерпевшему в результате нарушения его прав.
Может заключаться в психологических переживаниях в связи с потерей близких, лишением возможности вести активную общественную жизнь, потерей рабочего места. В нашей стране, в связи со скудной практикой возмещения морального вреда, достаточно трудно доказать его причинение. Взыскать моральный ущерб можно согласно § 4 № 14-ФЗ только с лица, причинившего его, и если не мирным путем, то через суд. Данную категорию риска страховые компании не возмещают.
Ущерб жизни и здоровью выражается в причинении различного рода телесных травм либо смерти, регулируется Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1. Денежное выражение данного ущерба рассчитывается по фактически понесенным и ожидаемым расходам на лечение, реабилитацию, покупку лекарств, а также размеру упущенной выгоды вследствие потери здоровья. В случае смертельного исхода аварии – в размере понесенных расходов на погребение и сопутствующих ритуальных услуг.
Чем руководствуется страховая компания при определении размера компенсации?
Оценка ущерба – важнейшая процедура, определяющая возможную сумму страховой выплаты. Как правило, страховщик пытается уменьшить ее размер, а страхователь увеличить. Чтобы доказать свое право на получение компенсации в полном объеме, необходимо соблюсти все существующие нюансы.
Документы
Для проведения оценки ущерба после ДТП, застрахованное лицо пишет заявление установленного образца в свою страховую компанию, к которому прикладывает следующие документы:
копия паспорта;
документ, подтверждающий право собственности на автомобиль либо доверенность, позволяющая управлять транспортным средством;
полис страхования;
техпаспорт автомобиля;
извещение о ДТП (должно быть направлено также до обращения);
справка о ДТП, оформленная сотрудником ГИБДД, прибывшим на место происшествия и зафиксировавшим его;
для получения страхового возмещения в безналичной форме – банковские реквизиты;
копии всех имеющихся документов, подтверждающих факт повреждения транспортного средства – протокола о ДТП, европротокола, об административном правонарушении, протокола осмотра места происшествия).
Последствия
Осмотр поврежденного автомобиля должен сопровождаться составлением протокола или иного документа, предусмотренного страховой организацией. В результате проведенного осмотра составляется заключение эксперта. Объем страховой выплаты находятся в прямой зависимости от результата оценки ущерба: чем большее количество повреждений зафиксирует представитель страховой компании, тем большей будет сумма компенсации.
Процедура оценки ущерба страховой компанией проходит в следующей последовательности:
Автовладельца информируют обо всех правилах и порядке проводимой оценки.
Определяют дату и место осмотра автомобиля.
Виновнику происшествия заранее направляется телеграмма с приглашением присутствовать на процедуре оценки результатов ДТП (о том, как составить уведомление виновнику ДТП о проведении независимой экспертизы, читайте тут). Присутствовать также должен представитель страховой организации, а при необходимости сотрудник ГИБДД.
Владелец подготавливает транспортное средство – оно должно быть чистым, багажник пустым, доступ к капоту должен быть свободен.
Происходит осмотр повреждений автомобиля, после чего составляется акт, к которому прилагаются фотографии.
На основании составленного акта рассчитывается размер страховой выплаты.
Составляется и передается страхователю отчет о проведенной экспертизе.
Чтобы доказать, что повреждений раннее не было и они получены во время данного происшествия, автовладелец может провести трасологическую экспертизу. В дальнейшем затраты на ее проведение можно через суд удержать со страховой компании. Если же данная экспертиза назначается по инициативе страховой, для автовладельца она будет бесплатной.
Сроки и стоимость
Анализ состояния машины после ДТП проводится в срок до 5 рабочих дней согласно п.10 ст.12 №40-ФЗ, на практике 1-2 дня. Связано это с тем, что для некоторых машина является не только средством передвижения, но и прямым способом получения дохода, без которой и дальше осуществлять свою деятельность невозможно. Поэтому страховыми организациями установлен минимальный предельный срок, в течение которого производятся все необходимые процедуры.
Стоимость проведения оценки ущерба прямо связана с характеристиками автомобиля: марка, год выпуска автомобиля, кузов, класс транспортного средства, среднерыночная стоимость. Подробнее о том, какой порядок и сроки проведения экспертизы, в том числе независимой, читайте в нашей статье.
Причина в том, что для проведения анализа необходимо приложить немало усилий, учитывая современное компьютерное оборудование, электронику и «мозги» автомобиля, корректную работу которых необходимо проверить. Особые сложности возникают, при участии в ДТП редких или несерийных авто.
Найти и сверить его исходные технические данные очень сложно, не говоря о приобретении новых запчастей. Дешевле будет стоить экспертиза отечественных, советских автомобилей, в которых нет сложного оборудования, компьютерного управления и контроля. Запчасти в этом случае и найти легко, и стоят они не дорого.
Почему представители СК занижают стоимость ремонта?
Представители СК обычно заинтересованы в занижении стоимости ремонта, чтобы сэкономить на страховой выплате. Но иногда признание высоких затрат на ремонт может привести к тому, что автомобиль будет признан непригодным для дальнейшей эксплуатации и сумма выплаты будет существенно меньше, чем полагалось бы на ремонт.
Многие страховщики идут на такую уловку, т.к. на восстановительные работы могут быть потрачены все 400 тысяч рублей, выделяемые в качестве максимальной суммы по страховке согласно ст. 7 №40-ФЗ. В такого рода ситуациях в страховой компании можно оформить претензию, указав на верные расчеты, сделанные самостоятельно или с участием независимого эксперта.
Статья 7 ФЗ № 40. Страховая сумма
Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:
в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, 500 тысяч рублей;
в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей;
Для лица, претендующего на полную компенсацию ущерба, важно предоставить все необходимые для проведения оценки документы. Справедливое определение степени ущерба зависит от наличия подтверждающих фактов на бумаге. Особенно это важно, когда, по мнению страхователя, произведенная оценка ущерба не соответствует действительности, и он не согласен с суммой компенсации – наличие доказательств в письменном виде поможет отстоять свою правоту.
Чтобы гарантированно получить выплату, которая реально покроет все расходы на ремонт, многие автовладельцы прибегают к независимой оценке автомобиля после ДТП. Независимые эксперты не заинтересованы ни в том, чтобы «обделить» участника ДТП, ни в том чтобы «разорить» страховщика.
Независимая экспертиза повреждений авто
К выбору независимой оценочной организации стоит отнестись со всей серьезностью, собрав предварительно сведения о ней на форумах водителей, из официальных рейтингов оценщиков, исходя из отзывов и рекомендаций друзей и знакомых.
Далее следует обратить внимание, застрахована ли ответственность данной организации, каков порядок оформления сделки с автовладельцем. Минимум один эксперт из компании должен входить в реестр экспертов-техников Минюста РФ. Можно попросить примеры проведенных экспертиз и судебных решений, принятых по результатам деятельности экспертов этой организации.
Документы
Проведение независимой экспертизы требует меньшего объема документов, нежели процедура подачи заявления в страховую организацию.
Необходимы следующие документы:
заявление;
документы на транспортное средство;
все документы о ДТП (либо их копии), переданные страховщику – протоколы, фотографии, данные видеорегистратора;
при наличии – справки о ДТП и результаты предыдущей экспертизы.
При наличии договора на экспертное обслуживание, заключенного между экспертной организацией и страховщиком, необходимо предоставить направление на экспертизу.
Сроки и стоимость
Время на проведение независимой экспертизы аналогично тому, что предусмотрено для проведения стандартной оценки страховщиком, т.е. до 5 рабочих дней. Процесс экспертизы может затянуться по причине сложности технологического процесса, требующего осмотр не только видимых, но и скрытых повреждений. Кроме этого, экспертам могут понадобиться дополнительные справки, протоколы, необходимые для полноценного проведения экспертизы.
Стоимость проведения независимой экспертизы варьируется в зависимости от региона, степени повреждения автомобиля, срочности проведения оценки, вида экспертизы. Без наличия всех этих сведений, обозначить сумму, которую придется уплатить экспертам, невозможно. Можно обозначить ценовой диапазон. Например, в Москве и Санкт-Петербурге независимая экспертиза стоит от 3500 (до 5 поврежденных деталей) до 12 000 рублей (свыше 20 поврежденных деталей). В регионах цены значительно ниже: от 2 000 до 7 000 рублей.
Если инициатором независимой экспертизы является пострадавший – он же ее и оплачивает. Впоследствии он может в судебном порядке взыскать потраченные деньги со страховой компании, поэтому документы, выданные представителем страховой компании, а также документы и чеки от независимого эксперта необходимо сохранять.
Как должен выглядеть акт осмотра?
После проведения независимой эксперизы повреждений составляется акт осмотра авто для суда, который содержит доскональное описание каждого повреждения, осколка, царапины, а также подробные расчеты сумм, необходимых для проведения ремонта транспортного средства.
Документ составляется в трех экземплярах – для пострадавшего, для страховой компании, для организации, производившей независимую экспертизу. На основе выданного акта стороны могут отстаивать свои права относительно друг друга. Проведение оценки независимым специалистом может как сгладить конфликт (страховая выплачивает сумму, признанную к выплате в новом акте), так и усугубить его, вынуждая прибегнуть к судебным тяжбам в случае полного несогласия сторон.
Далее на фото приведен образец акта осмотра автомобиля:
Основания проведения экспертизы для суда
Существуют правила проведения данной процедуры:
оценка возможна только экспертами, прошедшими официальное лицензирование;
при заказе экспертизы предоставляется полный пакет соответствующих документов;
необходимо указать, что результаты проведенной оценки будут представлены в суде, для более тщательного их оформления.
Для правильной оценки ущерба, а затем получения компенсации от страховой, хозяину автомобиля необходимо четко выполнять предписанные рекомендации, следить за правильностью составления протоколов, справок с места ДТП сотрудниками ГИБДД. В случае несогласия с результатами оценки представителя страховщика, потерпевшему целесообразно прибегнуть к проведению независимой экспертизы после ДТП, так вероятность получения справедливого возмещения ущерба увеличивается.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Оценка повреждений автомобиля для суда
Возмещение ущерба от столкновения машин происходит по полисам ОСАГО или КАСКО, либо по иску к виновнику ДТП. При оценке повреждений проводится осмотр автомашины, экспертиза с составлением заключения. Если пострадавший не согласен с расчетом выплат, составленным страховщиком, для оспаривания суммы компенсации потребуется независимая оценка автомобиля.
Независимая экспертиза автомобиля для суда
Для получения выплат по договору ОСАГО или КАСКО пострадавший должен выполнить ряд обязательных требований:
на месте аварии нужно заполнить бланк извещения о ДТП по процедуре Европротокола или вызвать сотрудников ГИБДД для составления обязательных бланков;
убедиться в правильности занесения данных о видимых повреждениях в извещение о ДТП;
направить документы в пятидневный срок в адрес страховщика;
предоставить транспортное средство для осмотра и оценки повреждений.
Обратите внимание! Страховая компания сама назначает автоэксперта для проведения осмотра и оценки. По этой причине нередко возникает существенное занижение суммы выплат, что заставляет граждан обращаться в суд.
Чтобы оспорить расчет страховой компании и добиться максимальных выплат, необходима оценка автомобиля для суда. Ее может провести независимый оценщик, выбранный самостоятельно пострадавшим. В ходе независимой экспертизы автомобиля для суда проводится обязательный осмотр машины для следующих целей:
на предмет выявления видимых и скрытых повреждений, сравнения полученных данных с отчетом страховой компании;
экспертиза лакокрасочного покрытия (ЛКП) автомобиля для суда;
определение необходимого восстановительного ремонта, перечня запасных частей и расходных материалов, их оценка в денежном выражении;
оценка утраты товарной стоимости автомобиля.
По итогам экспертизы пострадавший получает отчет о рыночной стоимости ремонтно-восстановительных работ, заключение об утрате товарной стоимости машины. На основании указанных документов формируется перечень исковых требований к страховой компании, которые будут рассматриваться судом.
Экспертиза ЛКП автомобиля для суда
Имущественные последствия от ДТП, характер и степень повреждений, причиненных автомобилям, а также их размер, могут быть определены только на основании заключения автоэксперта. Наибольшую сложность может представлять экспертиза лакокрасочного покрытия (ЛКП) автомобиля. Именно этот компонент оценки нередко умышленно не учитывается страховой компанией при расчете суммы компенсации.
При обращении к независимому оценщику необходимо представить автомобиль для осмотра. По этой причине нежелательно делать ремонт ЛКП до обращения на экспертизу. В качестве альтернативного варианта можно детально зафиксировать все видимые и скрытые повреждения, которые требуют замены краски, представить оценщику акт выполненных работ, расчетные документы по оплате лакокрасочных работ и т.д.
Ходатайство о назначении автотехнической экспертизы по ДТП
В рамках судебного процесса может возникать необходимость в назначении экспертизы по постановлению суда. Например, если происходит рассмотрение иска о прямом возмещении ущерба за счет виновного лица, а второй участник дела не согласен с представленным экспертным отчетом. Для этого участником дела подается ходатайство о назначении автотехнической экспертизы по ДТП. В содержании ходатайства указываются следующие пункты:
наименование судебного органа, которому адресуется просьба;
данные о заявителе ходатайства, а также иных участниках процесса;
обстоятельства, с которыми связано рассмотрение иска;
обоснование необходимости в назначении автоэкспертизы (например, несогласие с оценкой, проведенной оценщиком второй стороны или страховой компании);
указание данных о независимом автоэксперте, которого предлагает заявитель ходатайства;
просьба к суду – вынести постановление о назначении автоэкспертизы.
Проблемы могут возникать при определении того, кто будет оплачивать расходы на экспертизу. По общему правило, затраты несет заинтересованная сторона, а по итогам судебного процесса все расходы будут взысканы с проигравшей стороны.
Также нужно учесть, что к статусу автоэксперта предъявляются особые требования. Он должен иметь квалификационный аттестат, состоять в СРО оценщиков. Оценка размера ущерба должна осуществляться на основании методик по показателям рыночных цен на восстановительные работы, запасные части и расходные материалы. Только в этом случае можно рассчитывать на максимально возможные суммы возмещения ущерба — по полису ОСАГО они составляют до 400 тыс. рублей.
Ведь, как правило, наибольшее количество споров вызывает именно оценка такого ущерба. Автовладельцы хотят получить как можно больше, а страховщики заплатить как можно меньше.
Причем до того момента, как появилась единая методика оценки стоимости восстановительного ремонта, возникновение споров логично объяснялось. Один эксперт считает по одной методике, другой – по второй, а судебный по-третьей. Но, несмотря на то, что теперь порядок оценки прописан в законах и других нормативных актах практически досконально, вопросы по-прежнему возникают. Причем, как оказалось, сумму выплаты пострадавшему занижают сами судьи. Аргументы для этого они представляют довольно неожиданные.
Разбираться со столь сложными спорами приходится Верховному суду. А пострадавшему приходится дожидаться компенсации несколько лет.
Итак история эта началась с того, что некто Володин в конце апреля 2015 года, двигаясь на своем мотоцикле, попал под колеса автомобиля, которым управлял некто Фомичев. В ГИБДД установили, что виновником ДТП является Фомичев.
В результате аварии больше всего пострадал мотоцикл, который восстановлению не подлежал. При этом куплен он был буквально за три дня до аварии.
Надо сказать, что Фомичев был застрахован по ОСАГО с расширенным покрытием до миллиона рублей. Пострадавший Володин сначала обратился в свою страховую компанию за прямым возмещением ущерба. Однако страховщик отказался выплатить на том основании, что якобы водитель не представил документов о том, что он собственник мотоцикла.
При этом непонятно, что страховщик имел в виду: договор купли-продажи мотоцикла, а также свидетельство о его регистрации были предъявлены.
При этом при заключении договора с мотоциклистом и получении от него премии документов страховщику хватало. А для выплаты их недостаточно.
Также страховщик не назначил проведения технической экспертизы. Володин решил тогда провести независимую экспертизу за свой счет. Но на независимую экспертизу страховщик ни разу не направил своего эксперта, хотя его дважды приглашали телеграммой.
Между тем экспертиза установила, что повреждения мотоцикла таковы, что он не подлежит восстановлению. При этом эксперты указали, что стоимость этого транспортного средства на момент оценки составляет 1 миллион 156 тысяч рублей. А стоимость годных остатков – почти 149 тысяч.
Вычитаем одно из другого – получаем стоимость ущерба. То есть 1 миллион 7 тысяч рублей. Именно столько мотоциклист должен был получить в качестве компенсации за уничтоженную технику.
Однако по ОСАГО со своей страховой он мог рассчитывать на сумму не более 400 тысяч рублей. Но у виновника аварии ОСАГО было с расширением до миллиона рублей. Поэтому Володин обратился в страховую компанию виновника аварии за выплатой по расширенному лимиту. И тоже получил отказ. Якобы отсутствуют документы о стоимости восстановительного ремонта транспортного средства. То есть представленные результаты независимой экспертизы страховщика почему-то не устроили.
Володин обратился в суд. При этом потребовав уплаты неустойки и штрафа. Но Озерский городской суд Московской области решил, что мотоцикл, купленный по договору купли-продажи за 650 тысяч рублей, не может стоить дороже после трех дней его эксплуатации. А поэтому ущерб, штраф и неустойку высчитывал именно из этой суммы. С этим согласилась и апелляционная инстанция Московского областного суда.
Однако с таким решением не согласился Верховный суд. Под действительной стоимостью имущества понимается его рыночная стоимость, которая представляет собой текущую стоимость товара, определяемую на основе спроса и предложения в каждый конкретный момент на рынке. То есть определение судом стоимости на основе цены, указанной в договоре купли-продажи, нельзя признать правильным и соответствующим положениям закона, установил ВС.
Определение действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая или размера расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая, требует специальных познаний. Суд должен был назначить экспертизу. Но ни один из нижестоящих судов этим не озаботился.
На этом основании ВС отменил решение нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.
Действительно, сумма, указанная в договоре купли-продажи, может быть ниже рыночной. Например, продавцу срочно нужны деньги, и он продает свой мотоцикл по дешевке. Но это не означает, что покупатель купил дешевку. За те же деньги он не сможет приобрести точно такой же продукт, который достался ему с большой скидкой. А закон при гибели имущества требует компенсации в размере действительной его стоимости.
Экспертиза автомобиля после ДТП для суда
Независимая экспертиза транспортного средства после ДТП проводится для определения реального размера ущерба, чтобы в дальнейшем страховая компания могла осуществить компенсацию причиненного вреда. К сожалению, не все водители знают, как правильно проводится такая экспертиза автомобиля после ДТП для суда и зачем это делать, если страховщик уже провел свое исследование.
Понятие зависимой экспертизы
Понятие и значение независимой экспертизы после ДТП установлено в статье 12.1 Федерального закона «Об обязательном страховании автогражданской ответственности автовладельцев». В соответствии с нормами данного акта, независимая экспертиза автотранспортного средства после ДТП проводится для того, чтобы определить повреждения автомобиля, причины их появления, а также обстоятельства, при которых они были получены.
В целом, проведение экспертизы транспортного средство после ДТП для суда полезно тем, что собственнику удается определить реальную стоимость восстановительного ремонта своего автомобиля.
Виды экспертизы после ДТП
На самом деле, выделяют несколько видов независимой экспертизы автомобиля после ДТП, в зависимости от того, кто занимается проведением этого исследования:
Экспертиза транспортного средства, которую проводит страховая компания.
Независимая экспертиза в специализированных организациях.
Судебная экспертиза авто после ДТП.
Как правило, после наступления страхового случая автовладелец сразу же обращается к своему страховщику, чтобы провести оценку стоимости повреждений автомобиля. Но в большинстве случаев такая оценка вызывает у собственника сомнения, ведь зачастую страховщик намеренно занижает размеры выплат.
В этом случае автомобилист может обратиться в компанию, специализирующуюся на проведении независимой экспертизы, чтобы пройти повторное исследование. По нормам законодательства, страховая компания должна принять акт исследования и выплатить компенсацию, размер которой указан в документе.
Однако в некоторых случаях у страховщика остаются сомнения в том, что исследование действительно было независимым. В этом случае сторонам остается только одно – обратиться в суд. По ходатайству будет назначена судебная экспертиза автомобиля после ДТП, стоимость которой будет оплачивать инициатор проведения такой повторной проверки.
Все экспертизы должны проводиться в строгом соответствии с регламентом, в противном случае, акт не будет иметь никакой юридической силы.
Основания для проведения экспертизы
Экспертиза автомобиля после ДТП для суда может проводиться по нескольким причинам.
Сразу же после дорожно-транспортного происшествия собственник транспортного средства привозит свой автомобиль на оценку повреждений в офис страховой компании или в сервисный центр, с которым у страховщика заключен договор. В некоторых случаях представитель страховой фирмы самостоятельно приезжает на место аварии, чтобы сразу же оценить повреждения машины, а также убедиться в правильности заполнения сотрудниками ГИБДД всех обстоятельств ДТП.
Если стороны договариваются о размере компенсации (владельца устраивает сумма, названная по результатам осмотра его транспортного средства), то проведение независимой экспертизы автомобиля не требуется, и собственник просто получает ту сумму, которую ему указали в акте.
Но, к сожалению, на практике такая договоренность встречается достаточно редко. Зачастую автовладельцу приходится обращаться за проведением повторной независимой экспертизы для определения реальной стоимости восстановительного ремонта своего транспортного средства.
Процедура проведения независимой экспертизы
Независимая экспертиза автомобиля после ДТП может проводиться только после оценки автомобиля представителем страховой компании. Поэтому советы о том, что независимого эксперта можно вызвать сразу на место происшествия, некорректны, так как впоследствии его акт не будет принят к рассмотрению.
Конечно, автомобилист может пригласить независимого специалиста на место дорожно-транспортного происшествия сразу, однако в этом случае эксперт сможет только убедиться в том, что представитель страховой компании правильно осматривает автомобиль. Совершить каких-либо юридически-значимых действий на данном этапе он не сможет.
В соответствии с требованиями страхового законодательства, собственник транспортного средства может обратиться за проведением независимой экспертизы только в том случае, если ему не удалось достичь согласия со страховой компанией относительно размера страхового возмещения.
В этом случае инициировать проведение повторного независимого исследования может как сам автовладелец, так и страховая компания.
Чаще всего, страховщик сразу же приглашает для проведения повторного исследования независимого эксперта (к сожалению, в большинстве случае он является независимым только на бумаге). Стоит помнить о том, что собственник автомобиля имеет право беспрепятственного доступа к своей машине или к ее останкам.
Если автовладельцу по каким-либо причинам не предоставляется такой доступ, он не имеет возможности самостоятельно провести независимую экспертизу.
По законодательству, в подобной ситуации собственник транспортного средства имеет право организовать самостоятельное исследование своего автомобиля только в том случае, если страховщик не осмотрел автотранспорт в течение 5 дней и не дал своего заключения о стоимости восстановительного ремонта.
Страховая компания должна принять результаты независимого исследования, проведенного автовладельцем.
Порядок проведения экспертизы авто после ДТП
В целом, весь порядок проведения независимой экспертизы транспортного средства после дорожно-транспортного происшествия выглядит следующим образом:
Уведомление страховщика об аварии
Сразу же после ДТП автомобилист отправляется в офис к своему страховщику для подачи заявления с требованием возместить причиненный ущерб. По закону, автомобилист должен сделать это в течение 5 дней или иного срока, установленного страховым договором (в некоторых случаях страховая компания допускает подачу заявления в течение 15 дней с момента инцидента).
Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему – просто обратитесь к нашему юристу:
+7 (812) 407-34-78 (Санкт-Петербург)
Как оценивают ущерб при ДТП: порядок процедуры, цена, виды экспертиз
Спросить юриста быстрее, чем читать!
Задайте вопрос прямо сейчас и получите бесплатную консультацию. Ответим в течение 5 минут и решим даже самую сложную ситуацию.
Среди важнейших вопросов, встающих перед владельцем транспортного средства, попавшего в ДТП, на первый план выходит один основной — как правильно провести экспертизу автомобиля после ДТП. Важно знать, кто выполняет анализ повреждений и оценивает ущерб, какие меры нужно предпринять, чтобы стоимость ремонтных затрат была полностью компенсирована.
Правильная оценка повреждений, полученных автомобилем или пассажиром, может гарантировать возврат максимальной суммы выплат по страховке ОСАГО и КАСКО. Отсутствие необходимых знаний неизбежно ведёт к множественным ошибкам и, как результат, — снижению полагающихся выплат.
Как оценивают ущерб автомобиля при ДТП
Все последствия ДТП должны быть чётко зафиксированы водителем. Нужно сфотографировать обломанные куски, осколки, вмятины и внутренние повреждения, следы шин, место аварии и иные объекты. Общаясь с автоинспектором, следует детально отразить обстоятельства, сопутствовавшие аварии. Это поможет:
сотрудникам ГИБДД оформить протокол без искажения фактов произошедшего;
подтвердить информацию, изложенную в европротоколе;
страховым агентам правильно оценить обстоятельства происшествия и степень повреждений, возместить ущерб в максимально возможном объёме, а не только за те повреждения, которые зафиксированы в протоколе сотрудников ГИБДД.
Автотехническая экспертиза автомобиля после дорожно-транспортного происшествия производится страховой компанией для оценки ущерба, полученного ТС. Для этого в соответствии с Положением Банка России от 19.09.2014 № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изменениями от 01.01.2018) в страховую компанию предоставляется заявления, к которому прикладываютс (п. 3.10 Положения):
заверенная копия удостоверения личности потерпевшего (выгодоприобретателя);
документы с банковскими реквизитами для перечисления страхового возмещения, еслионо будет производиться в безналичном порядке;
согласие органов опеки и попечительства, в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться представителю лица (потерпевшего (выгодоприобретателя), не достигшего возраста 18 лет;
извещение о ДТП;
копии протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, если оформление ДТП осуществлялось при участии сотрудников ГИБДД, а составление таких документов предусмотрено законодательством РФ;
документы, подтверждающие нанесение вреда здоровью, жизни и/или имуществу потерпевшего, видео- и фотоматериалы.
Правила осмотра авто и оценки ущерба после ДТП в страховой фирме регламентированы Положением Банка России от 19.09.2014 № 433-П «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства».
Цена автоэкспертизы после ДТП
Оценка стоимости ремонта авто складывается из нескольких составляющих:
модели автомобиля и необходимых для ремонта запчастей;
стоимости запчастей;
степени изношенности деталей;
характера полученных повреждений;
степени сложности демонтажа, ремонтных работ, установки;
доступности деталей на российском рынке.
Назвать точную сумму, однозначно определяющую, сколько будет стоить экспертиза автомобиля при ДТП, невозможно, так как этот показатель зависит от нескольких обстоятельств:
в каком субъекте РФ осуществляется экспертиза;
сколько повреждений получено автомобилем (определяется визуально);
какие расценки за услуги установлены компанией, проводящей экспертизу;
предоставляются ли дополнительные услуги.
Ценовой диапазон стоимостиэкспертной оценки варьируется от 2,5 тыс. до 12 тысяч рублей. В столичных компаниях стоимость услуг выше, чем в региональных. Расценки зависят и от вида экспертизы. Стоимость трасологической оценки начинается от 15 тыс. рублей.
Онлайн-калькулятор оценки автомобиля после ДТП
Проведение оценочных работ регламентируется Положением Банка России от 19.04.2014 № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства». Такой подход к проведению оценочной экспертизы предусмотрен Федеральным законом об ОСАГО № 40-ФЗ (ст. 12.1, ч.3).
Точная стоимость запчастей и ремонтных работ зависит от обстоятельств ДТП и определяется в соответствии с порядком расчёта:
расходов, необходимых для приобретения материалов и запчастей — принимается во внимание стоимость не только самих деталей, но и восстановительных работ;
степени износа деталей, требующих замены, срока эксплуатации, пробега машины;
остатков автомобиля при его полной гибели, годных к использованию — учитывается стоимость демонтажа, хранения, установки запчастей, соотношение стоимости неповреждённых и повреждённых деталей, объём механических повреждений.
Использование формулы для самостоятельного расчёта стоимости автомобиля после ДТП представляется затруднительным, потому что сама формула содержит много составляющих, в том числе и логарифмы. Упростить задачу предварительной оценки призван калькулятор оценки повреждений и ремонта авто онлайн.
Какие вопросы нужно задавать оценщику
Автотехническая экспертиза, устанавливающая причинно-следственные связи обстоятельств ДТП, призвана ответить на главный вопрос: выполнил ли водитель основные требования ПДД в соответствии с дорожной обстановкой в момент происшествия, имел ли он техническую возможность избежать аварии.
Для того, чтобы в пользу автовладельца были собраны веские аргументы, а размер ущерба оценён по рыночной стоимости, при проведении автотехнической экспертизы вопросы для автоэксперта по ДТП должны быть сформулированы грамотно и содержательно.
Подробный перечень состоит из нескольких десятков вопросов. В том числе для оценки ущерба перед автоэкспертом ставят следующие вопросы:
Как определяется остаточная стоимость ТС и ремонта по его восстановлению?
Какова рыночная стоимость ТС?
Каков размер утраченной товарной стоимости?
Какое значение у коэффициента износа ТС и его агрегатов?
Сколько стоят уцелевшие и пригодные к эксплуатации остатки ТС после ДТП?
Сколько стоят запасные части?
Если в машине установлено дополнительное оборудование или перед аварией осуществлялись ремонтные работы, автоэксперту следует задать вопросы по поводу исправности и качества закрепления узлов и деталей, которые могли стать причиной ДТП.
Срок проведения автотехнической экспертизы после аварии
После поступления заявления в страховую компанию с потерпевшим согласовывают дату, место, время осмотра автомобиля (Положение о правилах ОСАГО №431-П, п. 3.11). Срок представления повреждённого авто для осмотра и экспертизы после ДТП ограничен 5-ю рабочими днями.
Непосредственно экспертиза должна быть проведена за 5 рабочих дней с момента, когда потерпевший предоставил ТС. Осмотр авто проводят эксперты — представители страховщика, специалисты в области автомобильной техники.
Основания для продления этого срока законодательно не определены, но на практике такое происходит достаточно часто из-за технологических нюансов внутреннего осмотра, необходимости предоставления дополнительных документальных материалов, без которых невозможно провести полноценную и всестороннюю экспертизу.
Что такое дефектовка автомобилей после ДТП
Необходимая процедура для всесторонней оценки ущерба, полученного автомобилем при ДТП, — дефектовка. Она помогает выявить не только видимые, но и скрытые повреждения, дефекты, ведущие к нарушению геометрии кузова, дефектам в подвесках.
Дефектовка проводится на специализированных СТО, занимающихся кузовным ремонтом. Оплачивается автовладельцем.
При таком обследовании обязательно присутствие представителя страховщика — квалифицированного эксперта. По результатам детального осмотра составляют акт дефектовки с перечислением всех выявленных повреждений.
Виды экспертиз
Максимально полную картину ДТП можно составить только по результатам комплексного проведения технического обследования по разным направлениям. Существуют разные виды экспертиз:
Автотехническая. Устанавливает обстоятельства аварии. Определяет технические параметры и устанавливает дорожную обстановку в момент происшествия. Анализирует достаточность, последовательность и обоснованность действий водителя по отношению к обстановке, сложившейся на дороге в момент аварии. Срок проведения: от 10 дней до двух месяцев.
Трасологическая. Изучая следы, которые были оставлены автомобилями на месте ДТП, эксперт определяет их марки, тип шин, вероятность участия в столкновении. Срок проведения: до 30 дней.
Автотовароведческая. Назначается, если возникли разногласия по оценочной стоимости. Срок проведения: 10-15 дней.
Комплексная. Проводится специалистами из разных областей экспертной деятельности. По результатам осмотра составляется общий отчёт, отражающий всестороннюю картину обстоятельств ДТП.
Особый вид анализа аварии — судмедэкспертиза. Она назначается при наличии пострадавших. Срок проведения: от 2-х недель до одного месяца.
Как оспорить экспертизу ТС
Если после оценки повреждений сумма, выставленная страховщиком, не соответствует реальной стоимости восстановительных работ, страховой компании предъявляется претензия. В ней отражаются точные расчёты, произведённые своими силами, с помощью онлайн-калькулятора или после обращения к независимым экспертам. К помощи независимой экспертизы обращаются в трёх случаях:
Разногласия и споры заинтересованных сторон привели в судебные инстанции. В этом случае независимая экспертиза соберёт доказательства объективного расследования.
Страховая компания сомневается в точности предоставленной экспертами оценочной информации.
Потерпевший считает, что сумма ущерба больше начисленных компенсаций.
В случае обращения к независимым экспертам к заявлению прилагаются копия извещения о ДТП, материалы, фиксирующие обстоятельства аварии, отчёт о предыдущей экспертизе, договор ОСАГО. Если за независимой оценкой обратилась страховая компания, то к данному перечню прилагают копию учредительного документа, указывающего на вид деятельности.
Если достоверность экспертной оценки вызывает сомнения, оспорить решение эксперта можно только в судебном порядке:
Постановление о результатах проведения экспертной оценки представляется в суд.
Представленный отчёт тщательно анализируется.
Эксперта вызывают в судебное заседание.
Подаётся ходатайство об обеспечении повторной экспертизы.
Независимая экспертиза является гарантом защиты прав водителя, ставшего участником ДТП.